Русская линия
Российская Федерация сегодня18.10.2004 

Крым: от украинизации к отуречиванию

К началу учебного года украинские школьники получили новый учебник истории, «разоблачающий» давние козни соседа — России. Теперь даже пятиклассник будет знать, что «включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и принудить ее взяться за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова». Столь же сенсационно авторы одобренного государством учебника утверждают и о «подвигах украинской повстанческой армии» Степана Бендеры (бендеровцы — выкормыши и активные сторонники немецких фашистов. — Прим. ред.), «освободившей к 1943 году большинство городов Украины от немцев"…

Так специфически украинские «историки» отметили двойной юбилей — 350-летие воссоединения Украины с Россией и 50-летие передачи Россией Украине Крымского полуострова. Правда, тогда, полвека назад, этот бесценный дар воспринимался совсем иначе. Председатель Президиума Верховного Совета УССР Д. Коротченко при подписании «дарственной» 19 февраля 1954 года в Москве заверял:

— Украина «выражает свою сердечную благодарность великому русскому народу за этот исключительно замечательный акт братской помощи, свидетельствующий о безграничной любви и доверии русского народа к украинскому народу».

Увы, время показало, что значительная часть украинской интеллигенции и политиков этой любви и доверия явно не оправдали.

В России все чаще недоуменно спрашивают: зачем было отдавать Крым — жемчужину и южную опору безопасности? Неужели «великий русский народ» не знал ему цены?

Как подарили Крым

Не надо всуе поминать народ — он не имел никакого отношения к этому царскому подарку. Вопреки Конституции, союзной и республиканской, его мнение не интересовало партийное и государственное руководство Союза и России. Она лишилась Крыма по капризу Н. Хрущева, пришедшего к руководству партией и страной после смерти И. Сталина. Судьба полуострова — цена самоуправства во власти и российской покорности этому самоуправству…

Повод для дарения — 300-летие воссоединения Украины с Россией, которое на века определило судьбы Европы, а во многом и мира. Исторический юбилей хотелось отметить столь же великим историческим «деянием». Инициатива Хрущева, бывшего партийного лидера Украины, встретила «единодушное понимание» Президиума ЦК КПСС. Понятно, для членов Политбюро передать территорию одной республики другой — все равно что переложить кошелек из кармана в карман. Союз казался вечным и несокрушимым государством, семьей навсегда. Но, как известно, дорога в ад начинается с, казалось бы, добрых намерений… 5 февраля 1954 года Совет Министров РСФСР (председатель Совмина А. Пузанов — кто помнит эту фамилию?) просит Президиум Верховного Совета РСФСР принять решение о передаче Крымской области. В тот же день Президиум во главе с М. Тарасовым просьбу правительства удовлетворяет. Члены Президиума Верховного Совета УССР 13 февраля поддержали решение своих российских коллег. Уже 19 февраля Президиум Верховного Совета СССР во главе с К. Ворошиловым закрепил указом инициативу Н. Хрущева — Россия лишилась Крыма под пафосные речи Н. Шверника, О. Куусинена, К. Ворошилова.

Время не оставило и следов былого пафоса. Беспрецедентная передача полуострова обернулась крымской проблемой.

Крым в судьбе России

Начальная информация о полуострове идет из первого тысячелетия до нашей эры, тогда его заселяли киммерийцы и тавры, память о них — Таврика, Таврида, Таврия. Лет за 500 до нашей эры побережье колонизировали греки. Несколько позже в Крыму образовалось Скифское государство. Желающих владеть жемчужиной Черноморья хватало во все времена: Рим, варвары (готы и гунны), Византия (западная часть). Восточной частью завладело Тмутараканское княжество с центром на Таманском полуострове. В 1443 году, после распада Золотой орды, на полуострове возникло Крымское ханство, но уже через 30 лет оно стало вассалом Османской империи. Из этой беглой хроники видно, что татары никогда не были «коренной нацией» полуострова.

В XVII веке Крым, непосредственный сосед, превратился в одну из главных геополитических и военных проблем России. Из него исходила прямая угроза вторжения турецких армий. «Крым — это клин в теле Русского государства, запирающий ему выход в Черное море. Крым — это окно на Ближний Восток, естественный перевалочный пункт для русской торговли» — так оценивалась крымская проблема в то время.

