Русская линия
Нижегородские ведомости Максим Владимиров16.07.2004 

Тихвинская Богоматерь: Новгородская биография
Чудотворная икона сбежала к нам из Константинополя

На этой неделе икона Тихвинской Богоматери после 60 лет странствования, наконец-то вернулась на место, которое, по преданию, сама выбрала более семи веков назад. Тихвин, до 1918 года входивший в состав Новгородской губернии, мало чем отличался от других таких же уездных полупосадов, полусел. Но почти каждый год сюда приезжали члены императорского дома, блистательные царедворцы. Что искали на отшибе Новгородской губернии эти люди, а также о том, что скрывают легенды и предания Тихвинского уезда хорошо знает директор Новгородской областной специализированной библиотеки Людмила ЯРОШ, которая в течение 10 лет была руководителем местного краеведческого музея. Вот что она рассказала корреспонденту «Новгородских ведомостей».

ЛЕТЯЩАЯ НАД МИРОМ

Историки утверждают, что икона Тихвинской Богородицы была написана евангелистом Лукой в дар державному Феофилу, принявшему христианство. А в У веке образ попал в Константинополь, где специально для него был воздвигнут великолепный храм, известный под названием Влахернского. За разные чудотворения икона стала именоваться Одигитрией (путеводительница, надежная помощница). Но за 70 лет до падения столицы Византии образ неожиданно исчез из храма и столь же неожиданно объявился в 1383 году в новгородских пределах.

Семь раз являлась верующим плывущая по воздуху икона на пути к Тихвину. И каждый раз на месте ее обретения люди возводили часовни и храмы. Но не оставалась в их стенах Одигитрия. Таинственно исчезала из запертых свежесрубленных церквей и «шла» дальше. Куда — выяснилось очень скоро. Икона сама выбрала себе место на берегах реки Тихвинки, озарив свою стоянку снопом яркого света. Именно на этом месте и вырос первый, еще деревянный храм, который был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Когда новгородские купцы, путешествовавшие во все стороны Европы и Азии, рассказали о великом чуде явления образа константинопольскому патриарху, тот по описанию узнал «беглянку». И воскликнул: «За гордость нашу и неправды она совсем оставила нас».

В 1510 году Великий князь Василий Иоаннович просил у иконы помощи в рождении наследника. И чудо свершилось! У князя родился сын, который оставил неизгладимый след в истории России. Звали его Иван Грозный. Но семейное предание о помощи иконы запало в душу кровавого царя. И решил он передать святыню в руки монахов. В 1560 году начал осуществляться сокровенный замысел.

ЗДЕСЬ СТОЯТЬ БУДЕМ!

Слава о чудотворной иконе распространилась по княжествам. Отовсюду текли на землю новгородскую сирые и страждущие. Просили исцеления и заступничества и находили его. Больные поправлялись, слабые духом укреплялись. Но впервые по-настоящему икона проявила себя в мрачные годы смуты. В начале ХVII столетия шведские войска разоряли северные земли России.

Один за другим покорялись интервенции города. Но маленький Тихвин встал на пути неприятеля. Гарнизон защитников был несказанно мал. Казалось бы, монастырю, который играл роль крепости не выстоять в этой битве. Но накануне главного сражения одной из женщин, находившейся в обители, было видение:

— Скажи, пусть возьмут мою икону, обойдут вокруг стен — и увидят милость Божию, — произнесла явившаяся ей Богоматерь.

Женщина выполнила наказ. Чудотворный образ обнесли по стенам. В тот же день шведы без всякой видимой причины отступили. Но еще четыре раза генерал Делагарди посылал свои войска на штурм Тихвина. Казалось бы, победа неприятеля уже совсем близка — настолько мало осталось защитников осажденного монастыря. Но тут-то и свершилось чудо. Врагу показалось, что со стороны Москвы к обители идут многочисленные полки с несметным оружием. Объятое страхом шведское войско обратилось в бегство.

Только почти год спустя Делагарди решил вновь отправить полки на Тихвин с намерением разорить монастырь, чудотворную икону разрубить на части, а ее церковь разметать по камню. Прознав о таком плане, люди вознамерились спасти святыню. Но сколько бы попыток не принимали тихвинцы, чтобы вынести образ Богородицы из храма — все было впустую. Даже самые сильные мужчины не могли поднять икону. И тогда решили они умереть, но не отдать свою заступницу врагу. И страшной была та сеча, и вновь обрушилось на неприятеля видение подмоги несметной. И бежал он в панике, не дерзая более тревожить обитель.

ДУБЛЬ ДВА

Тихвинская икона Богоматери была и свидетельницей заключения Столбовского мира. Правда, историки до сих пор спорят о том, какой же все-таки из образов Богородицы «присутствовал» при этом.

Дело в том, что к первой четверти ХVII столетия с чудотворного образа были сделаны десятки списков, которые как бы перенимали от оригинала замечательные способности исцелять и помогать. Один из этих списков и был взят на заключение Столбовского мира. После чего эта копия на некоторое время прибывала в Новгород, откуда потом должна была отправиться в Москву.

Но дело в том, что в Новгороде был свой список с иконы Тихвинской богоматери. И какое-то время две «сестры» провели вместе. Так вот, историки теперь и ломают копья: какая же все-таки копия уехала в Москву? По слухам, иконы даже подвергали экспертизе, дабы выяснить истину. Но поскольку они написаны почти в одно время, определить старшинство пока не предоставляется возможным.

Зато у новгородцев есть некоторые основания полагать, что именно наша икона и «заключала» Столбовский мир.

А НИКОЛАЙ II НЕ УСПЕЛ…

Со времен Ивана Грозного представители царствующей династии обязательно наведывались в Тихвин. Чудотворная икона пользовалась такой популярностью, что простым смертным увидеть ее было практически невозможно. Мирянам разрешалось проходить в монастырь только по большим праздникам, но и тогда доступ к святыне имели далеко не все. Хранилась она в специальном «сейфе», замок которого не могли бы взломать даже опытные «медвежатники».

Но никто не роптал. В Успенском монастыре помимо Явленной иконы было еще три славных списка. Выносной использовался для крестных ходов. Ополченная икона сопровождала тихвинские дружины народного ополчения в Отечественную войну 1812 года, а затем 1855−56 годов. А икона У западных врат была написана в память первого явления святыни и победы над шведами прямо на внешней стене монастыря. Богомольцы могли приходить к ней в любое время дня и ночи. Чтобы приложиться к образу, нужно было лишь подняться по ступеням специально устроенной лестницы на крылечко. Позднее здесь была построена часовня и открыт вход в Надвратную церковь. По некоторым данным эти три иконы были перенесены в Государственный Русский музей.

Точно также в недрах спецхранов и ведущих российских музеев осели дары влиятельных людей страны. А прятать было что. К 1864 году икона помимо золотой ризы была украшена 4809 бриллиантами, 141 алмазом, 412 зернами ориентального жемчуга, четырьмя изумрудами, пятью яхонтами, рубином, двумя бриллиантовыми звездочками с розочками и крестом из 11 алмазов. Но главными ценностями были подношения императорской семьи: великолепный изумруд с вырезанным на ним распятием, подаренный в 17 034 году императрицей Анной Иоанновной, редкий голубой сапфир в 80 каратов от императрицы Марии Федоровны, бразильский топаз, привезенный великой княгиней Екатериной Павловной…

А какая утварь дополняла этот блестящий антураж! Золотая лампада, серебряные подсвечники, даже занавесы были ценности необыкновенной. Почему так одаривали икону царские особы? Людмила Ярош рассказывает, что здесь скрыта одна из самых неприглядных тайн дома Романовых.

Когда в Шлиссельбургской крепости был убит наследник российского престола Иоанн Антонович, во избежании народных волнений, тело его было вывезено и захоронено именно в Успенском монастыре. Молва указывала место расположения его безымянной могилы. И когда в ХХ столетии здесь проводились раскопки, были обнаружены два склепа, которые разительно отличались от остальных монастырских захоронений. К сожалению, останки в них практически не сохранились. Но если допустить, что один из погребенных был Иоанном Антоновичем, кто был вторым? Кстати, еще одна странная особенность: все царедворцы приезжали в Тихвин только в августе. Какую роковую тайну скрывал этот месяц, видимо, так и останется загадкой.

Только последний император Николай 11 не успел почтить икону и посетить место паломничества семьи. Говорят, потому так бесславно и кончил. Может быть, успей он попросить заступничества у Тихвинской Богоматери, вся история страны развивалась бы совсем не так.

И СНОВА БЕГСТВО?

Послевоенная история иконы в связи с ее возвращением в Россию, вроде бы уже хорошо известно. Считается, что икону вывезли из Тихвина немцы. От них она попала к рижскому епископу Иоанну Гарклавсу, который, будучи убежденным антикоммунистом, вывез ее за океан, где православная святыня и хранилась до этого года. Теперь же приемный сын Гарклавса, тоже священник, выполняя волю отца, возвратил реликвию в Тихвин.

Казалось бы, все понятно. Ан нет, одна тайна здесь все же скрыта. Никто не знает, как икона оказалась в Псково-Печерской лавре, откуда уже в 1944 году проследовала в Ригу. Если опять-таки ее вывезли немцы, то почему остальные, древние святыни остались в иконостасе? Фашисты, как известно, отличались «любовью к прекрасному», и, начав грабить музеи и храмы, доводили это дело до логического конца. Почему же здесь исчез образ только Тихвинской Богоматери? Не убежала ли она от нас сама, также как когда-то покинула Константинополь, наказывая россиян за грехи богоборчества и поругания православных святынь? Историки такое категорически отрицают, и склоняются к тому, что икона, скорее всего, была попросту украдена кем-то из русских.

МИНУЯ НОВГОРОД

И еще один вопрос, который тоже остался не очень понятным. По возвращении из-за океана, икона была представлена верующим в Риге, Москве и Санкт-Петербурге и только после этого позавчера была доставлена в Тихвин. Но почему же ее не привезли в Новгород, с которым у святыни так много было связано за 700 лет пребывания в России?

Как объяснил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, который принимал участие в торжествах по возвращению иконы, таково было требование возвращающей стороны. Маршрут святыни был строжайше оговорен хранителями образа и не допускал никаких изменений. Хотя и новгородцы, и псковичи очень хотели принять у себя святыню, и просили об этом. Но наши просьбы не были услышаны…


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика