Русская линия
Сибирская Православная газета Николай Матрусов07.10.2004 

Национальное богатство России и его использование в свете православной онтологии

(Публикуется в сокращении)

На ежегодном заседании Епархиального собрания Москвы Патриарх Алексий II так оценил нынешнее состояние мира: «Мы живем в трудную эпоху, когда борьба добра и зла, борьба за православную веру в Истинного Бога, за христианские духовные ценности достигла чрезвычайной остроты… Кажется, что в наше время зло вышло из подполья и бесстыдно заявляет о своей победе над добром. Западный мир без покаяния и скорби сам именует себя постхристианским. Отречение от Христа и его учения стало фактом для многих народов».

Столь же глубока и данная Первосвятителем характеристика социального и нравственного положения в нашей стране. В России, по словам Святейшего Патриарха: «в последнее десятилетие произошло резкое расслоение общества на сверхбогатое меньшинство и бедное большинство. Возросла социальная несправедливость. Более того, изменилась сама духовная атмосфера, менталитет населения. Главным мерилом и критерием становятся деньги. Происходит коммерциализация всех сторон жизни. Люди становятся прагматичнее, жестче, циничнее. Явление это не новое в истории, но масштаб его сейчас огромен. Истоки этого, по учению православных подвижников, в неправильном отношении к богатству и вообще ко всему материальному».

Данное положение исключительно важное. Отталкиваясь от него, мы попытаемся сформулировать целостное воззрение православных на богатство во всех его многообразных проявлениях.


Богатство, человек и государство

Собственно отношение христианства к богатству, точнее, к богатому, в прямом его понимании, хрестоматийно известно. Это и слова Спасителя о том, как трудно войти богатому в Царство Небесное и страшное определение человека, ненасытного в приобретении материальных благ: «Безумный…». Свт. Тихон Задонский сказал: «Мало, весьма мало богатых обретается, которые были бы истинными христианами. Не богатство тому виновно, но злое сердце человеческое, которое или неправдою собирает богатство, или правдою собранное неправдою расточает, или хранит его как сторож».

Но именно богатство материальное — основная ось, к которой привязана или устремлена вся жизнедеятельность современного общества. Один из самых известных финансовых столпов современного мира Д. Сорос в своей фундаментальной и весьма симптоматично названной книге «Алхимия финансов» утверждает: «Стремление к прибыли стало столь всеобъемлющим, что нам не верится, что кем-то движут соображения, не связанные с прибылью». На основании этой и других подобных посылок автор открыто формулирует нравственно-целевую установку для человечества: «Мы превратили прибыль и материальное богатство — которое легко измерить с помощью денег — в своего рода сверхценность».

А Православие устами одного из выдающихся русских философов Н.О. Лосского говорит: «Абсолютная положительная ценность — это Бог, как само Добро». Воистину бездна пролегает между православным и неправославным, даже нехристианским определениями «абсолютной ценности, сверхценности»: «Бог» и «богатство», причем «богатство», понятое в единственном смысле — как деньги.

Здесь необходимо, на наш взгляд, сделать несколько важных уточнений категории «богатство».

Во-первых, «богатство» в православном понимании никогда не сводилось к богатству материальному, к деньгам. Общеизвестны выражения «богатая (то есть талантливая) натура», «богатая (то есть щедрая) душа», слова Евангелия «для Бога богатеть».

Во-вторых, есть великое множество культурных и духовных ценностей, которые невозможно и недопустимо оценивать в деньгах. Это и шедевры человеческого гения: иконы Андрея Рублева, симфонии Чайковского, храмы и соборы — творения замечательных архитекторов, и сам человек во всем своем бесконечном многообразии дарований.

В-третьих, по утверждению святых Отцов, «богатство само в себе есть добро и не вредит человеку, но пользует». Но человек, потерявший страх Божий и веру, то есть современный человек, превращает в пагубную страсть, в целевые установки и ценностные ориентиры функции человеческого организма (еду, питие и т. п.) и средства для их осуществления.

Наконец, должно совсем по-разному воспринимать богатство человека и богатство государства, стремление к собственному обогащению и обогащению государства. Насколько пагубно и душевредно первое, настолько благородно и спасительно второе. И если в славные прошлые времена для сильного мужа главным, святым долгом была забота о благе Отечества, государства, то теперь «сильные мира сего» рвут Отечество на части, обогащаясь за счет его разграбления.

