Газета.GZT.Ru | Надежда Кеворкова | 16.07.2004 |
Алексий II напомнил, что несколько лет подряд Ватикан настаивал на том, что икона будет возвращена только при условии, что сам Папа Иоанн Павел II лично прибудет в Россию с этим даром и лично передаст ее Патриарху. Но личная встреча первоиерархов, готовившаяся еще в 1997 году, стала невозможна, так как отношения между Церквами были испорчены рядом шагов Ватикана по освоению православных территорий в России и на Украине, где были образованы католические епархии и даже готовилось создание Греко-католического патриархата, и ответными шагами патриархии — католическим священникам раз за разом отказывали в получении въездной визы в Россию. Кроме того, напомнил Патриарх, совместная с Ватиканом экспертная комиссия еще в мае прошлого года установила, что папский список не является тем первоначальным образом, обретенным в Казани в 1579 году и украденным в 1904-м. Патриарх особо выделил, что папский список — это «святыня, перед которой наши предки молились с конца XVIII века» и она «будет возвращена в Россию без тех политических условий, которые первоначально ставились Ватиканом». В возвращении утраченных святынь Патриарх усматривает «знамение того, что Господь милостив к нам».
Обретенная и утраченная святыня
Чудотворные иконы всегда оказывались в центре политических событий христианского мира, с их чудесами, появлениями и исчезновениями мистически связаны переломные моменты и византийской, и российской истории.
Казанская икона была найдена девочкой Матреной на пепелище Казани в 1579 году — через двадцать лет после взятия города войсками Ивана Грозного. С тех пор эта икона прочно была связана с тем, что она положила предел взаимному кровопролитию на восточных рубежах и явилась накануне страшного смутного времени. Сама икона осталась в Казани, но с нее были сделаны два чтимых списка. Один находился в Казанском храме на Красной площади и помог, как считалось, избавиться от польского нашествия в 1612 году. Второй список Петр I привез в Санкт-Петербург; перед этой иконой молились войска на Бородинском поле. В 1904 году вор Чайкин украл первообраз из монастыря в Казани, снял оклад, а икону, как он показал на следствии, сжег. Два списка бесследно исчезли в 1922—1924 годах. Из тысяч казанских образов, написанных в России, около десятка прославились как чудотворные. Самый древний, по словам главного эксперта страны по чудотворным иконам Алексея Лидова, — список XVII века с окладом XVIII века, который инокиня Иоанна Барятинская отдала в дар Вознесенскому монастырю Московского Кремля. Сейчас эта икона находится в Оружейной палате.
Ценность иконы, которую возвращает папский престол, по словам отца Всеволода Чаплина, предстоит еще окончательно установить.
Икона как символ возрождения страны
В советское время главные и самые древние русские святыни оказались либо в музейном плену, либо исчезли. Так, и Владимирская, и Смоленская, и Знаменская, и Донская иконы лишились своих серебряных окладов и до 60-х годов лежали в хранилищах. Тихвинская и Курская-Куренная были сохранены в эмиграции. Сейчас святыни постепенно возвращаются на свои места.
Уже в советское время в околоцерковной среде укоренилось мистическое ожидание возвращения святынь как некоего божественного условия возрождения страны. Так, в церковно-патриотической среде стала популярной идея дореволюционных писателей эпохи расцвета империи, что Россию, считающуюся уделом Богоматери (наравне с Грузией, Афоном и Испанией), с четырех сторон света охраняют четыре чтимых русских святыни — Владимирская, Смоленская, Тихвинская и Казанская иконы. Успех многолетних переговоров о возвращении Тихвинской иконы с Американской автокефальной Церковью стал толчком и для обретения ватиканского дара.
Президентская воля
Владимир Путин, активно участвующий в процессе объединения Православной Церкви и мечтающий положить конец разногласиям между католиками и православными, сыграл не последнюю роль и в этом возвращении. Впервые о судьбе утраченного образа и о том, что некая Казанская икона хранится в Ватикане, президент узнал летом 2000 года на открытии часовни во имя Казанской иконы при МВД, где настоятелем стал его бывший однокурсник, протоиерей Дмитрий Медведев. С того момента время от времени Владимир Путин возвращался к теме визита Папы в Россию, всякий раз подчеркивая, что такой визит без согласия Патриарха невозможен. Не без участия президентской администрации Минтимер Шаймиев неоднократно поднимал вопрос о возможности визита Папы в Казань, раз встреча с Патриархом в Москве нежелательна. Прошлогодняя научная совместная комиссия вроде бы поставила точку: икона — не та древняя святыня, а более поздняя. Но на последней встрече Папы и Владимира Путина в ноябре 2003 года икона была вынесена из папских покоев, показана президенту России, но не передана. Тогда же папский секретарь Станислав Дживши конфиденциально заверил, что «икона ждет своего возвращения». И только в июне, по сведениям ГАЗЕТЫ, была определена дата и формат ватиканского дара.
Самые чтимые русские иконы
Владимирская — в начале XII века привезена в Киев, в храм Святой Софии, из Константинополя. В 1155 году сын князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский разорил Киев и увез ее во Владимир. В 1395 году ее заступничеством Москва спаслась от Тамерлана — после этого события Москва считала Владимирскую покровительницей. С 1480 года, после стояния на Угре и окончания выплаты дани Орде, стараниями царя Ивана III (деда Ивана Грозного) поставлена в Успенском соборе Московского Кремля. С 70-х годов XX века без оклада была выставлена в Третьяковской галерее. Сейчас находится в храме Николы в Толмачах.
Смоленская — византийская икона Одигитрия, попала в Киев в XI веке в приданом константинопольской царевны Анны, невесты Всеволода. Его сын Владимир Мономах в начале XII века поставил икону в Успенском соборе Смоленска, который в XIV веке был завоеван Литвой. Дочь литовского князя София, жена великого князя Василия, привезла икону в Москву, но в середине XV века смоляне вернули образ, тогда и началось его широкое почитание на Руси. Самая древняя Смоленская икона из сохранившихся относится к XIV веку и хранится в собрании Кремля.
Тихвинская — явилась в 1383 году в Тихвине, на протяжении всего Смутного времени XVII века ей молились при приближении шведского войска, она была порукой при заключении мира со Швецией в 1617 году. Во время войны вместе с русскими в составе немецкой армии увезена в Псков, затем в Ригу, Баварию, наконец, в Чикаго. Семья православного священника Гакавса обязалась вернуть икону на родину после окончательного падения коммунизма.
Казанская — найдена в 1579 году девочкой Матреной в Казани на пепелище. Поразила современников необычностью письма. Главный образ оставался в Казани, пока в 1904 году ее не выкрал вор Чайкин, сознавшийся в том, что сжег икону, а камни из оклада спрятал. Два главных чудотворных списка с иконы (Московский — чудотворил со смутного времени, и Петербургский — главная икона войны 1812 года) пропали после революции. Самый древний список 1606 года работы Прокопия Чирина хранится в Третьяковской галерее.
11 июля 2004 г.