Комсомольская правда | Лариса Кафтан | 05.10.2004 |
Отец Михаил ПРОКОПЕНКО, сотрудник секретариата по взаимодействию церкви и общества Московской патриархии:
— Сложно проследить, кто первый и когда стал воздавать поклонение этим людям. Думаю, мы имеем дело с некоей подменой. Если говорить об Иване Грозном, то это, скорее всего, связано с привнесением в церковную жизнь политических пристрастий. Может, кто-то исстрадался по крепкой власти, сильной руке, видя шатания в современном мире. Идея же почитания Распутина связана с оккультными представлениями, возникает в сознании людей недостаточно воцерковленных, которые не смогли привести свое мировоззрение и ход своих мыслей в соответствие с церковными представлениями. Это влияние постороннее, возможно, злонамеренное, стремящееся поколебать церковный мир. Не исключено, это влияние сектантских групп. Интерес к Распутину в обществе всегда был скандальным, и ни о какой святости здесь речи быть не может. Есть множество нелицеприятных свидетельств о Распутине людей, которых церковь канонизировала. Например, Елизаветы Федоровны, казненной большевиками.
Надеюсь, что после требования Патриарха самочинные иконы будут вынесены из храмов. Самочинного почитания в церкви быть не может, человеку очень легко обмануться, вместо ангелов светлых поклониться темным.
О канонизации этих исторических персонажей речи не идет. Канонизация — тщательная и долгая процедура. Один из самых почитаемых на Руси святых Серафим Саровский был канонизирован спустя 70 лет после смерти.
5 октября 2004 г.