Очевидна прямая зависимость благополучия, богатства населения от благополучия, богатства страны, хотя в современном мире все не так просто, а в отношении к России — и подавно. Достаточно проанализировать спектр полярных убеждений на тему о богатстве России. От безапелляционных заявлений, что Россия — нищая страна, до выводов, что Россия — самое богатое государство в мире.

Но если постараться взглянуть объективно — Россия бедна или богата? Вопрос исключительной важности и актуальности. А ответа вразумительного и обоснованного нет, вместо него — сплошная путаница. И любой однозначный ответ вызовет вопрос «почему?». Если Россия богатая, то почему народ нищенствует, почему в стране от 2 до 4 миллионов беспризорных детей? Что может быть более позорным и унизительным для государства, чем бездомные, ненужные дети — ненужные для будущего самого государства!

Если Россия нищая, то почему захлебываются в богатстве, роскоши кучки «прихватизаторов» страны; почему им дают возможность вывозить из России украденные у народа ценности, капиталы и ресурсы на сумму 15−25 млрд. долларов ежегодно; почему не работают десятки тысяч предприятий и миллионы молодых людей в расцвете лет?

Лжемудрецы от науки через средства массовой информации запутывают людей в этих вопросах, намеренно искажая и усложняя их понимание. В сегодняшнем мире все или примитивно, плоско до пошлости, или же безмерно усложнено, затуманено, искажено до полного непонимания. И в обоих случаях — до потери истины, а вместе с ней — смысла и красоты.


Православный взгляд на общепринятые «научные» постулаты

Дело в том, что ложь и зло являются, условно говоря, в двух видах. В открытом, вполне очевидном, когда часть общества уже заражена, согласна с ними, а другая, понимая всю их страшную силу, пытается им противодействовать. И в завуалированном — до поры, до времени, — пока люди не «созреют», не согласятся с такой ложью и злом как с «объективной реальностью». Великая опасность завуалированной лжи и зла в том, что они постепенно деформируют сознание и душу даже некоторых православных. Назовем только несколько наиболее распространенных в контексте нашей проблемы антихристианских постулатов, относимых к России, но считающихся безусловными для всего мира.

Первый. О неизбежности и даже полезности безработицы. Не только так называемые либералы-рыночники, но и многие из государственно мыслящих ученых разделяют этот воистину сатанинский тезис. Известный ученый-социолог утверждает: «Безработица, как и разрыв между бедными и богатыми, до некоторого уровня полезна, после некоторого уровня — чрезвычайно опасна».

Второй. «В России нет денег, или, точнее, — огромный дефицит денег, инвестиций». Все беды нынешней России из-за их острейшей нехватки.

Со вторым постулатом неразрывно связан третий: «Главный и единственный критерий, показатель богатства — деньги, их наличие, лучше всего, конечно, в долларах».

Несостоятельность их очевидна в координатах православной онтологии и логики. Рассмотрим постулат о труде и безработице. Труд каждого человека зачастую — тяжелая, но первейшая его обязанность и святое право, заповеданные Богом. В этой плоскости следует понимать и слова апостола Павла: «Кто не хочет трудиться, тот и не ест». Здесь необходимо отметить очень важный момент. Труд человека может быть или облагораживающим, преобразующим человека, общество, природу, или же опустошающим, разрушающим человека, общество, природу в зависимости от идеологии и целевых установок человека и государства. При этом роль государства исключительно велика, так как лишь весьма незначительная часть населения любой страны способна мыслить и действовать вне поля его воздействия. Большая часть людей в системе рыночных отношений становится товаром или превращается в чей-либо инструмент для делания денег.

Безработный человек — лишний в обществе и в стране. Что может его больше унижать и развращать? Важнейшая и первейшая обязанность государства заключается в предоставлении каждому жителю возможности трудиться. Труд — это одна из основных тягот жизненного креста, в любых своих проявлениях связывающего материальное и нематериальное, природное и духовное, земное и небесное. Чеканно православный взгляд по этому поводу излагает святитель Филарет, митрополит Московский: «Недостойный гражданин земного Отечества недостоин Небесного Отечества».

Значит, прежде всего, для гражданина России должна стоять задача обогащения, процветания не своего дома, а своего Отечества, государства. Действительность совсем иная. На наших глазах продолжается природно-ресурсное опустошение, финансовое закабаление, духовное разрушение страны.

Рассмотрим второй ложный постулат о том, что все беды в России из-за огромного денежного дефицита. Общеизвестны функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство сбережения. Почему их много или мало у отдельного человека, тоже вполне понятно и объяснимо.

Но вот почему денег мало или много в какой-либо стране и почти нет в нашей России? Приведу для простоты схематичное, но верное объяснение. Что такое «деньги»? Это единица измерения богатства, как грамм — веса, метр — длины. Значит, эквивалентом общего объема денег в стране должно быть его совокупное богатство? Безусловно. Но в жизни это не так. Эквивалентом возможного объема денег в той или иной стране служит ее золотой запас. По существу, один из не самых значительных элементов национального богатства в результате последовательно целенаправленной на протяжении веков политики узкого круга людей и государств превратился в «столп и утверждение» современной цивилизации.

Во время Второй Мировой войны почти все золото, добытое человечеством (около 40 тыс. тонн) свезли в хранилища в США. И оценили 1 грамм золота примерно в 1 доллар. Но уже в 1971 году цена 1 грамма золота выросла до 11,3 доллара. После этого были периоды, когда цена повышалась до 15−18 долларов/грамм. Сейчас она колеблется около 9 долларов/грамм. Что из этого следует? То, что, по сути, владельцы золота, «властелины мира», могут купить за тот же объем золота в 9−15 раз больше мировых ресурсов и товаров, чем 50−60 лет назад. В этом «соль», ядро, одна из главных основ глобальной финансовой политики.

Неприемлемость такой финансовой политики для нашей страны бесспорна. Во-первых, возникшая финансовая зависимость России от «Всемирного валютно-финансового центра» в виде нескольких крупнейших финансовых структур при существующих «правилах игры» не может быть ликвидирована. Во-вторых, при этом Россия всегда будет числиться бедной, не имея права распоряжаться своим важнейшим финансовым инструментом — денежной политикой.


Национальное богатство России и жизнедеятельность общества в координатах православной науки

Важнейшей задачей для России сейчас является оценка совокупного национального богатства и приведение в соответствие с ней финансово-денежной политики.

В последние годы комплексная инвентаризация и оценка национального богатства начала проводиться в мировом масштабе. Широкий резонанс, в частности, вызвала завершенная несколько лет назад Всемирным банком оценка национального богатства 192 стран. При этом в расчет принимались не традиционные параметры: размер валового национального продукта, доход на душу населения, а новый показатель — «национальное богатство на душу населения», включающий в себя «производственный капитал», «природный капитал» (природные ресурсы) и «людские ресурсы» или «людской капитал» (их образовательный и интеллектуальный потенциал). Причем во всей совокупности национального богатства по 192 странам «людской капитал» составил 64%.

Так вот, в соответствующем рейтинге Всемирного банка первое место заняла Австралия (835 тыс. долларов национального богатства на душу населения), в то время как России отвели лишь 53 место. Хотя правильный подсчет только природно-ресурсного потенциала нашей страны (около 1 млн. долларов на душу населения) выводит ее в мировом рейтинге на первое место. А по аналогии с расчетами и методикой Всемирного банка, по которым природные ресурсы составляют только 20% от всего национального богатства, в нашей стране на каждого жителя должно приходиться примерно 5 млн. долларов национального богатства.

Ведь национальное богатство России не ограничивается только природными ресурсами. В совокупном национальном богатстве необходимо выделять три основных вида, соответствующие трем основным взаимосвязанным системам жизнедеятельности страны:

— ценности, соответствующие трудовому потенциалу населения, с дифференциацией на собственно людские, интеллектуальные и духовно-культурные ресурсы;

— капитал, соответствующий хозяйству, с дифференциацией на собственно созданный капитал (имущественный капитал), технологический капитал, финансовый капитал;

— ресурсный потенциал, соответствующий территории, с дифференциацией на земельно-водные ресурсы, сырьевые ресурсы, природно-экологические ресурсы.

Здесь необходимо особо подчеркнуть, что в результате исследований последних лет, осуществленных отечественными учеными, выявлены фундаментальные структуры мезомасштаба (т.е. земного масштаба, в отличие от микромира и макромира) — трехчастные функциональные системы. Дело в том, что хозяйственно-территориальная структура Земли — культурная, материальная, энергетическая основа человеческого бытия — сформировалась в непрерывном взаимодействии, а, точнее, воздействии населения (общества) на природную среду (территорию) с помощью средств производства. К трехчастным системам, включающим «население», «хозяйство» и занимаемую ими «территорию» в их последовательном прямом и обратном взаимодействии, относится все множество земных систем, начиная с мировой, в которой все население Земли воздействует всей производственной мощью на ее территорию, и кончая отдельными предприятиями, фермерскими, дачными и приусадебными хозяйствами.

Эти системы названы геотрионами, так как все они имеют земные координаты и состоят из трех частей. В координатах триединства «население — хозяйство — территория» протекают основные процессы жизнедеятельности любого региона, любого государства и созидается (приумножается) или же истощается (разрушается) их национальное богатство. С точки зрения системного анализа геотрион представляет собой тип функциональной системы, в которой взаимодействие частей принимает характер взаимосодействия, в идеале стремящегося к реализации ее полного энергопотенциала, или потенциала национального богатства. Если согласиться, а для этого есть все основания, с тем, что пространство жизнедеятельности общества на Земле представляет собой не бесструктурную, а своеобразно организованную реальность, имеющую в результате освоения человеком территории внутреннюю упорядоченность и строение, то основной формой проявления этой внутренней структуры окажутся геотрионы.

Триада геотриона может рассматриваться по аналогии с триадой человека: население — дух, хозяйство — душа, территория — тело. С православных позиций эффективность развития геотриона может быть оценена положительно, если в нем присутствует «благодать» (духовный параметр) и «благорастворение воздухов» (природно-экологический параметр).

Нашей школе, обществу, русскому человеку и в целом жителям России крайне не хватает доступных, осязаемых и в то же время глубоких знаний о стране, о ее истинном национальном богатстве. Поэтому, на наш взгляд, православная наука должна разработать, может быть, самый важный учебный предмет, с точки зрения практической жизнедеятельности человека, формирования христианского отношения к своему Отечеству и многообразному служению ему, понимания нерасторжимой духовной связи земного и Небесного Отечества. Это предмет — «Национальное богатство России».

Он должен стать своеобразной таблицей умножения во всех православных учебных заведениях, а со временем, если есть на то воля Божия, и в светских школах и вузах.

Предмет «Национальное богатство России» должен помочь учащемуся глубоко понять «земные» задачи человека, о которых Святейший Патриарх Алексий II сказал так: «Не будучи божественным, не будучи самозамкнут в собственной самодостаточности, мир подлежит преображению, подлежит человеческому преображающему воздействию. „Возделывай сад Эдемский“ — это первая заповедь, данная Богом первому человеку».

Этот предмет в систематической форме, с использованием многообразных таблиц, схем и иллюстраций должен раскрыть все ошеломляющее по глубине и духовным его проявлениям национальное богатство нашего Отечества, показать историю его созидания и освоения, трудовые ритмы и духовные усилия по его развитию и освящению.


Необходимые условия возрождения России

Но снова возникает вполне уместный вопрос: можно ли сделать Россию богатой, а, значит, сильной, обезопасить от ее врагов и врагов Христовых? Да. Но при одном обязательном условии, которое противоречит всем, так называемым «объективным», а на самом деле жестко регулируемым мировым процессам.

Россия должна встать на путь максимально допустимой в современном мире автаркии, то есть независимого, автономного развития. Для этого — все предпосылки в виде необходимых ресурсов, капитала и ценностей, или, иначе, огромного потенциала национального богатства, как мы показали, есть. В избытке и преизбытке.

Только при таком условии государство может освободиться от рабских золотых цепей мировой валюты, унижающих и угнетающих народ, парализующих самые важные и спасительные, с православной точки зрения, трудовые формы и творческие направления созидания национального богатства страны. В этом случае появляется возможность внесения нравственного начала в жизнедеятельность общества, прежде всего — путем введения абсолютных, независимых от золота, денег. «Главное зло современных государств (а нынешней России особенно) — процентные займы, внутренние или внешние, неизбежные при золоте, как деньгах, могут быть совершенно устранены при абсолютно-денежном обращении и при правильной организации государственного и народного кредита», пишет выдающийся русский ученый С.Ф.Шарапов. В результате «осуществление в полном виде системы финансов, основанной на абсолютных деньгах, изменит самый характер современного русского государственного строя, освободив его от посторонних влияний, усилив его нравственную сторону бытия и дав возможность проведения свободной христианской политики».

Православному народу России необходимо глубоко осознать, что глобализация в любых проявлениях и формах смертельна для духовного и экономического возрождения страны.

В высшей степени необходим союз государства и Церкви в деле духовного образования как подрастающего поколения страны, так и уже вполне созревшего, взрослого, но находящегося, в большинстве своем, в духовной тьме и младенчестве.

Назрела потребность в подготовке большого коллективного труда «Национальное богатство России и его использование в свете православной онтологии. Исторический опыт, современный анализ и перспективы». На основании данного труда должны разрабатываться учебные пособия для начальной, средней и высшей школы.

N8, 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика