Новые Известия | Михаил Поздняев | 22.07.2004 |
С точки зрения духовной — может, оно и кстати: суета у мощей неприлична. Однако есть и мирская точка зрения, при взгляде с которой «Мощи-шоу», как язвительно окрестил торжества один коллега, превращаются из VIP-мероприятия в заурядное толковище. Есть от чего впасть в уныние г-ну Кириенко: курские «гастроли» мощей преподобного Серафима стали для него предлогом проведения форума «Духовная безопасность России» и Совета Центрального Федерального округа, на которые приглашены 17 губернаторов. Но эти господа и в отсутствие президента свое веское слово насчет духовной безопасности скажут…
С точки зрения сугубо мирской Алексий II заболел, как всегда, некстати. Хотя все привыкли к хворям и к тому, что Святейшему все чаще приходится наблюдаться не только в ЦКБ, но и в швейцарской клинике, приступы недомогания патриарха будто нарочно приходятся на красные дни в церковном календаре и на важные моменты в буднях РПЦ, когда его присутствие неотложно. В этот раз Алексий II — чуть ли не впервые — не смог возглавить богослужение в Троице-Сергиевой Лавре 18 июля, в день памяти преподобного Сергия. Заодно и почтить преподобного Серафима лекаря ему не разрешили, и патриарх, «после напряженной программы торжеств в Санкт-Петербурге и Тихвине, вынужден был согласиться с необходимостью пройти в течение нескольких дней стационарный диагностическо-лечебный курс». Об этом он известил боголюбивую паству в заявлении, которое огласил воскресным утром в Троицком соборе Лавры митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков).
Назавтра стало ясно, что «несколько дней» могут растянуться надолго: патриарх не поехал в Курск, то есть не смог участвовать в главном для РПЦ событии года. Соответственно, следуя букве и духу протокола, не прибыл встречать мощи и президент страны.
Косвенный намек на это был сделан, впрочем, еще на прошлой неделе, когда Владимир Путин совершил паломничество в Тихвин, где приложился к доставленной ранее из США чудотворной иконе Божией Матери. Встреча иконы сопровождалась несусветным столпотворением, и подождать, пока схлынет народ, со стороны президента было вполне благоразумно. Вообще Владимир Владимирович предпочитает позиционировать себя как человека православного весьма осторожно, скажем, празднуя Пасху не в храме Христа Спасителя, как его предтеча, а в маленькой провинциальной церквушке. Это позволяет ему не только перекреститься без оглядки на телекамеры, но и похристосоваться с ничем не выдающимися бабушками и батюшками, а в том же Тихвине, присев на корточки, пожать руку ребенку. Дважды в течение одной недели прикладываться к святыням для президента светского все-таки государства — перебор. Остается гадать, почтит ли Путин своим вниманием прибывающие 25 июля в Россию из Иерусалима честные мощи преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны и ее инокини Варвары, расстрелянных большевиками в июльские дни 1918-го. С точки зрения здравого смысла, то есть мирской, должен бы почтить. Во-первых, президент сейчас вроде в отпуске и объявляется то в Старой Ладоге на археологических раскопках, то в Ялте. Во-вторых, иерусалимские мощи — главная святыня русского зарубежья, а именно Путину патриарх Алексий II и глава Зарубежной Церкви митрополит Лавр (Скурла) обязаны вдруг вспыхнувшей меж ними братской любовью. В-третьих, когда в конце прошлого года Путин встречался с Лавром и тот с гордостью показал ему икону Елизаветы Федоровны с частицей мощей, президент не растерялся и сообщил митрополиту: «А у меня, между прочим, резиденция под Москвой в доме, где она когда-то жила…». Но все это — с точки зрения мирской, сугубо политической. А вот с точки зрения духовной — вовсе не обязательно идти президенту лобызать мощи в храм Христа Спасителя. Останки бедной княгини, полученные пока лишь во временное пользование сроком на год, главенство Патриархии намеревается «прокатить с ветерком»: из столицы они отправятся сначала в Якутск, Анадырь, Магадан и Петропавловск-Камчатский, потом их поездом повезут обратно на запад, «гастроли» их продолжатся в республиках СНГ и странах Балтии. По словам организаторов этого тура, мощи также планируется доставить в отдаленные воинские части и на флот. Представляете, как эффектно с духовной точки зрения будет смотреться Путин, целующий великокняжеские мощи на какой-нибудь атомной подлодке? Почему бы и нет: устроители прошлогодних торжеств в честь преподобного Серафима исхитрились «пристегнуть» к ним посещение нашим набожным президентом Федерального атомного центра в Сарове (бывшем Арзамасе-16) и, что называется, на голубом глазу уверяли Владимира Владимировича, будто сам батюшка Серафим пророчествовал об устроении чего-то подобного на месте его молитвы…
Если же говорить серьезно, то торжества в Курске подтвердили лишний раз, что нашим дежурным блюдом давно стал коктейль из Божьего дара с яичницей. Надо ли чтить память святых? Разумеется, как и память людей, по каким-то причинам не прославленных Церковью. И уж, во всяком случае, не искать в этом для себя какой-то корысти, не стремиться прислониться к святыне с тем же рвением, что и попасть в кадр с первым лицом (а еще бы лучше — сняться с первым лицом на фоне мощей!).
В том, как мы отмечаем 250-летие со дня рождения у купцов Сидора и Агафьи Мошниных сына Прохора, почти нет умиления и очень много пошлости. Великое таинство литургии будет показываться тем, кто не войдет в собор, на четырех огромных экранах. В честь батюшки Серафима будут петь-плясать «народные ансамбли». Того гляди, сгонят со всей губернии курских соловьев. Узнав, что преподобный питался исключительно ржаными сухарями, некий местный хлебопек быстро наладил производство оных с указанием на упаковке: «Сии сухари благословлены правящим архиереем». Были «кириешки» — стали «серафишки». Добро еще, что курские винокуры не знают об особой любви старца к травке сныти, «снитке», как он эту травку называл. А то, глядишь, появилась бы на прилавках по соседству с «Гжелкой» и «Путинкой» еще и «Снитка"…
Впрочем, если уж мы вспомнили о виновнике торжества, то он, убежав из монастыря в лес от посетителей, приходивших к нему из праздного любопытства, всякий раз услышав в чащобе громкие голоса, зовущие его, залегал в густую траву. Так написано в житии преподобного Серафима.
Хочется верить, он и в эти дни зарылся глубоко-глубоко.
21 июля 2004 г.