Русская линия
Газета.GZT.Ru Надежда Кеворкова26.07.2004 

Возвращение святой Елизаветы

В воскресенье в Россию из храма Марии Магдалины иерусалимского женского монастыря в Гефсимани, который принадлежит Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), в Москву был торжественно доставлен ковчег с мощами великой княгини Елизаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители, вдовы убитого эсерами московского генерал-губернатора и сестры последней императрицы Александры. Это первая совместная акция русской и Зарубежной православных Церквей, которые начинают сближаться после 80 лет взаимного неприятия.

'Матушки очень боятся и толком ничего не знают'
Около ста человек из России приехали рано утром к Гефсиманскому монастырю Марии Магдалины, где с 1921 года покоятся останки великой княгини Елизаветы и ее келейницы инокини Варвары. На воротах висела смиренная записка с просьбой ничего не снимать и матушек ни о чем не спрашивать. Выяснилось, что местные СМИ, безразличные обычно к христианским событиям, разнесли весть о том, что 'московские попы' грабят 'белых' и увозят все мощи Елизаветы Федоровны целиком. Тут подоспели временный поверенный и настоятель Русского подворья и началась служба. Правда, наши сестры, братья и отцы смиренно стояли по стенам, крестясь и подпевая, ведь пока нет соборного решения о воссоединении Церквей, нет и совместных служб. Епископ Бостонский Михаил (РПЦЗ) вышел с сияющим ларем из храма, открыл крышку, показал народу реликвии и рука об руку с епископом Дмитровским Александром (РПЦ) понес дар вниз к подножию Гефсиманского сада. Ларец содержит серебряный ковчег, в который вложена правая десница великой княгини, и деревянный ковчег, сделанный из фрагментов досок гробов, в которых тела мучениц, зверски умерщвленных большевиками в 1918 году в Алапаевске, привезли из Пекина в Палестину.

Инициатор и устроитель этого события президент фонда Андрея Первозванного Александр Мельник пояснил ГАЗЕТЕ: 'Это ведь самое начало нашего диалога, матушки боятся и ничего толком не знают, кто мы такие — люди в нынешней России, они живут в нелегких условиях на Святой земле, а наша страна для них — это прежде всего то место, где сотни тысяч людей были убиты только за свою веру и верность России'. И добавил: 'Ларец мы специально заказали в России — сестрам он очень понравился'.

Ковчег поместили в деревянный ящик, который поставили в специальный микроавтобус. Вместе с нынешней настоятельницей Марфо-Мариинской обители Елизаветой и сестрами 1-й Градской больницы, дипломатами, епископами и клириками обеих Церквей чуть не со всего мира, паломниками из Грузии и даже командой российского авиалайнера в полном составе святыни отправились в аэропорт. Здесь автобусы обыскали с собаками и три часа подробно осматривали всю нехитрую поклажу делегации. Наконец патриарший викарий освятил самолет; перекрестились все — даже самые крикуны из операторов.

В Домодедове сто клириков, прождав два часа под палящим солнцем, встретили мощи прямо у трапа, отслужили молебен, и вся процессия торжественно отбыла в храм Христа Спасителя. Здесь мощи пробудут 10 дней, крестным ходом пройдут от Христа Спасителя в Свято-Данилов монастырь, посетив основанную княгиней Марфо-Мариинскую обитель.

Шестого августа святыня отправится в паломничество от Чукотки до Калининграда, проедет по Украине от Харькова до Львова, побывает в Белоруссии, Молдавии и Приднестровье, Прибалтике, Казахстане и Средней Азии. В феврале мощи вернутся в Иерусалим. Когда Марфо-Мариинская обитель будет окончательно восстановлена, гефсиманские сестры отдадут деревянный ковчег ей в дар.

'Знать, что за границей тоже есть русские люди и русская Церковь'
В январе 2004 года, еще до визита в Россию главы зарубежной Церкви митрополита Лавра и первой его встречи с Патриархом, то есть по сути до начала переговоров глав Церквей, Андреевский фонд России обратился к зарубежному Синоду с предложением привезти мощи великой княгини Елизаветы. Синод не только согласился, но и предложил вместо двух недель пребывания полгода — условно от дней царственных мучеников до праздника новомучеников, которых чтят и в России, и за рубежом. 'Это паломничество затронет весь народ — все будут знать, что это русские, что святыня из-за рубежа, что там тоже есть русские люди и русская Церковь. Начнется наше взаимное движение навстречу друг другу, — сказал епископ Бостонский Михаил, вернувшись к теме взаимоотношений Церквей. — Общение, диалог, сближение — называйте как угодно, но не называйте это воссоединением — ведь разъединения не было. Мы не спешим и ничего не делаем по самодурству. К чему это приведет, мы не знаем. Ведь три поколения русских людей прожили за границей — для общества это почти вечность'. Обнадеживает, добавил епископ, что президент 'не может оставаться вне этой темы и интересуется церковными вопросами'.

Принцесса Дармштадтская, мученица русская
Елизавета родилась в 1864 году в семье дочери английской королевы Виктории и Гессенского наследного принца. Ее мать умерла, когда Елизавете было 14, а будущей последней российской императрице Александре — 6 лет. 19-летняя лютеранка стала женой брата царя Александра III великого князя Сергея Александровича. В 1888 году к 900-летию крещения Руси вместе с мужем она приехала в Палестину на освящение храма Марии Магдалины, а вернулась вместе с мощами Ефросинии Полоцкой, сказав сестрам Гефсимани, что мечтала бы здесь лежать после смерти. Так и вышло. Ее муж стал московским генерал-губернатором в 1891 году. Елизавета усердно учила русский язык. Когда русские становились на колени перед иконами, она делала книксен, стремясь по-своему выразить почтение русской вере. Без всякого принуждения она осознанно приняла православие в 1891 году. В 1905 году ее муж был убит в Кремле бомбой, которую бросил эсер Каляев. Елизавета своими руками собрала останки мужа и на третий день посетила его убийцу. Каляев сказал, что не желал ей горя, но ни в чем не раскаивается и просит не хлопотать о нем. Елизавета продала все свои драгоценности и обустроила Марфо-Мариинскую обитель. В 1910 году она приняла монашеский постриг и стала первой настоятельницей обители, собирая несчастных сирот по хитровским притонам. Она выступила против 'старца' Распутина — это поссорило ее с императрицей. После революции ей не раз предлагали уехать — она отказалась.

Арестована она была на Пасху 1918 года, а 18 июля в Алапаевске ее и еще семерых узников живыми сбросили в шахту: умерли они от ран и голода, а Елизавета перед смертью перевязывала им раны и пела псалмы. В ее посмертной судьбе участвовала английская королевская семья. Ее стараниями тела Елизаветы и Варвары в 1920 году вывезли из Пекина.

РПЦ признала ее первой мученицей из всех Романовых, как только пал коммунистический режим — в 1991 году. 'Если люди сейчас не могут поехать поклониться ей, она сама пришла в Россию — ко всем обездоленным, как раньше' - так сказала мне сестра в аэропорте, встречавшая ковчег с мощами.

26 июля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика