Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества» | Александр Рогов | 31.08.2004 |
Теперь на радио «Свобода» передачу с таким названием ведет Яков Кротов. У него уже отсутствует даже не христианское воззрение, у Кротова нет точки зрения как таковой.
Раньше был «взгляд и нечто», а осталось только «нечто».
В таком ходе вещей нельзя не усмотреть некоторую символичность, поскольку так, прямо на наших глазах, приходят в ничтожество главные идеи прошедшего века. Хотя мы этого почти не ощущаем, но XX век в самом деле закончился, и от руководящих направлений мысли прошлого столетия нам остались только подонки.
«Всемирное братство идей и людей», «единая мировая религия», «права человека», «свобода слова», — все это считалось респектабельным. В этом наряде было не стыдно появиться в приличном обществе. Разумеется, эти идеи были неверными и прежде и всегда, но их неприличие было не очевидно для всех. Теперь не то. Теперь даже социологические опросы показывают, что либеральные идеи не приняты обществом.
Показательна судьба тех властителей дум, которые в буквальном смысле перешагнули рубеж веков. Вот Григорий Померанц сочинил пространный текст «Живучесть древних основ». Маститый культуролог утверждает, что логика разделяет людей и культуры, а восточная мистика — объединяет. Он пишет: «Выходом из современного духовного тупика может стать поэтическая мистика, перешагнувшая через догмы». Это, конечно, некоторый нонсенс, который выдается за высшую мудрость. Обычно считается, что именно логика объединяет людей, чему доказательством является технический прогресс в Японии, Китае, Индии и Индонезии. Понятно, что без логики компьютер не построишь.
Удивительно не то, что Г. Померанц отвергает логику как единый закон рассуждения. Любопытно, что после этого он остается вовсе ни с чем, и от состояния невесомости его не спасает даже упоминание о «мистике». Для каждого человека с минимальным мистическим опытом ясно, что христианская мистика никак не похожа на мистику зороастрийцев, суфиев, или даосов. По своему смыслу, мистика — это тайны, нечто таинственное. И если внешняя сторона религий еще может показаться постороннему наблюдателю в чем-то сходной, то тайны в них радикально разные. Разные религии мистически созерцают разные вещи, и поэтому мистика разъединяет религии как ни что другое.
При всем том, Г. Померанц вполне догматически утверждает: «Мыслимая глобальная цивилизация может опираться на общее признание священного, открывающегося только в тишине созерцания». Поскольку «общее признание священного» в мировых религиях отсутствует, то глобальная цивилизация немыслима, как мы всегда и полагали. Но для Г. Померанца «немыслимое» является возможным, если раскрывается «в тишине созерцания». Тишина созерцания — это, видимо, когда ум молчит, не различая истину от лжи и добро от зла.
Лет 50 назад эти пустотелые идеи были передним краем передовой мысли. Тогда они выглядели массивными и угрожающими, как сползающий ледник. Сейчас тот же взгляд показывает иную картину. В песочнице остались следы детских игр: полураспавшиеся куличики, игрушечный совочек и лопатка. Вот здесь дети рыли канал, а вот сооружали запруду, но летний дождик размыл все это, оставив лишь кратеры от капель.
Нет, сами идеи не изменились, но, взобравшись на пригорок конца века, наблюдатель видит эти страшные идейки в их истинном виде и масштабе. В таком открытии нет заслуги наблюдателя, и оно не спасает его от обманов. Он всего лишь перешел из XX в XXI столетие, где его подстерегают ложные идеи уже нового века. Человеку дано знание того, как его обманывал Померанц, но не видно, как его обманывают сейчас, в 2004 году.
Если бы наш наблюдатель мог всегда находиться на горе, и взирать с высоты на призрачные сети обманов! Но разве это остается только мечтой? Ведь именно такая точка зрения навечно дарована всем христианам, не важно: с высшим образованием или даже без начального.
Стоя на христианской точке зрения, мы должны взирать на руководящие и лживые идеи. Мы увидим их ложность, но увидим и их ничтожность. А это, знаете ли, и есть мудрость, как она дана человеку Богом.