Русское Воскресение | Наталья Данилова | 08.10.2004 |
Автор «Странствования…» — В. Григорович, личность не обыкновенная — неутомимый «пешеходец», проведший в паломничестве почти четверть века. Он — уроженец Киева, студент Львовской Иезуитской Академии, из которой был изгнан, как православный выходец «из стран Киевских» и противник «кафолической римской церкви» — в апреле 1724 г. отправился из Польши в свое паломничество через Рим на Восток, которое за вершил в 1746 г. в Константинополе.
В своих путешествиях он часто менял свое «прозвание»: назывался иногда Барским, по родному городу своих предков; иногда по фамилии Беляевых, по-гречески — Плакою, по-латыни — Албовым; и по родине — Киевским.
Во всех своих странствиях, начиная от Киева до последнего своего прибывания на Афоне, В. Григорович постоянно вел обстоятельные записи своего путешествия: «За утра же… сидехом в дому и писахом книги путничества своего».
История публикации текста «Путешествия…» также примечательна. По возвращении на родину В. Григорович хотел пере смотреть и исправить свои путевые записки, разложить по мес там рисунки (он не только описывал увиденное, но и зарисовывал виды, планы и фасады примечательных мест и построек — рисунков и чертежей набралось около 150), но не смог: помешала скоропостижная кончина. После смерти Григоровича рукописная книга осталась у его матери, которая разрешала ее списывать всем желающим. Так списки «Путешествия» множились по всей Малороссии. Часть рисунков и рукопись книги были отданы епископу Псковскому Симону Тодорскому, который после правки текста хотел напечатать записки. Но не успел, умер в 1754 г. Граф А.Г.Разумовский также желал издать сочинение Григорови ча. Но и ему смерть помешала осуществить его публикацию.
В 1770 г. в петербургском журнале «Парнасский Щепетильник» из «путешествий монаха Антиохийского» было напечатано «Описание города Селуня, с именами Архипелажских островов».
Князь Г. А.Потемкин дал поручение В.Г.Рубану, сопоставить и свести воедино несколько списков книги Григоровича, исправить и издать ее. В 1778 г. в Санкт-Петербурге, впервые было опубли ковано сочинение русского паломника, в лист, под названием: «Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки Албова, уро женца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к Святым местам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723, и оконченное в 1747 году, им самим писанное».
Первый издатель В.Г.Рубан дополнил авторский текст преди словием, а в некоторых местах известиями из иностранных путешественников и ссылками на многие российские книги; сравне нием иностранных мер, весов и монет с русскими; а в конце кни ги переводом грамот, данных Григоровичу в разных местах, алфавитным указателем имен и географических названий. Но издатель исключил из подлинника некоторые фрагменты повествования, тождественные по содержанию с другими российскими цер ковными и гражданскими книгами. Не были опубликованы и ри сунки автора, они были лишь указаны в приложении к запискам под заглавием: «Показания чертежей или рисунков, находящихся в списке Путешествия по Святым местам, монаха Василия Григоровича, сообщенном из Полтавы от отца архимандрита Феоктиста Мочульского». Перепечатана была книга не раз, в двух частях, в четверть листа: в 1785, 1788, 1793, 1800 и 1819 гг. Эти издания со временем стали библиографической редкостью (в наше время по тексту первого издания 1778 г. в труде «Россия и Запад: горизонты взаимопознания. Литературные источни ки XVIII века (1726−1762)». /М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 475−620/ опубликована часть книги В. Григоровича, посвященная путеше ствию по Европе в 1723—1725 гг., с реально-историческим ком ментарием)
В 1885 г. под редакцией Николая Барсукова «по подлинной рукописи» в издании «Православного палестинского общества» вышли в печати «Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г.» (Часть 1).
В основу обсуждаемой книги и положена эта публи кация текста Григоровича-Барского. По-мнению современных издателей, оно является лучшим из имеющихся, хотя также не лишено погрешностей, поэтому при подготовке или было внесено по сохранившемуся оригиналу много исправлений. Воспроизве дены и подлинные рисунки путешественника.
***
В чем же заключается уникальность этого вновь изданного памятника?
Сочинение В. Григоровича выходило за рамки простых путе вых очерков его рациональных современников. Писатель-монах сберег в своей душе традиционное религиозно-символическое мировоззрение как единственное и универсальное средство познания мира: «…молих Всемилостиваго Владыку и Творца моего, да якоже сподобил мя великому и дивному света сего сооруже нию зрителем быти в прехождении стран и градов; и якоже все сильною его помощию многая святыя сподобихся места посети- ти, молих Всемогущество его, да и конечное путешествия моего исполнит желание…».
В послепетровскую эпоху «обмирщения» нравов уже редко появлялись традиционные паломнические «хождения». Интерес к ним поддерживался церковью, но и она тогда терпела унизитель ные притеснения.
В.Григорович сохранил в своем произведении выработанную веками форму древнерусских «хождений» и главный их литера турный принцип — правдивого и точного повествования, кото рый основывался в «хождениях» не только на вере, но и на лич ном опыте писателя, на непосредственном восприятии виденного. Эти старинные принципы и приемы «хождений» вместе с непо вторимой красочностью старославянского языка создают особый колорит «древности» стиля путевого дневника Григоровича, «русского духа» сочинения в самих его стоках.
Барский честно писал лишь о том, что испытал сам и увидел собственными глазами, не допуская ни малейшей выдумки: «…но понеже своими очима не случися мне видети, токмо слышати множицею, того ради слышимая не дерзаю писати, понеже различно повествуют о том народы, к тому же глаголемая и сам можешь услышати…».
Григоровича как русского человека, тонкой и чуткой души, нравственно ранило нехристианское отношение на чужбине к православным путникам местного населения: «…просихом мило стины якоже и в первом, обаче более смеющихся нежели дающих обретохом, нецыи бо нарицаху нас схизматиками, инные же и еретиками, и не хотяху давати».
Писатель-путешественник был, к чести его можно сказать, беспристрастным автором: он не утаивал ни добродетелей «иноверцев», искренне радовался их радушию и приветливости, ни собственных слабостей, например, подробно поведал читателю неблаговидную историю о своей «покраже» винограда.
В.Григорович не скрывал и тягот путешествия, описывая их с незаурядным литературным мастерством — правдиво и зримо для читателя: «…аз же глаголю под совестию, яко Бог точию един весть путническую нужду и терпение яко от горячести сол нечной во время летнее кровавый от телесе, даже с болезнию сердца и главы, изобильно изтекает пот, и кости разслабевают та ко, яко ни ясти, ни пити, ниже глаголати воистинну что-либо хо-щешь, утружден сый до зела, како во время осеннее дождевное, наипаче аще случится долече от града или веси, на поле, или в дубраве претерпевает лияние и ветры, дрожа и стеня сердцем, иногда же и плача с призыванием Владыки, понеже не имеет ни единаго рубища суха на телеси своем, весь сый хладом пронзен и дождем излиян, измочен, отягощен! Что же реку како во время зимы хлада, мразы, снеги со обмертвением внешних и внутрен них членов претерпевает, иногда же не могши стерпети, безвременно жизнь свою скончивает, ни единаго же имея члена тепла, един точию дух тепл, им же дышет…».
Многочисленные святые места, увиденные Григоровичем, под его пером расцвечивались в «путнике» яркими подробностями, вплоть до мельчайших деталей, сохраняя при этом полную дос товерность. Не случайно точность путевого дневника В. Григоровича — до начала XIX в. он служил хорошим путеводителем — засвидетельствовали многие из русских, позже побы вавшие в тех же местах.
Правдоподобию его записок в значительной степени способст вовал «реалистический» принцип письма русского пешеходца, утверждавшего: «…аз сие токмо пишу, еже разсмотрех».
В.Григорович был просвещенным паломником: все свои опи сания он подтверждал не одним простым сказанием, но часто ссылкой на древних и средневековых греческих авторов, которых он прилежно изучал в монастырских архивах. Главное отличие его записок от письменных свидетельств «иноверных» путешест венников и русских странников-простолюдинов заключалось в том, что будучи сам православным и просвещенным в науках, он мог лучше и в самих истоках понимать, «заведения», обряды и уставы святых мест, часто искажавшиеся в описаниях другими авторами от незнания.
В.Григорович не скрывает в «путнике» своего искреннего восхищения «Божиим строением» мира: «…видех инаго дня птицу, падшую на корабль, ей же имя синица, яже не можаще прелетети широты морской, седе на опочивание, юже аще и изгоняху, не отлете, донележе не препочи довольно. Сия аз видех почудився много, яко птицы знают свою смерть и боятся, сеже не едино жды, но и многажды видех и прославих Бога за премудрое его творение».
В.Григорович и воспринимал свое путешествие как постиже ние «премудрости Божией», разлитой равно на все христианские страны: «Елико не откровенна есть премудрость Божия, толико недомыслим Его о смертных промысл и смотрение: его же судь бы суть бездна многа, яко же опытом я в себе познал. Никогда же помышляюще мне ходити по толиким далеким странам, понесши и подъяти толь великие труды, освободиться от множества бед и посетити многие святостию прославленные места; зрети же и описати различные страны и грады, изрядная здания и преслав ные монастыри, пустыни, скиты, церковные чины, жития и дея ния народов, мною зримых; пачеже знаменитых мужей, и иныя достопамятныя и достохвальныя вещи, обаче сподоби мя пре мудрый вселенныя Зиждитель! Сего ради вся сия, яже видех, не в собственное тщеславие, но в славу и благодарствие Божие и в пользу чтущим и слышащим предлагаю зде».
Для верующего человека — «путь есть Христос», паломниче ство — это путь к Христу. Если главный смысл паломничества в том, чтобы прийти к истокам христианства, то суть паломничества как христианского подвига — в подвижничестве: в преодолении не только трудностей пути, но и своей физической и порой душевной немощи. «Входите тесными вратами, — сказано в Евангелии, — потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7; 13). Хождение к святым местам — это и путь к познанию са мого себя, к пониманию, что жизнь — главная ценность, тер пение — главная добродетель. Это путь к постижению мира. Подвиг странничества всегда вознаграждается духовной радостью познания красоты единого Божьего мира — и при родной, и рукотворной. Ведь, познать мир — значит открыть миру свое сердце; воспринимать мир таким, какой он есть, великий и многообразный. Этому сущностному и поучают нас, грешных и сомневающихся, «Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам».
* Григорович-Барский В.Г. Странствования по святым местам Востока (с 1723—1747 гг.). Часть 1. М.: ИИПК «ИХТИОС», 2004 / Союз писателей России. Подготовка текста к переизданию, примечания и послесловие В.В.Павленко.