Вера-Эском | Евгений Суворов | 11.10.2004 |
Вид монастыря поражает еще при подъезде к нему. Когда едешь из города Костромы к Ипатьевской слободе, то на противоположной стороне реки из воды вырастает словно сказочный град Китеж, с белоснежными крепостными стенами, башнями и куполами храмов. Немудрено, что эта достопримечательность привлекает туристов, которые приезжают сюда со всех концов мира. Около монастыря постоянно стоят автобусы различных туристических фирм и паломнических групп. Торговые лавки длинными рядами вытянулись вдоль всей северной крепостной стены. Идет бойкая торговля: рядом со старинными иконами стоят бюсты Ленина, матрешки, статуэтки языческих «богинь». Прохожу мимо, вижу, как к одному лотку подходит стриженный наголо «новый русский», в черных очках, с огромным животом. Указывая на старинное Распятие, спрашивает продавца: «Этот крест сколько стоит?» — «Тысячу рублей». — «Нехило. А этот?» — «Этот две тысячи». — «Братан, побойся Бога, этот металлолом столько не стоит». Внутри у меня вскипает буря негодования, но я, ни слова не говоря, прикладываюсь к кресту и отхожу в сторону.
Что творится с Россией? Все пущено на продажу, все разрешено. Русскими святынями торгуют, как семечками на базаре. Даже невооруженным глазом видно, что намоленные старинные образа взяты из древних храмов. Проданные неверующим людям, они, в лучшем случае, будут храниться как сувениры.
Прохожу через главные монастырские ворота, крещусь, вдруг на ходу меня останавливает окрик женщины: «Мужчина, вы куда?» — «Я в монастырь». — «Сегодня служб нет. В монастыре музей. Платите деньги за посещение». Выкладываю сто рублей, но выясняется, что надо платить и за фотоаппарат…
Колыбель дома Романовых
История монастыря уходит в глубь времен. На протяжении столетий она была тесно связана с важнейшими событиями Российского государства. Здесь скрывался в Смутное время и отсюда был приглашен на царство первый из династии Романовых — Михаил. Все Романовы в последующем считали своим долгом покровительствовать Ипатьевскому монастырю и совершать сюда паломничества. Ему покровительствовали и Рюриковичи, и род Годуновых (фамильная усыпальница которых находится именно здесь), и все лжецари Смутного времени.
С усыпальницей Годуновых связан интересный факт. Оказывается, основателем Ипатьевского монастыря был, по мнению большинства историков, татарин Захарий Чет, вельможа из Золотой орды, которого крестил в христианскую веру митрополит Петр. На месте будущего монастыря во время отдыха Захарию явилась в чудном видении Пресвятая Богородица с Младенцем, Которым предстояли апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Именно в честь муч. Ипатия и была устроена святая обитель. Перед смертью Захарий принял схиму и был погребен в монастыре, положив начало семейной усыпальнице. Его потомками стали бояре Годуновы, из рода которых вышел царь Борис. Благодаря их покровительству и вкладам Ипатьев монастырь в XVI веке превратился в один из самых влиятельных монастырей Российского государства, став «Превеликой лаврой».
Но не из-за богатства, не из-за красоты обитель получила авторитет в глазах русских князей и народа. В конце XIV века был такой эпизод. Князья Василий Косов и Василий Темный бились между собой за великокняжеский престол, и одно из сражений должно было проходить около стен Ипатьевской обители. Но по молитвам монашествующих и при дипломатическом посредничестве игумена Феогноста кровопролития не произошло. Казалось бы, незначительный факт примирения по сравнению с реками крови, потоками лившейся по Русской земле, но вот запомнился… С тех пор московские князья и стали особо покровительствовать монастырю.
Впрочем, в истории разное случалось. Летописи сообщают, что в конце октября 1608 года архимандрит Ипатьевского монастыря Феодосий вместе с игуменом Костромского Богоявленского монастыря Арсением возглавили посольство костромичей в ставку нового «государя» — самозванца Лжедмитрия II. В подмосковном селе Тушино они от имени Костромы приняли присягу и преподнесли ему «хлеб да два осетра длинных, да подарки лисица черна, да два косяка меха костромского». В ту пору северо-восток России и Поволжский регион находились под контролем отрядов «тушинского вора». А Ипатьевский монастырь долгое время был главным оплотом Лжедмитрия II на Костромской земле и даже выдерживал пятимесячную осаду от врагов Лжедмитрия.
Как известно, Смутное время закончилось воцарением на российский престол Михаила Романова — и опять Ипатьевский монастырь сыграл свою роль. 14 марта 1613 года сюда под звон колоколов по льду Волги подошла торжественная процессия посольства Земского собора. Во главе крестного хода несли иконы Тихвинской и Феодоровской Божией Матери. Первая, Тихвинская, написанная рукой митрополита Петра Московского, была главной святыней Москвы. А вторая, Феодоровская, — главной святыней Костромы. Навстречу послам из монастырских ворот вышли инокиня Марфа (мать Михаила Романова), сам Михаил Федорович и возглавляемая митрополитом Кириллом братия Ипатьевского монастыря. В храме, на монастырском дворе, вокруг монастырских стен и даже на льду реки Костромы скопилось великое множество народа. Многочасовое богослужение, которое сопровождалось пением, плачем, причитаниями, завершилось тем, что инокиня Марфа не могла далее отказывать руководителям посольства. Взяв Михаила за руку, она подвела его к святым образам и благословила на царство, сказав: «Се Тебе, о Богомати, Пресвятая Богородице, и в Твои пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю…»
Наверное, есть некая мистическая духовная связь между первообразом чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая недавно была привезена из Америки в Россию, и древним списком XIV века кисти митрополита Петра Московского, с которым посольство Земского собора пришло из Москвы в Ипатьевский монастырь.
В светлый вторник нынче для этой иконы тоже состоялось возвращение.
Дело в том, что этот образ был подарен царем монастырю. Спустя шесть лет после своего избрания на царство Михаил Романов совершил путешествие в Кострому и принес эту чудотворную икону из Успенского собора Кремля. Но до последнего времени Тихвинская икона хранилась в экспозиции музея как экспонат. Теперь она возвращена на свое историческое место — в иконостас Троицкого собора.
Вторая жизнь обители
В советское время Ипатьевский монастырь стал «памятником истории и культуры» федерального значения. Но в 1993 году часть строений была передана монашеской общине. За восстановлением монастыря лично следит Патриарх Алексий. При его непосредственном участии достигнуты договоренности по передаче монастырю церковных сооружений. Я приехал в тот день, когда обители по просьбам Святейшего был передан свечной корпус.
О современном положении Ипатьевского монастыря рассказал мне архимандрит Иоанн (Павлихин). Нашел я наместника на втором этаже братского корпуса, где расположены игуменские покои. Этот корпус разделяет старый монастырь со сложившимся архитектурным ансамблем от пустующего нового городка, тоже огороженного мощной крепостной стеной. Из окна рабочего кабинета настоятеля, где у нас проходил разговор, хорошо было видно, как на территории нового монастырского городка трудятся монахи.
— Ипатьевский монастырь, по словам Патриарха Алексия, входит в пятерку самых знаменитых и крупных монастырей России, — рассказывает о.Иоанн. — Когда Святейший два года назад последний раз приезжал сюда, к этому сроку была приурочена передача нам братского корпуса, некогда бывшего богадельней для престарелого духовенства. Сейчас этот корпус находится на капитальном ремонте. К сожалению, не хватает средств закончить его быстро. Мы живем в старом братском корпусе, называемом «Келии над погребами». Это первый корпус, который был передан монастырю с момента его открытия в 92-м году. Здесь ютится вся братия, в каждой келье по несколько человек. В пользование монастырю также переданы звонница с колокольней, церковь Лазаря Четверодневного в поклете Троицкого собора, где у нас проходят службы. Там же находится усыпальница костромских епископов. Это небольшой уютный храм. Еще нам переданы башни и стены нового городка, где сейчас трудится братия.
— А сколько у вас братии?
— Всего 12 человек — шесть монашествующих, остальные трудники.
— Вы давно здесь настоятелем?
— Совсем недавно, назначение было на Пасху. До меня был о.Павел. Он сейчас в Америке, тоже настоятель храма. С моим приходом в Лазаревской церкви каждый день стали совершаться богослужения. Прихожан туда приходит немного, и на это есть свои причины. У нашего монастыря есть два подворья. Первое — это храм в селе Ильинском, где мы служим в воскресные дни и на праздники. Еще нашим подворьем является храм Иоанна Богослова XVII века, расположенный в центре Ипатьевской слободы, рядом с монастырем. В принципе его можно считать частью монастыря. Усилиями моего предшественника о. Павла храм этот восстановлен, народ его очень любит. По крайней мере, люди там не чувствуют надзора со стороны музейных смотрителей, как это бывает в Троицком соборе, в котором мы имеем возможность совершать богослужения только по воскресным дням и на двунадесятые праздники.
— Наш монастырь во всем мире считается жемчужиной русской архитектуры, русской иконописи. Также он славится произведениями искусства, вложенными именитыми благодетелями: шитье, иконы, предметы ювелирного искусства. К сожалению, сейчас осталось совсем немного из той ризницы, которая была до революции. Трудно сказать, сколько было вывезено в Москву, но говорят, что осталась только десятая часть прежнего. Большинство экспонатов было передано в Оружейную палату Кремля, и они до сих пор там находятся. Например, хранится там золотая риза главной святыни монастыря — иконы Пресвятой Троицы. В ближайшее время у нас планируется большая выставка увезенных святынь, которая будет приурочена к 260-летию образования Костромской епархии. Дано добро со стороны дирекции Исторического музея и Оружейной палаты Московского Кремля.
— Какие проблемы вас сейчас волнуют больше всего?
— В настоящее время братия ведет борьбу за спасение монастырского архиерейского сада, что при архиерейском корпусе. Это уникальный исторический комплекс с вековыми деревьями. Более чем на метр опущен исторический уровень земли в архиерейском саду, из-за этого разрушаются его стены, наносится вред и другим монастырским постройкам. Недавно музеем раскопан так называемый захап — древнее фортификационное сооружение, бывшее при древних воротах монастыря, над которыми находится надвратный храм святых мучеников Феодора и Ирины. И этот раскопанный захап требует срочнейшей консервации, потому что от мороза, влаги все разрушается.
К сожалению, нам не передают храм Хрисанфа и Дарьи, устроенный в честь тех святых, в день празднования которых юный царь Михаил выехал в Москву. Он находится в музейном ведении, и там осталась выставка, не носящая даже религиозного характера: какие-то красные знамена, пулеметы, станки.
Пока нам не дают установить крест над шатром Хрисанфа и Дарьи. Это самая высшая точка монастыря, которая должна, конечно, быть увенчана крестом. Мы надеемся, что в день празднования 260-летия епархии этот крест все же будет установлен и там вновь будут совершаться богослужения.
Сейчас, как видите, братия монастыря разбирает фундамент сгоревшего два года назад деревянного храма XVII века на территории нового монастырского двора. Он принадлежал музею, но за ним не было надлежащего присмотра. Пламя пожара коснулось монастырских стен и ворот, чудом не сгорел весь монастырь. На месте сгоревшего храма и на всей территории нового городка мы планируем разбить монастырский сад. Посадим плодовые и другие деревья. Думаю, они будут способствовать духовному отдохновению братии и порадуют паломников.
— Судя по всему, в соседстве с музеем у вас возникают определенные трудности?
— Ситуация очень сложная. Вы видите, какой поток иностранных туристов и туристов из России приезжает сюда? Все это приносит колоссальные средства, из которых ни рубля не выделяется на обустройство монастыря. Конечно, самому музею и городу не хочется терять такой источник доходов, которым сейчас является музей Ипатьевского монастыря. Но все же администрация идет нам навстречу, и вот недавно нам был передан свечной корпус, в котором располагается экспозиция церковных древностей. Там мы предполагаем устроить археологический музей. Между прочим, первый музей на территории Ипатьевского монастыря был создан усилиями самой братии еще во второй половине XIX века. Он появился на волне особого интереса к русской древности в то время, когда умами россиян овладело такое философское и культурное направление, как славянофильство. Тогда и в церковном зодчестве, и в церковной иконописи были серьезные попытки вернуться к нашим русским истокам. Бог даст, уже осенью в свечном корпусе будет открыта наша церковная экспозиция. В ее подготовке и я буду принимать участие, потому как правящим архиереем назначен директором этого музея.
— Вы имеете соответствующее образование?
— В свое время, заканчивая Московскую Духовную академию, я защитил диплом по древнерусскому искусству. Имею опыт работы в церковно-археологическом музее при Московской Духовной академии. Это мое первое монашеское послушание. И, видимо, не случайно Господь направил меня в Ипатьевский монастырь, потому что специалисты по древнерусскому искусству здесь нужны.
* * *
Целый день я ходил по Ипатьевскому монастырю, любуясь его удивительными храмами и музейными экспозициями. День выдался необыкновенно солнечным и жарким. Художники, находясь в тени аллей, пытались на своих картинах воспроизвести величие Троицкого собора. Вся обитель хорошо просматривается с высокой колокольни, куда открыт доступ желающим. Забрался наверх и я… Как прекрасна и благоукрашена земля Русская! Какое великое наследство оставили нам предки наши! Хотя бы сохранить все это, не расточить в новых смутных временах…
N 474, cентябрь 2004 г.