Русский предприниматель, журнал | Максим Калашников | 29.10.2004 |
В конце лета в Академии государственной службы РФ на кафедре информационной политики прошел «круглый стол», на котором обсуждались вещи удивительные и перспективные. Инициаторы смелого и вполне реального проекта утверждают, что с помощью информационных технологий возможно в несколько раз увеличить ВВП страны
АНГЛОСАКСОНСКИЕ «МАГИ ИНФОРМАЦИИ»
США
уверенно завоевывают господство в мировом информационном пространстве. Крепнет
закрытый Интернет-2, в полной мере доступный лишь крупным корпорациям и госструктурам Америки. На его основе создается информационная система
«Абеллена», соединенная с глобальными подсистемами перехвата всех электронных
сообщений планеты — «Эшелон» и «Оазис».
Все это вписано в грандиозную
программу «Технологии нового экономического роста Америки», принятую в 1993
году. Создается некая «мыслящая сеть», которая превращает общедоступный Интернет
в громадную систему сбора данных со всего мира и в могучее средство навязывания
остальным выгодных американцам стереотипов и представлений. Работы над
«Интернетом для избранных» соединены с подпрограммой «Искусственное сознание» и политикой глобального распространения обычного Интернета.
По словам
автора-разработчика проекта «Маркетинговая информационная система» для стран СНГ
Сергея Дроздовского, вся Земля, подключенная к Всемирной паутине,
поставляет в нее океаны самых разных данных. Но только США благодаря Интернет-2
могут использовать эти громадные ресурсы.
— Собранная информация
структурируется и форматируется для дальнейшей ее обработки искусственным
«сознанием» и экспертным сообществом, а затем поставляется американским деловым
кругам для принятия ими самых эффективных управленческих решений, — поясняет
Сергей Дроздовский.
Обычные пользователи Интернета (эксплуатируемое «стадо»)
просто тонут в хаотических нагромождениях информации, глохнут от «белого шума»,
поскольку уступают создателям Сети в технологиях добычи и обработки данных. Там,
где неамериканские фирмы, спецслужбы и органы власти блуждают в дремучих
«информационных чащах», обладатели «второго Интернета» способны отсекать «белый
шум», перерабатывать миллиарды килобит сведений, превращая их в стройную
прозрачную картину происходящих в мире процессов и в информацию совершенно
нового качества. Попытки соперничать с американцами похожи на жалкие потуги
слепых, глухих и немощных выйти на боксерский ринг против Майкла Тайсона.
Это — информационная магия в действии. Там, где обычным компаниям нужны
миллиарды долларов, пользователи Интернета-2 обойдутся миллионами. Там, где
простые пользователи широкодоступной Паутины станут влетать в кризисы и нести
громадные убытки из-за неверных прогнозов, «информационные маги» смогут богатеть
и побивать конкурентов, вполне культурно состригая шерсть с «баранов» всего
мира. И с нас тоже. Но это только одна сторона дела. Вторая заключается в том,
что Интернет создавался носителями американского сознания и культуры и потому
пользователи Паутины (носители другого типа сознания) вынуждены думать на чужой
манер. А тот, кто заимствует чужой строй мышления, неминуемо проигрывает в конкуренции тем, для кого эта ментальность родная. Американцы, вынуждая
остальных подражать себе, обеспечивают свое лидерство, постоянное отставание
прочих на шаг-два. Но если бы шло только простое подражание! Специально
вырабатываются якобы американские нормы и стили жизни, которые ослабляют
конкурентов США. Интернет превращается в оружие, которое поражает нас
разрушительными «интеллектуальными вирусами», снабжает искаженными данными,
формирует искривленную картину мира.
Современная экономика все больше
становится психологической, виртуально-информационной. Недаром в 2002 году
впервые в истории Нобелевскую премию по экономике вручили именно психологу — за работу «Психологические аспекты построения бизнес-процессов». А годом раньше
такой же премии удостоили американскую работу «Асимметричное предоставление
информации». То есть: себе — полной картины, конкурентам — неполной или
искаженной.
ИНТРАНЕТ — К ИНТЕРНЕТУ
К сожалению, власти
нынешней РФ облегчают задачу для американцев, воплощая программу «Электронная
Россия». То есть программу тотальной «интернетизации» всех госструктур.
— В чем опасность? В том, что «Электронная Россия», будучи якобы аналогом
американской программы «Новые технологии экономического роста…», не создает
ничего подобного заокеанскому Интернету-2. Не создается основы для
экономического роста на информационном уровне. Зато Россия превращается в поставщика информации для хозяев Сети. И не предусмотрено никакой защиты от информационной интервенции извне, от возможного подавления наших
информационно-интеллектуальных ресурсов, — говорит С. Дроздовский.
Само
собой, и наши деловые круги в условиях поверхностной «интернетизации» попадают в заведомо проигрышное положение.
— Курс на «информатизацию» по навязанной нам
Западом модели пагубен, — считает бывший директор НИИ инфосистем при Первом
главном управлении КГБ СССР Владимир Кравченко. — Иначе и не может быть в условиях культурного различия и отставания РФ от развитых стран. Но эта
отсталость только консервируется, а не преодолевается!
Задача, таким
образом, становится ясной: русским нужна национальная особая сеть — Интранет —
ответ «Абеллене». Своя система добывания, обработки и синтеза информации,
которая должна быть построена на русских национально-психологических принципах и удобна именно для нас. Только тогда программа «Электронная Россия» и ее
«спутники» станут не профанацией, а настоящим направлением прорыва.
И прежде
всего это нужно малому и среднему бизнесу. Нашим предпринимателям (не олигархам)
надо выходить из тесных рамок бизнеса позапрошлого века, в которые умудрились
запихать его «реформаторы». Сегодняшнее предпринимательство — это уже не только
свои колбасные заводики, магазины, фермы, мастерские автосервиса или
транспортные конторы. Малый и средний предприниматель ХХI столетия работает в условиях глобализации. Небольшие предприятия сейчас могут искать поставщиков и контрагентов по всему свету. Малый и средний бизнес на Западе сегодня занимается
выпуском высокотехнологичной продукции, споря с корпорациями-гигантами,
становится прибежищем самых смелых, творческих и энергичных личностей. И вот уже
не только семейные фирмы или частные магазинчики, а проектные сообщества и творческие (креативные) команды задают тон. Именно благодаря новым
информационным технологиям, позволяющим фирмам-крошкам превращаться в сетевые
гиганты и привлекать в свои проекты огромные деньги.
В России же малые и средние предприниматели задавлены. Государство им не только не помогает льготами
и дешевыми кредитами — оно их просто душит. Неолигархическое предпринимательство
отрезано от средств на развитие, оно блуждает в информационных потемках, оно
беззащитно перед ударами малых и великих кризисов. В то время как в развитых
странах малый и средний бизнес обеспечивает до 50 процентов ВВП, наш — не более
десяти! А потому нет у нас сильного среднего класса, нет миллионов рабочих мест
для работящих, умелых, энергичных людей.
Для того чтобы развивать малое и среднее предпринимательство, и нужен русский Интранет.
ИЗ НИЧЕГО —
НЕЧТО
Если ты имеешь доступ к развитой системе русского Интранета, то у тебя есть возможность, находясь в Сибири, получить доступ к достоверным
прогнозам, составленным с участием лучших экспертов страны и мира — в интегрированной форме. Сводится воедино информация из множества источников.
Гораздо легче искать сведения о том, какими финансовыми ресурсами обладают фонды
поддержки предпринимательства и банки, равно как и о том, какие документы нужны,
чтобы эти финансы получить. Между прочим, сегодня даже те средства, которые
отпускаются на поддержку малого и среднего бизнеса по линии Центра, регионов,
международных организаций и банков, выбираются всего на 15−20 процентов. Почему?
Да потому, что сами предприниматели, с одной стороны, не знают, как и где можно
получить эти кредиты и гранты, а с другой — из-за бесконтрольности действий
чиновников, работающих в этих фондах.
Имея доступ к собранной,
рассортированной и синтезированной информации, можно быстро найти предложения по сдаче в аренду площадей или лизингу оборудования. Здесь же можно изучить рынок,
найти выгодные ниши. Русский Интранет поможет искать полезные инновации и новые
технологии для внедрения, трудовые ресурсы, сориентирует в дебрях
законодательства, обеспечит экспертизу бизнес-проектов, оценку активов и многое-многое другое.
Как считает С. Дроздовский, Интранет должен
интегрировать и «ввести в резонанс» девять подсистем в нашей экономике:
|