Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1. М.: Логос, 2004, 328 с. Т.2. М.: Логос, 2003, 479 с.
Издательство «Логос» выпустило долгожданный первый том справочника «Современная религиозная жизнь России». Читатели уже имели возможность ознакомиться со вторым томом, который увидел свет годом раньше и содержал сведения о протестантских деноминациях в России. В самом факте нарушения формальной очередности выхода томов кроется некая тайна. Непонятно, почему основные христианские Церкви и религиозные организации заинтересовали составителей только во вторую очередь. Второй том охватывает сведения о протестантских деноминациях в России, а первый — о православных, католиках, старообрядцах, армянах и ассирийцах, а также о духовном христианстве. Кстати, не совсем ясно, почему глава о последнем не включена в состав предыдущего второго тома. Сами авторы издания пишут о том, что духовное христианство «объединяет различные течения протопротестантского толка».
И еще один действительно серьезный вопрос, может прийти в голову читателю: почему из «Современной религиозной жизни России» выпали важнейшие ее составляющие, как ислам, иудаизм, буддизм, не считая другие многочисленные религиозные движения и группы? Ведь само название сборника обязывает учитывать всю полноту религиозной российской жизни, да и авторы ставят своей целью «дать информационно-аналитическое описание современной религиозной жизни России». Спешу успокоить читателя: в последующих томах (всего их предполагается выпустить шесть) эта задача будет решена. К сожалению, составители сборника нигде об этом не сообщили, и у читателя может сложиться впечатление, что сборник ставил своей целью освещение только христианских исповеданий России.
Кроме того, серьезным недостатком также следует признать отсутствие сколько-нибудь ясно обозначенных критериев отбора тех христианских конфессий, деятельность которых нашла отражение в сборнике. Например, ничего не сказано о действующих на территории России меннонитских, пресвитерианских общинах, Новоапостольской Церкви, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Греко-Католической Церкви, Коптской Церкви. В разделе «Пятидесятничество и харизматическое движение» не упомянуты такие пятидесятнические толки, как «пятидесятники-сионисты», «мурашковцы», «субботствующие пятидесятники». В раздел «Евангельское христианство» не попали «чуриковцы», «Церковь полного Евангелия». Подобных примеров можно привести множество. Несомненно, авторы руководствовались своими соображениями и, наверное, испытывали понятные трудности при отборе и составлении материала (частично они указаны в предисловии к первому тому), но неплохо было бы поделиться этими соображениями с читателями.
Вместе с тем нельзя не признать, что при всей возможной критике опубликованных в сборнике материалов, его выход — событие, чрезвычайно значимое для России. Пожалуй, впервые в таком объеме собраны сведения о разнообразных сторонах жизни и деятельности многих религиозных объединений в России. И важно не только то, что авторам удалось систематизировать многочисленные данные, вообще отсутствовавшие в литературе или освещавшиеся крайне скупо, составители сборника заявили о своей приверженности к интегральному подходу. Они попытались максимально полно (насколько это вообще позволяет объем и цель сборника) осветить все аспекты деятельности религиозных объединений. В предыдущих изданиях такого рода упор делался на историю, богословские воззрения, влиятельность позиций той или иной общины.
В данном сборнике обстоятельно анализируются межконфессиональные отношения, взаимоотношения с властями, внутренние конфликты. Представленные материалы в большой степени ориентированы на практические нужды социологов и религиоведов. Не случайно в материалах, посвященных каждой общине, содержатся адреса и телефоны их представителей. Разумеется, телефоны могут измениться, особенно у малочисленных религиозных организаций, нередко испытывающих сложности с регистрацией и арендой помещений. Но сам по себе факт максимальной конкретизации в исследованиях авторов сборника дорогого стоит.
Не стали авторы избегать и столь актуальной и болезненной темы в современной религиозной жизни России, как конфликты альтернативных Православных Церквей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Без анализа этих конфликтов невозможно понять проблемы нынешней религиозной жизни. И хотя эта тема неоднократно поднималась в прессе, конфликты рассматривались скорее либо как частные случаи взаимоотношений конкретных религиозных организаций с РПЦ МП, либо в качестве иллюстрации к анализу несовершенства нынешнего законодательства, регламентирующего деятельность религиозных организаций. Авторам сборника удалось представить объемную картину противоречий с магистральным православным течением в самых разных аспектах — канонических, богословских, экономико-юридических. Таким образом, у социологов и религиоведов появляется хороший источник для широкого обобщенного анализа межконфессиональной жизни российских христиан.
Разумеется, оценки многих явлений и, в частности, богословских позиций той или иной религиозной группы (особенно это относится к малочисленным протестантским деноминациям) с позиций светского академического исследования, а именно таковым является опубликованный двухтомник, часто даются впервые и, несомненно, могут стать объектом полемики, что совершенно естественно. Иногда приведенные факты не подвергаются анализу, хотя многие любопытные закономерности бросаются в глаза. Любопытен факт принадлежности евреев к целому ряду альтернативных Православных Церквей. Особенно этот факт интересен на фоне сведений, приведенных авторами, что 30% российских евреев относят себя к православным.
Эти и многие другие, более существенные вопросы ждут своего анализа и разрешения. Изданный сборник открывает в этом плане широкие перспективы. В качестве наиболее очевидной задачи можно указать на необходимость обратиться к деятельности других религий и религиозных течений на территории России. А пока следует поблагодарить авторов и составителей сборника за огромный и ценный труд. И присоединимся к одному из составителей сборника С. Филатову, выразив особую благодарность Кестон институту в Оксфорде, принимавшему участие в издании. Еще при советской власти этот институт был известен своей правозащитной деятельностью и исследованием проблем религии и государства в СССР.
7 июля 2004 г.