Российская газета | Евгений Арсюхин | 07.10.2004 |
Если религиозная община владеет неким культовым зданием, причем в нем совершаются реальные службы, а не делают свечек, то земля под этим храмом переходит в собственность этой общины. Естественно, она должна сама разобраться с тем, как платить земельные налоги. Прежде чем оформлять землю в собственность, надо бы убедиться, что мэр данного города и губернатор данной области освободили религиозные организации от уплаты земельного налога (обычно земельный налог делится между мэром и губернатором пополам). В противном случае надо быть готовым к тому, что вы просто не сможете заплатить земельный налог и ответите по всей строгости уже налогового законодательства. В России храмами владеют примерно 5−6 процентов общин, в основном речь идет о новых, не имеющих исторической и художественной ценности постройках.
Если община служит в храме, который в силу своей древности и красоты остается в собственности государства как особо охраняемый объект, такая община попадает в самую комфортную среду. Земля передается ей в срочное пользование до тех пор, пока эта община существует, то есть практически навечно. При этом землей можно пользоваться, как угодно (только храма не сносить, да этого и другие законы не позволят), а налога платить не нужно.
Наконец, если община владеет храмом, в котором сегодня реально службы нет, ей придется выкупать землю под этим храмом на общих основаниях или арендовать ее. Единственный выход — наладить службы в этом храме. Причем даже если сначала вы выкупаете такую землю и лишь потом решаете наладить там службу, государство возвращает вам понесенные расходы.
Земли, на которых стоят сооружения, принадлежащие общинам, но в которых нет службы, скажем, воскресные школы, организованные своими силами религиозные музеи, больницы — выкупаются или арендуются на общих основаниях. Такое решение вытекает из духа и буквы известного Закона о религиозных организациях, согласно которому разного рода льготами пользуется только то имущество, которое непосредственно задействовано в культе.
Самый царский, правда, опосредованный подарок, получают те храмы, а в основном — монастыри, которые успели оформить в постоянное бессрочное пользование пашню. Закон говорит, что такая пашня может быть безвозмездно передана в собственность общине, если не против местные власти.
Словом, новые нормы законодательства, лишь в некоторой степени облегчают положение религиозных организаций. Безусловно, речь не идет о каком-то «восстановлении исторической справедливости», о чем толковали иные, хотя бы потому, что логика современного земельного законодательства никак не связана с ситуацией «до 1917 года» и никак не апеллирует к ней. Стало быть, все поправки в законодательство написаны ради самых богатых общин, расположенных в исторических зданиях, и столь же «исторических» монастырей. Но и это — немало, с учетом того, в какой клинч попали религиозные организации после принятия недодуманного пакета земельных законов в 2001- 2002 годах.