Русская линия
Литературная газета Владимир Семенко28.10.2004 

Зачем Соросу Соловки?

Внешняя канва событий для нашего времени, казалось бы, вполне традиционна: это обычный и, увы, неизбежный конфликт монастыря и музея, который, однако, в большинстве случаев рано или поздно разрешается путём разумного компромисса.

Думается, рано или поздно ситуация пришла бы к чему-то подобному и на Соловках. Однако тлеющий конфликт обострился, когда в 2000 году на должность директора Соловецкого музея-заповедника был назначен М.В. Лопаткин. Взгляды его по сути своей очень далеки от культуры: ослепляет лихорадочный поиск путей, как бы на этом наследии побольше заработать. Кстати, скажем, что Соловки включены в реестр ЮНЕСКО только как «памятник средневековой монастырской культуры»; никакое другое содержание Соловков не интересует эту почтенную международную организацию.
В настоящее время музей, с его раздутыми штатами, не выполняет свою главную функцию — охрану и восстановление (реставрацию) доставшегося ему природного и культурного наследия. Где «учёные записки», научные сборники, монографии, созданные силами штатных сотрудников музея и посвящённые Соловкам? Спросите их в наполненной сувенирами музейной лавке — вас там не поймут. Единственная книга с претензиями на некую научность, которую можно там найти, — это «Путь лабиринта» О.Е. Кодолы и В.Н. Сочеванова. Посвящена она пресловутым лабиринтам большого Заяцкого острова и является в действительности типичным примером чисто оккультной литературы, так как не имеет к науке никакого отношения, а тем более странно её появление в стенах монастыря. Что же до так называемой реставрации Соловецкого кремля и других памятников островов, то она, по общему признанию, даже и на добросовестный ремонт не тянет.
Так, именно для «своения» весьма солидного гранта, выделенного норвежцами, была разрушена, а затем заново сооружена знаменитая лестница на Секирной горе, служившая орудием мучительной казни «провинившихся» заключённых и обагрённая кровью многих мучеников, то есть подлинная лестница, являющаяся святыней, была уничтожена.
Для нынешних хозяев есть только один идол — деньги. Вместо серьёзной научной и реставрационной работы руководство музея без устали строит различные прожекты, главным образом коммерческого содержания. Успешно «осваивая» бюджетные деньги, оно озабочено и тем, как бы собрать побольше с туристов. Отсюда, к примеру, и стремление музея захватить земли, официально принадлежащие лесхозу, и пестуемый Лопаткиным проект коттеджной застройки заповедных земель Соловецкого острова, на данный момент с трудом остановленный благодаря протестам общественности.
Начиная примерно с 2000 года явной сделалась дотоле тайная и скрытая от внешнего взора активность различных весьма специфических структур внероссийского происхождения, стремящихся к «освоению» Соловецкого архипелага. Все эти структуры, как бы они ни назывались, восходят к международной деятельности человека, имя которого хорошо известно в России и за её пределами, а именно Дж. Сороса. Цель Сороса и его команды заключается в первую очередь в «освоении» духовного пространства России и Соловков как одного из её сакральных центров, превращении Соловецких островов в курорт мирового уровня под запросы туристических фирм Северной Европы, создании на Соловках «интернационального центра памяти» жертв политических репрессий с устроением чуть ли не молельных домов различных религий и конфессий в помещениях музея (то есть в конечном счёте опять-таки монастыря).
Процессы, происходящие сегодня на Соловках, — отнюдь не частное, «локальное» дело. Это концентрированное выражение духовной борьбы за саму душу России, за её право на реализацию в условиях современного мира своей исторической идентичности, основу которой составляет, разумеется, православная вера. Поэтому процессы эти, носящие явно заказной, системный характер, бешеная активность Сороса и подконтрольных ему структур не могут не вызывать тревогу как у нашего священноначалия, так и у всей общественности.

13−19 октября 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru