О нашей первой княгине-христианке, равноапостольной Ольге, сложено много красивых легенд. Таинственно и загадочно, по воле Олега, Ольга становится женой сорокалетнего князя Игоря, наследника престола зарождающегося Русского государства. Какого она рода? Откуда приехала в Киев? Учёные до сих пор ищут свидетельства, а в «Повести временных лет» рассказывается о том, что жила во Пскове простая славянская девушка — перевозчица через реку Великую. И на этой-то реке встретила она князя Олега и князя Игоря… Однако далее, уже из исторически неоспоримых фактов, Ольга предстаёт перед нами как прирождённая, прошедшая хорошую школу правительница, обладающая мощной политической волей. Откуда это у простой девушки? Бог весть… Князь Олег начал объединение разрозненных славянских племён вокруг Киева в единое сильное государство, а она его завоевания удержала, укрепила. Именно она. Во время недолгого правления князя Игоря государство, собранное Олегом, стало распадаться. И вот Игоря убивают — это уже прямой бунт против Киева, за которым неминуемо должен был последовать окончательный распад, развал Древней Руси. Но Ольга, оставшаяся вдовой с трёхлетним младенцем Святославом, этот распад останавливает. Остаётся загадкой, откуда у неё уже в те времена был такой авторитет во всех славянских племенах? Почему княжеская дружина, оставившая на верную смерть Игоря, доблестно сплотилась вокруг Ольги? Почему буйные древляне, не побоявшиеся убить законного наследника, Рюриковича, князя Игоря, шлют к ней униженно послов, которых она приказывает жестоко казнить? Три раза приезжают к ней мудрейшие древлянские мужи, прося прощения, понимая, что идут на верную смерть. Не могли не понимать, да и Коростень (их столица) совсем рядом с Киевом. Все они знали и понимали, что шли на поклон к Ольге, надеясь спасти своё племя. Не спасли. Расправившись со знатными мужами, Ольга взяла осадой Коростень, казнила 5 тысяч древлян, а остальных отдала в рабство. И притихла Русь, признала Киев своим единым центром. Она, как великая государственная деятельница, несла ответственность за будущее зарождающегося государства. Укрепила его ядро и воспитала такого сына, который в 18 лет возглавил войско, уничтожившее, стёршее навеки с лица земли некогда могучий Хазарский каганат. Как самодержавная правительница сильного государства княгиня поплыла в Царьград, желая, не уронив достоинство своего Отечества, принять Крещение от самого Константинопольского Патриарха, а крёстным отцом своим Ольга желала видеть только Византийского императора. И здесь, у подступов к Константинополю, в бухте Золотой Рог, она смирением показала великую силу своей веры, своего духа. Император Константин месяц держал её как бы «в карантине», не отказывая, но и не пуская в город. И она терпеливо ждала. Ольга с юных лет искала Истину. И Истина ей открылась, Божественный дар веры преисполнил её с избытком. Но когда после её возвращения в Киев Константин прислал к ней корабли за данью, княгиня ответила: «Если император постоит у меня месяц на Почайне (пристань на Днепре), я пошлю ему дары». Это ответ королевский, и этот эпизод объясняет, почему равноапостольный Владимир для того, чтобы принять Крещение, взял Корсунь. Русский князь уже не имел права стоять перед Константинополем униженным просителем. Княгиня Ольга приняла Крещение от Патриарха, и он сказал ей пророческие слова: «Благословенна ты между женами русскими, благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях». Она была первой русской правительницей-христианкой, во многом определившей наше дальнейшее духовное и историческое развитие. Она воспитала своего внука, равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. И решающим аргументом в пользу выбора Православия для него было то, что, как сказано в летописи, его «бабка, мудрейшая из женщин», приняла Крещение от Константинопольского Патриарха. Повествование о княгине Ольге святой Нестор Летописец заканчивает преисполненными высокой поэзии словами: «Она была как заря пред рассветом. Она вся сияла, как луна в ночи. Она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. Были ведь тогда люди загрязнены грехами, не омыты Святым Крещением. Она же омылась в святой купели и сбросила с себя греховные одежды ветхого человека, и облеклась во Христа. Радуйся, русское познание Бога, начало нашего примирения!»
N 7, 2004 г.