«Учинив Крым подвластным, Россия будет со всех сторон ограждена морями, и поэтому совсем обезопасит себя от неприятельских, особливо от татарских, внезапных набегов и чрез то сделается великою, сильнейшею и благополучнейшею в свете империею», — отмечалось в докладной записке царю…

В 1774 году благодаря успехам русской армии и флота в Юго-Восточной Европе Крымское ханство приобрело независимость и перешло на сторону России — хан Шахин-Гирей изъявил желание навсегда присоединиться к ней.

Конечно, исход русско-турецкого противостояния в Юго-Восточной Европе решили не желания хана, а успехи русского оружия. Победы армии и флота, одержанные под руководством великих полководцев и флотоводцев — фельдмаршалов П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, адмиралов Ф. Ф. Ушакова, Г. А. Спиридонова. Османская империя была вынуждена подписать 10 июля 1774 года Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому открывала России Черное море, дорогу на Балканы и передавала Крымский полуостров. С его приобретением Россия получила решающие позиции в Черноморском бассейне и единственный проход (Керченский пролив) в Азовское море — закрыла доступ на свою территорию и с этого направления…

Не случайно и то, что успехи России связаны с императрицей Екатериной II, царствование которой многие исследователи называют «блистательной эпохой». Безвестная принцесса (Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская) маленького немецкого княжества, обладавшая незаурядным умом и сильным характером, сделалась поистине Великой. Она собрала вокруг себя команду талантливейших политических и военных деятелей, превративших XVIII век в «век исторического прорыва России» на всех европейских направлениях.

Императрица немка оказалась более русской, чем некоторые крупные вельможи. Она делала почти невозможное для приумножения могущества и славы России — пресекла разбазаривание ее богатств, заботилась о приросте населения, его образовании и воспитании. Вся ее деятельность была продолжением начатого Московией пути в большой мир. Она любила и изучала историю, повторяя: «Не зная прошлого, можно ли принимать какие-либо меры в настоящем и будущем?» Будущее страны Екатерина II связывала с самодержавием. Всякое иное правление, считала она, «не только было бы для России вредно, но вконец разорительно"…

В 1783 году Крым стал частью Российской империи. Россия получила полуостров, крепости Еникале, Керчь на восточном побережье полуострова, запиравшие вход в Азовское море, право укреплять Азов, крепость Кинбурн в устье Днепра. Границы государства раздвинулись на юго-востоке до Кубани, на юго-западе до Буга. Позже были покорены крепости Хотин, Аккерман, Тульча, Браилов, Исмаил. Россия приросла Новороссией — обширной территорией на северном побережье Черного моря. Так закончилось ее продвижение к южным морям, начатое Иваном Грозным, Петром Великим, царицей Анной Иоановной, императрицей Елизаветой Петровной. Екатерина II достойно завершила планы и дела предков…

Казалось бы, с того времени Крым — жемчужина и опора, неотъемлемая часть империи ее исторического наследника — Советского Союза, затем — Российской Федерации. К сожалению, сверхэнергичный, лишенный дара государственного и политического мышления Н. Хрущев ради сиюминутного самоутверждения и безмерной страсти стать вровень с Великими поджег цепную реакцию распада страны, ее территориальной целостности. Официальная версия этой противоправной акции — демонстрация вечной дружбы России и Украины в связи с 300-летием воссоединения… Но есть и иная…

Еврейско-крымская проблема

С начала XX века еврейские организации на Западе активно искали возможность воссоздания еврейского государства. Были подготовлены проекты его формирования в Палестине, Африке, Южной Америке. Затем возобладала идея создания еврейской автономии на территории молодого Советского государства. Ее автор — американская еврейская благотворительная организация «Джойнт», связанная с крупнейшими промышленными и финансовыми корпорациями США. Она предложила «выгодный для СССР проект создания к 10-летию Октябрьской революции Еврейской автономии». По проекту она включала Одессу, Херсон, северную часть Крыма, побережье до Сочи и Абхазии. На территорию в миллион гектаров предполагалось переселить 500 тысяч человек. В то время в Союзе проживало около 2,5 миллиона евреев — в основном в западных областях Украины и Белоруссии за так называемой чертой оседлости.

«Джойнт» обещала содействие в предоставлении СССР крупных кредитов. Записка с обоснованием проекта с помощью Каменева была передана в Политбюро ЦК ВКП (б). Идею автономии активно поддержали Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Рыков, Цюрупа, Сосновский, Чичерин. При обсуждении в Политбюро район автономии сместился на территорию Крыма. Так возник «Крымский проект», предусматривающий создание еврейской автономии в составе РСФСР. Но И. Сталин настаивал на осторожном подходе к его реализации. Поэтому на первых порах решили ограничиться созданием «Комитета по землеустройству евреев» во главе со Смидовичем.

В 1783 году Крым благодаря победам русского оружия и отменной дипломатии стал частью Российской империи. Россия приросла еще и Новороссией — обширной территорией на северном побережье Черного моря. Так закончилось ее продвижение к южным морям, начатое еще Иваном Грозным и Петром Великим… С февральского решения Политбюро ЦК КПСС (1954 г.) о передаче Крыма Украине началось ее отступление от южных морей и потеря важнейших стратегических территорий. Эти дальнейшие потери связаны с именем Бориса Ельцина.

В сущности, «Крымский проект» был незаконен — с 1921 года существовала Крымская автономная республика со своей конституцией. Успешно налаживались промышленность, сельское хозяйство, восстанавливались курорты, дома отдыха. По официальному разрешению советского правительства в Крым вернулись 200 тысяч татар-эмигрантов из Болгарии и Румынии, а в степных районах жили 50 тысяч немцев. Переселение еще и 500 тысяч евреев было чревато превращением полуострова в крупный очаг этнической напряженности, столкновения интересов различных слоев населения, исповедующих православие, иудаизм, ислам.

Но это не остановило сторонников «Крымского проекта». Нарком иностранных дел Чичерин заявил в Германии о весьма серьезном отношении к нему советского правительства. В США развернулась мощная пропагандистская кампания в поддержку Крымской еврейской автономии. Обсуждение проекта было включено в повестку Еврейского конгресса Америки. С обращением к его делегатам выступили 200 богатейших людей США. Рассмотрение проекта приветствовали будущие президенты Г. Гувер, Ф. Рузвельт. Председатель комитета по землеустройству Смидович от имени советского правительства заверил, что в обмен на кредиты начнется колонизация Крыма евреями. Несколько лет в строгой секретности готовился договор между «Джойнт» и советским правительством.

Он был подписан 19 февраля 1929 года (19 февраля — прямо-таки мистический день для Крыма). Согласно ему, СССР должен в течение десяти лет ежегодно получать по 900 тысяч долларов под 5 процентов годовых. При успешной реализации договора обещался дополнительный кредит по 500 тысяч долларов ежегодно. (По тому времени это были немалые средства. — Прим. ред.) Возвратить долги (с процентами) предстояло в 1945—1954 годах. Особенность договора — правительство СССР выпустило и передало «Джойнт» облигации на всю сумму займа с процентами — на 20 миллионов долларов. Облигации были раскуплены по подписке среди самых богатых людей Америки. Их владельцами стали Рокфеллер, Маршалл, Варбург, даже будущие президенты Гувер и Рузвельт. Многие исследователи считают, что по договору организация «Джойнт» не только предоставила кредит, но и побудила американское правительство установить дипломатические отношения с СССР.

После их установления в 1933 году интерес советского правительства к «Крымскому проекту» резко поубавился. В еще большей мере на его судьбе сказались борьба с Троцким и троцкистами, с левым и правым уклоном в партии, разоблачение и осуждение «врагов народа». Среди осужденных оказались почти все разработчики «Крымского проекта». Вместо полуострова СССР предложил территорию на Дальнем Востоке — на реке Бира. Была образована Еврейская автономная область Биробиджан. Кстати, по площади почти вдвое больше нынешнего Израиля. Ее жителям предоставлялось право заниматься экономической деятельностью, сохранять язык, культуру, традиции, обычаи, вероисповедание. У нового проекта сторонников оказалось немного — в Биробиджан приехали лишь энтузиасты и неудачники в поисках лучшей доли. Дальний Восток, в отличие от Крыма, из-за своего расположения, необжитости, удаленности и достаточно суровых природных условий изначально не мог стать «землей обетованной».

«Крымский проект» реанимировали после нападения фашистской Германии на Советский Союз — поставки по ленд-лизу во многом зависели от позиции американских еврейских корпораций. В 1943 году по предложению Л. Берии в Америке побывала делегация советского еврейского антифашистского комитета, которым руководил народный артист СССР Соломон Михоэлс. Цель поездки — расширение политических, экономических и военных связей США и СССР. Делегация, а встретили ее доброжелательно и радушно, хотя и не имела официальных полномочий, со своими задачами справилась. Тем не менее ей напомнили о приближении срока возвращать долги по договору с организацией «Джойнт». Была предложена альтернатива — «расплатиться» еврейской автономией в Крыму. Более того, обещан новый, колоссальный по тому времени кредит в 10 миллиардов долларов для восстановления разрушенной войной страны. Члены делегации, вернувшейся из США, обратились к Сталину и Молотову с просьбой создать еврейскую автономную республику в Крыму. Причем на этот раз речь шла уже не только о северной его части, но обо всем полуострове.

В конце Второй мировой войны США использовали требования организации «Джойнт» о выплате долгов для давления на СССР. Только новый проект, предусматривающий создание государства Израиль на Ближнем Востоке, охотно поддержанный СССР, окончательно похоронил договор 1929 года. Но через год после смерти Сталина наступал срок возвращения всего займа. Скандал, судя по всему, был нежелателен для обеих сторон — никому не хотелось оглашать подробности давнего соглашения.

Вот почему и 300-летие воссоединения Украины с Россией, и инициатива Хрущева оказались «яичком к Христову дню». Появилась удобная возможность снять обязательства перед американскими еврейскими организациями. Договор 1929 года не предусматривал таких чрезвычайных обстоятельств, как передача Крыма Россией Украине. Решение об автономии принимал ВЦИК РСФСР, и для Украины оно не имело последствий.

Женят ли Крым на Чечне?

Ни в Москве, ни в Киеве и ни даже в Симферополе «не заметили» 50-летия передачи Крыма. И понятно почему — полвека назад присоединения Крыма к Украине фактически не случилось. Полуостров жил, как любой регион России, в единой стране, функционировал в едином народнохозяйственном комплексе. Севастополь как город союзного подчинения, главная база Черноморского флота, вообще не входил в состав Крымской области. Для ее жителей идея Хрущева подарить полуостров практически ничего не изменила. Гораздо больше на их судьбу повлияли решения Хрущева о строительстве Северо-Крымского канала, превратившего Крым «в край садов и виноградников», и о прокладке автомагистрали Симферополь — Ялта — Севастополь, без которой не было бы и курортной зоны.

Для России Крым оказался заграницей после Беловежья и распада СССР. Так что золотого юбилея нет и праздновать, когда большинство россиян считают передачу неправомочной, просто нечего. Да и сам полуостров начал сознавать свою «самостийность» и попытался самоопределиться между Москвой и Киевом тоже после Беловежья — была провозглашена автономная Республика Крым. Бывший председатель ее парламента Леонид Грач позже подтвердил, что были возможны альтернативные сценарии развития. «В первые годы по обретению независимости Киев находился в полной растерянности, и Москве не составило бы большого труда обеспечить свои особые интересы в Крыму».

Россия упустила этот момент. Позже, заявив о признании территориальной целостности Украины, потеряла возможность касаться крымской проблемы вообще. Российское правительство больше интересовалось Черноморским флотом и его главной базой — Севастополем. Город раньше имел, повторюсь, союзный статус и юридически не принадлежал ни Крыму, ни Украине. Окончательно его положение определилось только в мае 1997 года при подписании «Большого» договора между двумя странами. К этому времени закончился и раздел Черноморского флота. В советское время он был мощным оперативно-стратегическим объединением, имеющим в своем составе корабли всех классов, авиацию, ПВО, морскую пехоту, системы тылового обеспечения, рассредоточенное базирование. Как признавали западные эксперты, «традиционно доминировал на всем Черноморье».

К сожалению, все постсоветское время флот был и остается заложником российско-украинских отношений. В соглашение стран вписана достаточно двусмысленная формулировка: «Основная база Черноморского флота располагается в Севастополе». Каждая из сторон ее трактует по-своему, но поскольку хозяин — Киев, то проигрыш русского флота заведомо обусловлен. Для него в Севастополе выделено четыре далеко не лучшие бухты из 30. Украинские власти непрерывно создают самые разные проблемы — оперативные, политические, социальные, снижающие дееспособность ЧФ.

Плохо заботилась о флоте, охраняющем ее южные границы, и Россия. Только в последние годы пошло его какое-то финансирование. Резкое сокращение количества кораблей и береговой инфраструктуры, ограничение мест их базирования привели к сужению оперативных возможностей ЧФ. Сегодня он не способен, хотя наши военачальники и уверяют в обратном, выполнять задачи за пределами Черного моря. Даже если черноморская эскадра и появится в Средиземном море, как прежде, то на ее успехи рассчитывать не приходится — очевидно явное превосходство натовских флотилий. Но и без них турецкие военно-морские силы уже превосходят на Черном море российские и украинские, вместе взятые. По западным источникам, в составе турецких ВМС 120 боевых кораблей, в том числе 17 подводных лодок. В обновлении турецкого флота активно участвуют США и Германия. В случае необходимости он может быть активно поддержан палубной авиацией американских соединений, постоянно базирующихся в Средиземном море.

О сотрудничестве, объединении сил российского Черноморского и украинского флотов говорить не приходится. В марте этого года Верховная Рада ратифицировала «Меморандум о взаимопонимании между правительством Украины и штабами ОВС НАТО в Европе и на Атлантике». Североатлантический союз получил право вводить свои войска на территорию Украины. Это значит, что бывшая «братская республика» становится натовским плацдармом, нацеленным против России и всего СНГ. Президент Леонид Кучма, время от времени при кризисных для него ситуациях, вспоминает о стратегическом партнерстве «с великим русским народом», но продолжает вести свою страну в НАТО. Правда, по крайней мере до 2017 года (окончание срока базирования Черноморского флота в Крыму) это не должно осуществиться. Но уже предпринимаются попытки, и со стороны Украины, и со стороны западных стран, ускорить вывод российских боевых кораблей из Севастополя.

Фактически это означало бы ликвидацию Черноморского флота — принять его негде. Для создания новой полноценной военно-морской базы, обладающей должной технической и тыловой инфраструктурой, необходимо 12−15 лет и несколько миллиардов долларов. Политическое решение о ее строительстве принято. Она может располагаться между Новороссийском и Таманью. Более подходящего места для базирования флота нет.

Пока Россия и Украина выясняют отношения между собой, идет активная тюркинизация Крыма — быстро укрепляются турецкие и арабские позиции. Турция щедро финансировала возвращение татар. Сегодня в Крыму их уже около 300 тысяч. Создана альтернативная система самоуправления и налогообложения. Надо отметить, что Киев тоже поддерживает татарское самоуправство как инструмент борьбы с «русским сепаратизмом». Способствуя росту радикализма, украинские власти породили острейшую проблему, с которой им придется столкнуться в ближайшем будущем. Несколько лет назад вместе с чеченцами на полуостров проник и прочно закрепился ваххабизм. Чеченские бандиты договариваются с татарскими радикальными и преступными группировками и совместно наступают на позиции русских — изгоняют из экономики, захватывают земли. Популярный ныне лозунг — «Женить Крым на Чечне». Последствия такой «свадьбы» неизбежно будут кровавыми. Уже сегодня исламисты-радикалы требуют превращения Крыма в мусульманское государство, ухода Черноморского флота.

Ну, а позиция России, ее видение перспектив полуострова? Единого взгляда, значит и политики, нет. Ясно одно: Крым остается для нас стратегическим выходом в Средиземное море, в океан. Вновь присоединить его невозможно. Целостность и независимость Украины обеспечены современным мировым порядком, препятствующим превращению России в мощное государство, способное противостоять Западу. Наиболее перспективный сценарий — создание единого союзного государства России, Украины и Белоруссии, которое гарантировало бы интересы славянских народов. Реален ли он — покажет время. Наиболее прагматичный вариант — экономическое участие России, ее капитала в развитии Крыма, массовый приход на полуостров российского бизнеса, сотрудничество с ним российских регионов. Это не исключает, а скорее предполагает и политическую защиту русского населения на полуострове.

Десять лет назад была возможность «братского» возвращения Крыма России. Руководство страны во главе с Б. Ельциным не захотело воспользоваться ею. Сегодня нельзя упустить возможность экономического прихода России на полуостров — иначе он будет потерян окончательно. Борьба за него шла почти три века и стоила сотни тысяч жизней. Потеряли Крым за несколько часов заседания Политбюро. Принятые на нем решения противоправны, в отношении русского народа несправедливы и аморальны. И это главный урок, который необходимо извлечь из крымской проблемы: не позволять любителям пересмотра истории раздавать земли России ни на ее востоке, ни на ее западе. Выгоды от политических сделок быстротечны, а территории уходят навсегда…

N 19 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика