Русская линия
Газета.GZT.Ru Надежда Кеворкова16.07.2004 

Вслед за Тихвинской в Россию вернется и Казанская икона

28 августа, на праздник Успения Богоматери, в Успенском храме Московского Кремля делегация католических кардиналов передаст Русской Православной Церкви список Казанской иконы, хранящийся уже 30 лет в покоях Папы Римского Иоанна Павла II. Патриарх Алексий II рассказал о договоренности между Ватиканом и Москвой по поводу возвращения этого образа в пятницу, когда другая святыня — Тихвинская икона — с почетом и в сопровождении тысяч паломников вернулась в Тихвин. На следующий день эту информацию подтвердил и официальный представитель Святого престола Хоакин Наварро-Валльс со словами, что «святой отец надеется, что римское паломничество Казанской Богоматери сможет содействовать желательному единству между Церквами».

Алексий II напомнил, что несколько лет подряд Ватикан настаивал на том, что икона будет возвращена только при условии, что сам Папа Иоанн Павел II лично прибудет в Россию с этим даром и лично передаст ее Патриарху. Но личная встреча первоиерархов, готовившаяся еще в 1997 году, стала невозможна, так как отношения между Церквами были испорчены рядом шагов Ватикана по освоению православных территорий в России и на Украине, где были образованы католические епархии и даже готовилось создание Греко-католического патриархата, и ответными шагами патриархии — католическим священникам раз за разом отказывали в получении въездной визы в Россию. Кроме того, напомнил Патриарх, совместная с Ватиканом экспертная комиссия еще в мае прошлого года установила, что папский список не является тем первоначальным образом, обретенным в Казани в 1579 году и украденным в 1904-м. Патриарх особо выделил, что папский список — это «святыня, перед которой наши предки молились с конца XVIII века» и она «будет возвращена в Россию без тех политических условий, которые первоначально ставились Ватиканом». В возвращении утраченных святынь Патриарх усматривает «знамение того, что Господь милостив к нам».

Обретенная и утраченная святыня
Чудотворные иконы всегда оказывались в центре политических событий христианского мира, с их чудесами, появлениями и исчезновениями мистически связаны переломные моменты и византийской, и российской истории.

Казанская икона была найдена девочкой Матреной на пепелище Казани в 1579 году — через двадцать лет после взятия города войсками Ивана Грозного. С тех пор эта икона прочно была связана с тем, что она положила предел взаимному кровопролитию на восточных рубежах и явилась накануне страшного смутного времени. Сама икона осталась в Казани, но с нее были сделаны два чтимых списка. Один находился в Казанском храме на Красной площади и помог, как считалось, избавиться от польского нашествия в 1612 году. Второй список Петр I привез в Санкт-Петербург; перед этой иконой молились войска на Бородинском поле. В 1904 году вор Чайкин украл первообраз из монастыря в Казани, снял оклад, а икону, как он показал на следствии, сжег. Два списка бесследно исчезли в 1922—1924 годах. Из тысяч казанских образов, написанных в России, около десятка прославились как чудотворные. Самый древний, по словам главного эксперта страны по чудотворным иконам Алексея Лидова, — список XVII века с окладом XVIII века, который инокиня Иоанна Барятинская отдала в дар Вознесенскому монастырю Московского Кремля. Сейчас эта икона находится в Оружейной палате.

Ценность иконы, которую возвращает папский престол, по словам отца Всеволода Чаплина, предстоит еще окончательно установить.

Икона как символ возрождения страны
В советское время главные и самые древние русские святыни оказались либо в музейном плену, либо исчезли. Так, и Владимирская, и Смоленская, и Знаменская, и Донская иконы лишились своих серебряных окладов и до 60-х годов лежали в хранилищах. Тихвинская и Курская-Куренная были сохранены в эмиграции. Сейчас святыни постепенно возвращаются на свои места.

Уже в советское время в околоцерковной среде укоренилось мистическое ожидание возвращения святынь как некоего божественного условия возрождения страны. Так, в церковно-патриотической среде стала популярной идея дореволюционных писателей эпохи расцвета империи, что Россию, считающуюся уделом Богоматери (наравне с Грузией, Афоном и Испанией), с четырех сторон света охраняют четыре чтимых русских святыни — Владимирская, Смоленская, Тихвинская и Казанская иконы. Успех многолетних переговоров о возвращении Тихвинской иконы с Американской автокефальной Церковью стал толчком и для обретения ватиканского дара.

Президентская воля
Владимир Путин, активно участвующий в процессе объединения Православной Церкви и мечтающий положить конец разногласиям между католиками и православными, сыграл не последнюю роль и в этом возвращении. Впервые о судьбе утраченного образа и о том, что некая Казанская икона хранится в Ватикане, президент узнал летом 2000 года на открытии часовни во имя Казанской иконы при МВД, где настоятелем стал его бывший однокурсник, протоиерей Дмитрий Медведев. С того момента время от времени Владимир Путин возвращался к теме визита Папы в Россию, всякий раз подчеркивая, что такой визит без согласия Патриарха невозможен. Не без участия президентской администрации Минтимер Шаймиев неоднократно поднимал вопрос о возможности визита Папы в Казань, раз встреча с Патриархом в Москве нежелательна. Прошлогодняя научная совместная комиссия вроде бы поставила точку: икона — не та древняя святыня, а более поздняя. Но на последней встрече Папы и Владимира Путина в ноябре 2003 года икона была вынесена из папских покоев, показана президенту России, но не передана. Тогда же папский секретарь Станислав Дживши конфиденциально заверил, что «икона ждет своего возвращения». И только в июне, по сведениям ГАЗЕТЫ, была определена дата и формат ватиканского дара.

Самые чтимые русские иконы

Владимирская — в начале XII века привезена в Киев, в храм Святой Софии, из Константинополя. В 1155 году сын князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский разорил Киев и увез ее во Владимир. В 1395 году ее заступничеством Москва спаслась от Тамерлана — после этого события Москва считала Владимирскую покровительницей. С 1480 года, после стояния на Угре и окончания выплаты дани Орде, стараниями царя Ивана III (деда Ивана Грозного) поставлена в Успенском соборе Московского Кремля. С 70-х годов XX века без оклада была выставлена в Третьяковской галерее. Сейчас находится в храме Николы в Толмачах.

Смоленская — византийская икона Одигитрия, попала в Киев в XI веке в приданом константинопольской царевны Анны, невесты Всеволода. Его сын Владимир Мономах в начале XII века поставил икону в Успенском соборе Смоленска, который в XIV веке был завоеван Литвой. Дочь литовского князя София, жена великого князя Василия, привезла икону в Москву, но в середине XV века смоляне вернули образ, тогда и началось его широкое почитание на Руси. Самая древняя Смоленская икона из сохранившихся относится к XIV веку и хранится в собрании Кремля.

Тихвинская — явилась в 1383 году в Тихвине, на протяжении всего Смутного времени XVII века ей молились при приближении шведского войска, она была порукой при заключении мира со Швецией в 1617 году. Во время войны вместе с русскими в составе немецкой армии увезена в Псков, затем в Ригу, Баварию, наконец, в Чикаго. Семья православного священника Гакавса обязалась вернуть икону на родину после окончательного падения коммунизма.

Казанская — найдена в 1579 году девочкой Матреной в Казани на пепелище. Поразила современников необычностью письма. Главный образ оставался в Казани, пока в 1904 году ее не выкрал вор Чайкин, сознавшийся в том, что сжег икону, а камни из оклада спрятал. Два главных чудотворных списка с иконы (Московский — чудотворил со смутного времени, и Петербургский — главная икона войны 1812 года) пропали после революции. Самый древний список 1606 года работы Прокопия Чирина хранится в Третьяковской галерее.

11 июля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика