Русская линия
Русский вестник Алексей Чичкин26.07.2004 

Скандинавия прирастает Православием

Очень многим русским едва ли ведомо, что во всех скандинавских странах православное христианство — одна из основных конфессий. Что не только русские иммигранты, но и сами скандинавы исповедуют Православие. Характерно и то, что скандинавы предпочитают Православие католицизму, считая последнюю конфессию, судя по публикациям скандинавских православных и особенно лютеранских газет, пособником масонского космополитизма. Именно поэтому почти треть скандинавского населения ныне исповедует Православие и только 10% - католицизм!..

Ретроспектива русского фактора

В Швеции и особенно Финляндии поменять или приобрести американские доллары_ сложная проблема, куда легче «конвертировать» российский рубль в тамошнюю национальную валюту. Что еще интересно: в книжных магазинах можно легко обнаружить редчайшие дореволюционные и «сталинские» издания. Эти прилавки всегда «заполнены» читающими и покупателями, впрочем, как и магазины сувениров, где в изобилии русская майолика, финифть, резьба по дереву.
Пожилой швед, внимательно рассматривая статуэтку 1952 года из Вербилок в магазине г. Висбю (шведский остров Готланд) сказал продавцу: «Как давно я искал именно это!». На вопрос автора этих строк покупателю: «У вас такие изделия имеют спрос?» последовал ответ: «Я лично знаю десятки коллекционеров и одновременно пропагандистов таких товаров в Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии. Россия_ великая страна, но ей почему-то давно не везёт».
Вряд ли удастся найти скандинава, который ничего не может говорить и не понимает по-русски или по-английски, но в то же самое время в Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии, в отличие от нынешней России, — почти абсолютное отсутствие американской рекламы, американских фильмов, залёживание любых американских товаров и практически безлюдные закусочные «Макдональдс», хотя их владельцы постоянно снижают цены: в Скандинавии они сегодня в среднем почти втрое ниже, чем в российском «Макдональдсе»!..
Вот мнение руководителя российского бюро Гостелерадио Исландии Хаукура Хаукссонна: «На телевидении России очень раздражает обилие, можно сказать, американизированной рекламы_ невозможно спокойно смотреть тематические передачи. Поэтому предпочитаю смотреть старые советские фильмы».
Характерно, что шведские и норвежские СМИ ещё в 1993 (расстрел парламента) и 1998 годах («августовский дефолт») отмечали, что отношение современной российской власти к собственному народу отличается труднообъяснимыми наглостью, цинизмом и ложью, а Ельцин, по мнению шведских «Свенска дагбладет» («Дневной вестник дня Швеции») и «Дагенс нюхетер» («Новости дня»), «ведёт себя как невменяемый тип, как последний алкаш, который позорит Россию…». Именно скандинавские страны вышли из так называемой «гуманитарной продовольственной помощи России» со стороны Евросоюза, официально назвав ее методом устранения сельского хозяйства и пищевой промышленности РФ с внутрироссийского и мирового рынков.
Напомним, что, во-первых, именно шведские корабли первыми прорвали в 1919 году военно-экономическую блокаду Петрограда со стороны Антанты, доставив петроградцам продовольствие, медикаменты, одежду, обувь и… врачей-добровольцев, в том числе ветеринаров. Во-вторых_ в 1921-м именно шведский бизнес предоставил России бессрочный кредит в 5 миллиардов крон. А в-третьих_ только у Швеции «сталинский» СССР в 1946 году взял бессрочный кредит в 1 миллиард крон, а Стокгольм в 1950-х гг. списал около 80% этой суммы.
Последняя русско-шведская война 1808−1809 годов, спровоцированная Парижем и Лондоном, подвела черту под многовековой конфронтацией России со Швецией. Дело не в том, что Стокгольм, потеряв в той войне Финляндию, стал «автоматически» бояться России и поэтому объявил бессрочный нейтралитет. Скандинавы, во-первых, не поддались экспансии Ватикана и окончательно отвергли в 19-м веке католичество со всеми его атрибутами и «связками» с масонством, а ныне — и с мировым правительством. Но фактически отвергла католичество и русская нация. А во-вторых_ в Скандинавии осознали_ на примере Российской империи и «послесталинского» СССР — бессрочные последствия зависимости от космополитизма, т. е. от транснациональных идеологических и финансовых структур. Характерна, в этой связи, телеграмма короля и премьер-министра Швеции правительству СССР в связи с кончиной И.В.Сталина (опубликовано в Скандинавии и СССР 6−8 марта 1953 г.): «Под руководством Сталина народы новой России сплотились вокруг русского народа, отстояли свою Родину, восстановили разрушенное и поруганное агрессорами. Швеция всегда будет дорожить отношениями диалога, взаимопонимания и сотрудничества с Советским Союзом, заложенными генералиссимусом Сталиным…».
Кстати, именно Швеция быстро «организовала» советско-#финское перемирие в 1944 году, а в 1941-м — отказалась помогать Германии и тогдашней прогерманской Финляндии в агрессии против СССР (нетрудно предположить участь Ленинграда, Мурманска, Архангельска и, вероятно, Москвы, если бы Швеция поддержала Германию с Финляндией…): между прочим, германские бомбардировка и захват Стокгольма с балтийскими островами Швеции были запланированы после захвата Ленинграда. В 1945 году шведы отказались пропустить германский военный флот через свои балтийские воды, а отступающие из Норвегии и с севера Финляндии германские войска_ через Швецию в Германию (они были взяты в плен антигитлеровской коалицией).
Исландия же объявила независимость от оккупированной немцами Дании в июне 1944-го, но ещё в 1926-м были установлены советско-исландские дипотношения и через Исландию с 1941−44 годах проходили многие маршруты военно-#промышленных поставок в СССР из Великобритании, США и Канады. Памятники советским воинам-освободителям на датском острове Борнхольм (на Балтике) и на севере Норвегии (Киркенес) по сей день считаются одними из самых искренне ухоженных в Европе.
Но скандинавы понесли немало потерь в противостоянии с глобализмом. Вот, скажем так, основные жертвы: 1948 год_ убийство в Иерусалиме шведского графа Фольке Бернадотта, посредника ООН в арабо-израильской конфронтации. Ему удалось выработать компромиссный вариант урегулирования, одобренный обеими сторонами. За 2 часа до подписания документа граф Бернадотт был убит…
1962 год_ катастрофа самолёта в Конго с тогдашним генеральным секретарем ООН норвежцем Дагом Хаммаршельдом: он публично обещал выяснить, кто убил Патриса Лумумбу и кто финансирует белых расистов-наёмников в Конго…
1986 год — убийство шведского премьера Улофа Пальме, противника американского неоглобализма, инициатора североевропейской интеграции с участием СССР. Его убили за неделю до визита в Москву…
Зная упомянутые факты, можно объективно понять, объяснить не только скандинавское «русофильство», но и основные причины интереса скандинавов к Православию и Русской Голгофе. Подчеркнем в этой связи, что именно в Стокгольме расположен старейший за пределами России русский православный храм, основанный в 1617 году!

По стране тысячи озёр

В поездке (июнь-2003) «Православная Скандинавия», ежеквартально организуемой паломнической организацией «Странник» (а также другими аналогичными службами), мы посетили восточную, центральную Финляндию и прибалтийскую Швецию. Иматра, Куопио, Иссалми, Ууси Валаамо (Новый Валаам), Хельсинки, Тампере, Сундсвалль, Евле, Стокгольм, Висбю — основной, но неполный перечень святынь и вообще «знаковых» объектов скандинавского Православия. Кстати, когда финским пограничникам на границе с Россией или Швецией говоришь «едем в Ууси Валаамо», они сразу улыбаются, отвечая: «Как же, знаем. Очень хорошо, что вы приехали"_ и быстро оформляют документы.
Итак, еще в ноябре 1918 г. Православие было законодательно объявлено одной из национальных церквей Суоми, где в то время свыше трети населения было русским: то были, главным образом, иммигранты из России, поселившиеся в северном, западном Приладожье, на западе Карелии и районе Печенги (до 1940 года эти территории принадлежали Финляндии).
Накануне советско-финской войны 1939−1940 гг. в Финляндии проживало 80 тысяч православных, окормляемых 46 священниками, в основном русскими. Но в результате той войны Финляндская Православная Церковь лишилась четырёх крупнейших на севере Европы православных монастырей_ Валаамского, Коневецкого, Линтульского и Печенгского, а также многих храмов. Более 50 000 прихожанам пришлось покинуть родные места. Они рассеялись по всей Финляндии, но они зачастую приезжали на новые места со священными реликвиями прежних храмов, которые сегодня доступны и верующим, и туристам (в музеях).
Примечательно, что финляндское государство еще в 1949 году обязалось возвести для переселенцев новые храмы, и уже в 1960-х гг. в разных городах Финляндии были построены 14 церквей, 44 часовни и 19 домов причта. В общей сложности власти потратили около миллиарда финских марок на восстановление Финляндской Православной Церкви, возглавляет ныне которую архиепископ Карельский и всей Финляндии Иоанн (Ринне).
В Автономной (с 1920-х годов) от Москвы и Константинополя Православной Церкви Суоми три епархии: Карельская, Хельсинская и Оулуская, где насчитывается в целом 60 тысяч верующих, объединенных в 25 приходов. Самый крупный_ Хельсинкский приход, в котором зарегистрировано 19 000 прихожан. Службы совершаются на финском, русском языках по новому стилю, включая празднование Пасхи. Для верующих русских финские священники служат регулярно по-церковнославянски только в столичных Троицкой церкви и Успенском соборе. Богословское образование будущие пастыри и учителя Закона Божьего раньше получали главным образом в духовной семинарии в бывшей финской Сортавале, в 1940 г. перенесенной в Хельсинки, а с 1961 года она в г. Куопио (центральная Финляндия). С 1988 года такое образование получают и в Институте богословия при университете в г. Йоэнсуу (на юго-востоке Суоми).
В Спасо-Преображенском храме Ново-Валаамского монастыря хранится святыня Коневецкого монастыря — Коневецкая Икона Божией Матери, к которой зовут двенадцать валаамских колоколов, привезенных в 1939 году из Старо-Валаамского монастыря. Можно сказать, сама природа соединила здесь Скандинавию и Святую Русь…
Примечательный штрих: в том же Новом Валааме, что в центральной Финляндии, выпускают, например, пакеты и сумки с аналогичной надписью именно черного цвета на русском и финском. Я спросил: «Черный фон текста что-то значит или это мои домыслы?» Священник-финн едва слышно ответил: «Мы считаем, что русским в нынешней России очень тяжело, многие из них даже не ведают, что им угрожает безысходность. Мы молимся за всех русских, за их исконную Отчизну». Между прочим, только за последние полтора года в Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии открыто свыше 10 новых православных храмов! Воистину, большое видится на расстоянии…
Вблизи Куопио находится Линтульский монастырь, где есть храм во имя Святой Троицы и свечной завод, который сегодня снабжает церковными свечами все православные приходы Финляндии и прибалтийской Швеции. Именно в Куопио находится единственный в мире уникальный музей православной культуры, коллекция которого содержит предметы, которые принадлежали, главным образом, основателю Коневецкого монастыря преп. Арсению. Остальная часть тамошних экспонатов относится к 17−19 векам: это предметы, эвакуированные в канун советско-финской войны из старых монастырей бывшей восточной Финляндии.

Шведы в Православии

В Скандинавии часто говорят о том, что Православие более соответствует национальному духу, морали и образу жизни скандинавов, чем католицизм, обезличивающий нацию и веру. Поэтому лютеранство и Православие могут сотрудничать, чтобы отстоять свою независимость и самобытность в борьбе с «ватиканцами-космополитами». Пример такого отношения к Вере_ Христиан Камилл, генеральный консул Швеции в Санкт-Петербурге, принявший Православие в Стокгольме в 1999 году и нареченный при крещении Николаем. Вот его позиция: «Моё принятие Православия — логическое развитие христианского пути. Я изучал историю, много размышлял. Во-первых, Православная Церковь меньше других христианских конфессий, особенно в сравнении с католичеством, изменилась со времен Христа, и от этого есть уверенность в православной вере. А во-вторых, православные службы подлинно воздают должное Господу. И моя вера развивается лучше в православной Церкви. Я, швед, нашел истинную благодать в русской вере. В Православие я перешел в 1999 году. А имя Николай мы с моим духовным отцом выбрали при крещении тоже не случайно — в честь святителя Николая Чудотворца. Мой день рождения в декабре — рядом с днем памяти этого святого.
Супруга моя_ русская, православная, крестилась незадолго до нашей первой встречи. Наша дочь Софья родилась в августе прошлого года, а осенью мы ее окрестили в Санкт-#Петербурге. Именно в Швеции находится самый старинный русский православный приход за пределами России_ он существует с 1617 года в Стокгольме. Это дата Столбовского мира между Россией и Швецией, по которому русским гражданам и переселенцам было позволено совершать богослужения в Скандинавии согласно своей вере. Тогда и был основан стокгольмский Свято-Преображенский православный приход. До революции 1917 года шведский православный приход был очень маленьким, но потом появилось много эмигрантов из России. Кстати, в столице Швеции до сих пор живут русские эмигранты ещё первой волны.
Сейчас этот православный приход Стокгольма посещают минимум 2 тысячи прихожан, из них почти 80%_ русские, остальные_ шведы, поляки, белорусы, румыны, болгары, финны. Настоятелем Свято-Преображенского храма сейчас является архимандрит Матфей, швед по происхождению. Во всей Швеции 8 православных приходов и отец Матфей окормляет всех. Эти православные приходы принадлежат Константинопольскому Патриархату, а недавно в Стокгольме появился новый приход Сергия Радонежского от Московского Патриархата. Службы идут на шведском и русском языках.
Стокгольмский Свято-Преображенский храм шведы очень ценят еще и как памятник архитектуры и истории государственного значения.
Я много раз бывал на Новом Валааме в Суоми, куда бежали валаамские монахи во время войны. Теперь там в основном финские священники, которые продолжают подвиг старых русских иноков. Революция, войны, эмиграция_ это трагедия, но промыслом Божиим это послужило толчком к распространению православной веры и культуры по всему миру. Это свидетельствует о силе веры ваших соотечественников. Для нас это пример христианского и национального патриотизма».
Проще говоря, Скандинавию и Россию соединяет не только «общая» география. Тем более, что и скандинавам непросто сегодня отстаивать свою экономическую, политическую, культурную, да и конфессиональную самобытность.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru