В самом конце сентября Государственная дума РФ приняла в третьем, окончательном, чтении изменения в три базовых закона о земле. Теперь земли под церквями и монастырями будут переданы религиозным организациям в безвозмездное пользование. Таким образом, служители культа освобождаются от необходимости выкупать или арендовать занимаемые ими угодья. Срок пользования землей депутаты определили просто: «на срок существования религиозной организации».
Текст законопроекта, объединяющий все необходимые изменения к трем базовым законам — Земельному кодексу, «Об обороте земель сельхозназначения» и «О введении в действие Земельного кодекса», — разрабатывался Госдумой чрезвычайно долго и трудно. Депутаты никак не могли определиться, какие именно земли нужно считать церковными и на каких основаниях передавать их религиозным организациям. В обсуждениях фигурировало две формы владения землей — «безвозмездная аренда» и «передача в собственность». Большие вопросы вызывало и количество земель: что именно передать Церкви, которой до революции 1917 года в России принадлежали очень значительные территории. Одна группа депутатов считала, что десекуляризации подлежат только земли, на которых в 1990-х годах была восстановлена деятельность конфессий (проводится служение, отреставрировано здание храма, учреждена община). Другие брали шире: Церкви надо вернуть все земли, на которых до 1917 года существовали общины. Глава профильного Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский не раз обнародовал свою точку зрения о том, что новый закон должен установить историческую справедливость, так как большинство земель, которых он касается, были национализированы в 1917 году. «Мы возвращаем землю, не применяя слова «реституция», — подчеркивал г-н Плескачевский.
У благородного дела восстановления справедливости есть вполне конкретная экономическая подоплека. Имя ее — новый Земельный кодекс. Он был принят в 2001 году и поставил религиозные организации перед необходимостью платить за землю под храмами и монашескими обителями. Религиозным организациям предписывалось еще в 2003 году перейти на новые, рыночные формы владения. С тех пор Московский патриархат активно добивался пересмотра кодекса или принятия дополнительных законов, предоставляющих льготы Церкви. В июне этого года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II даже впервые лично посетил Госдуму и обратился к депутатам с просьбой учесть мнение Церкви при обсуждении земельного вопроса. «РПЦ не просит льгот, но хочет, чтобы учитывалась деятельность Церкви, направленная на решение социальных проблем», — пояснил тогда патриарх.
В итоге депутаты остановились на том, что конфессии получат то, что имели до революции. Правда, имеются в виду только те земельные участки и здания, которые сейчас принадлежат государству или муниципальным образованиям. Приватизированных или, скажем, колхозных земель закон не коснется, и большей части острых конфликтов тем самым удастся избежать.
Как нам пояснили в Комитете по собственности Госдумы РФ, землю было предложено передавать религиозным организациям в бессрочное пользование, а не в собственность (за исключением отдельных случаев), что не позволит злоупотреблять нормами права. Земли будут возвращены крупнейшим конфессиям — РПЦ, мусульманам, иудеям, причем не только те, что необходимы при отправлении религиозного культа, но имевшие хозяйственное назначение в жизни дореволюционной Церкви.
И тут, конечно, уместен вопрос о том, как религиозные организации будут использовать полученные угодья. Станут ли они, к примеру, полем для деятельности возрожденных монастырских хозяйств или, может быть, будут сданы в аренду? Именно социальная деятельность религиозных общин фигурировала в качестве главной мотивировки принятия закона об обороте земель. Но, пожалуй, богатым опытом подобной работы из традиционных российских конфессий пока может похвастаться лишь РПЦ, так что получается, что другим религиозным объединениям льготы достаются авансом. Лидеры конфессий и сами признают это. На недавней встрече с депутатами Госдумы РФ заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России муфтий Дамир Гизатуллин заявил, что «новые земельные законы будут способствовать открытию мусульманских приютов для детей и престарелых». Создать целый ряд социальных учреждений пообещал и руководитель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России раввин Зиновий Коган.
Проблема религиозных организаций и их имущества — лишь часть общей проблемы установления преемственности с исторической Россией. И, конечно, надо быть готовым к такого рода вопросам: существует ли какая-то принципиальная разница между отобранным большевиками церковным приходом и помещичьей усадьбой?
КОММЕНТАРИЙ
Лиана ПЕПЕЛЯЕВА, член Комитета Государственной думы РФ по собственности:
— Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и признании утратившим силу Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» был внесен в Государственную думу в начале 2003 года, быстро прошел первое и второе чтения, а затем почти на год был отложен. Это было связано с необходимостью согласовать положения нового закона с действующим Земельным кодексом. Сейчас закон одобрен и направлен на подпись Президенту РФ. Я хотела бы подчеркнуть, что он уравнивает в правах все конфессии и содержит две категории норм передачи земли. Религиозные организации, имеющие недвижимость в собственности, получают участки, на которых расположены эти объекты, в собственность, а те общины, которые владеют сооружениями на праве безвозмездного пользования, и землю получают в срочное безвозмездное пользование. Принципиальное новшество заключается в том, что Земельный кодекс для срочного безвозмездного пользования устанавливает срок не более одного года. Но для религиозных организаций эту норму нам удалось изменить. Думаю, это наша главная заслуга.
7 октября 2004 г.