Русская линия | Людмила Ильюнина | 19.07.2004 |
Святыни возвращаются в Россию
Мы живем в удивительное время. К нам возвращаются святыни. Вспоминается видение из рассказа Бориса Зайцева: в буйные революционные дни святые покидали московский Кремль. А сейчас наши святые возвращаются к нам. И Господь даем нам воочию видеть это, когда возвращаются их святые мощи. За последние десять лет это непрекращающийся процесс.
Приснопоминаемый протоиерей Валентин Мордасов еще 15−20 лет назад, когда его спрашивали о путях спасения, говорил: «Святость от святыни» и всем, кто приезжал к нему в Комно на Псковскую землю, раздавал, как благословение святыньки.
Святыни освящают нас, нашу землю, воздух, водные источники, даже если мы этого не осознаем. Существует уже немало свидетельств того, что человек, прикоснувшийся к святыне, до этого момента не слишком часто посещавший храм и сам себя аттестовавший как «не особенно верующий», вдруг переживал просветление, и вера селилась в его сердце, как дар свыше. Так нередко случалось в многотысячных очередях в разных городах к мощам прп. Серафима, великомученика и целителя Пантелеимона, св. первоверховных апостолов Петра и Павла и к другим святыням.
В последний год особенно проявилось и сознательное стремление к освящению нашей земли, — это бросается в глаза каждый день, когда просматриваешь православные новости, — везде идут крестные ходы. Каждый из них сопровождает какую-либо святыню, и двигаются эти многочисленные святые шествия от города к городу, от веси к веси десятки, а иногда и сотни километров.
На традиционном крестном ходе в день памяти Царственных Мучеников в Санкт-Петербурге общее чувство просыпающейся от духовной спячки России, выходящей на ратоборство под предводительством святых, выразил протоиерей Алексей Масюк. Он сказал, что повсеместное возвращение святынь знаменует окончание эпохи рабства и скоро народ начнет отказываться от «чужебесия» и возвращаться к родным ценностям.
Вчера, после посещения Тихвинского монастыря и поклонения величайшей святыне — Тихвинской иконе Божией Матери, наш президент В.В. Путин сказал (как давно мы от него этого ждали), что объдиняющей силой для народа может быть только патриотизм, и он не должен ограничиваться только воспоминаниями о «славном прошлом», но и жить стремлением становиться такими же, как наши предки.
Святая преподобномученица Елизавета как пример для подражания
Думается, что неслучайно именно сейчас в Россию приходит еще одна святыня. С 25 июля полгода, по любимой ею земле, будет проходить в своих святых мощах прмц. Елизавета.
Великая княгиня Елизавета Федоровна являет нам пример сердечной и одновременно сознательной, глубоко продуманной любви к православию, к его святыням. Она — немка по рождению, протестантка по воспитанию с таким самоотвержением приобщилась к православной вере, чтослужила немым укором для многих и многих представителей высшего сословия в России начала ХХ столетия.
Каждый святой — это пример для подражания. Так нас учат агиографы: жития святых нужно непросто читать, как информационное сообщение, а обращать внимание на то, чему можно у них поучиться. У Елизаветы Федоровны мы должны учиться ценить православную веру, как величайшую драгоценность и стараться воплощать ее в делах.
Святейший Патриарх Алексий отметил важность прибытия Иерусалимской святыни на нашу землю, потому что: «Мы должны учиться у святой Мученицы Елизаветы помогать друг другу и трудиться на благо ближнего».
Преподобномученица Елизавета и преподобный Серафим Саровский
Неслучайно мощи прмц. Елизаветы возвращаются в Россию накануне дня памяти прп. Серафима Саровского. Именно торжества в Сарове в 1903 году произвели на Елизавету Федоровну такое неизгладимое впечатление, что она признавалась: «… какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру! Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как они молились, как плакали эти бедные матери с больными детьми, и слава Богу многие исцелялись!» С тех пор, особенно в самые трудные периоды ее жизни, Елизавета Федоровна ездила в Саров, чтобы помолиться у мощей преподобного Серафима и попросить у него помощи. В молельной Великой Княгини висела большая икона преподобного Серафима. В годы Первой Мировой войны, служа раненным, матушка, как свидетельствовали очевидцы, помазывала их маслицем от мощей Серафима Саровского.
Итак, в наши дни святая преподобномученица Елизавета опять выходит на служение русскому народу вместе с особенно почитаемым ею при земной жизни «пасхальным святым» — батюшкой Серафимом.
И так же, как и он, она учит нас «стяжанию духа мирна». О себе она как-то сказала: «Я совершенно покойна, а совершенный покой — это совершенное счастье».
Преподобномученица Елизавета о судьбах России
Матушка никогда не демонстрировала своих духовных даров. Она просто служила людям и молилась Богу. Но духовнику Марфо-Мариинской обители отцу Митрофану была открыта прозорливость настоятельницы. Об этом он записал в своем дневнике. Там говорится, что перед началом Февральской революции отец Митрофан видел взволновавший его сон, рассказал его содержание матушке. Во сне явились четыре картины, сменяющие одна другую. На первой — горящая церковь, которая рухнула в огне. На второй картине в траурной рамке была изображена Императрица Александра Федоровна, но затем из краев этой рамки стали вырастать ростки, и белые лилии покрыли изображение Императрицы. На третьей картине стоял Архангел Михаил с огненным мечом. А на четвертой — прп. Серафим, молящийся на камне.
Выслушав этот рассказ, матушка Елизавета сказала: «Вы видели, батюшка, сон, я вам расскажу его значение. В ближайшее время наступят события, от которых сильно пострадает наша Русская Церковь, которую вы видели горящей и гибнущей. На второй картине — портрет моей сестры. Белые лилии, заполнившие портрет, говорят о том, что жизнь ее будет покрыта славой мученической кончины. Третья картина — Архангел Михаил с огненным мечом — говорит о том, что всю Россию ожидают большие бедствия. Четвертая картина — молящийся на камне Серафим Саровский — обещает России особую молитвенную защиту преподобного Серафима»
Отец Митрофан, в последствии принявший иноческий постриг с именем Сергия, намного пережил преподобномученицу Елизавету и мог убедиться в справедливости её толкования бывшего ему пророческого сна. А мы сейчас, поражаюсь дару прозорливости и мудрости, который был дан Елизавете Федоровне при земной жизни, верим, что после мученической кончины, в чертогах небесных, эти дары паки и паки преумножились, а значит, матушка по-прежнему болеет за судьбы России. И молится о всех нас.
Образ совершенства
Образ преподобного Серафима, молящегося на камне, глубоко вошел в сердце русского народа. Так и сейчас в нас входит образ преподобномученицы Елизаветы, — в белоснежных одеждах с кротким скорбным взором она непрестанно взывает к Богу о спасении России и особенно помогает тем, кто помнит, и молится ей. Об этом, например, рассказывает нынешняя настоятельница Марфо-Мариинской обители — игумения Елизавета: как только (в 1997 году) в обитель была привезена частичка мощей ее основательницы, помощь Божия пошла со всех сторон и монастырь начал возрождаться. Множество отдельных почитателей Великой Матушки, как называли её при жизни, — так же могут свидетельствовать о том, что она помогает, слышит и даже призывает к служению Богу и людям.
Людмила Ильюнина, Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=318576
Страницы: | 1 | |