Вести | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 16.07.2004 |
— В предшествующую историческую эпоху ядом государственного атеизма оказалось отравлено не одно поколение граждан бывшего СССР. Привитый людям в те времена ложный образ мыслей оказался удивительно живуч и в наши дни. Кроме того, не следует упускать из виду, что именно сегодня в обществе активно утверждается идеология безусловного приоритета материальных ценностей, потребительского эгоизма и достижения личного успеха любой ценой.
Крах советской атеистической идеологии сопровождался крушением коммунистической морали, что многими было воспринято как санкция на вседозволенность. В итоге со всей очевидностью открылась страшная глубина пропасти, в которой может погибнуть человек, лишенный помощи Божией и не имеющий нравственных принципов. На разжигание и эксплуатацию порочных наклонностей человеческой природы сегодня работает изощренная и высокодоходная индустрия греха, не знающая границ и поставившая себе на службу весь арсенал современной массовой культуры, включая рекламу, телевидение, кинематограф, видео, музыку, литературу, прессу. Все это усугубляет нравственное неблагополучие общества, изнутри подтачивает его, лишает здоровых жизненных сил.
Но, несмотря на сказанное, оснований для пессимизма и уныния у нас нет. Ибо, в отличие от минувших лет, человек, общество и государство сегодня располагают великим духовно-нравственным ресурсом, доступ к которому был ранее для них закрыт или ограничен: непреходящей традицией Православия. Ныне, после долгих десятилетий жестоких гонений и репрессий, Церковь совершает свое служение нестесненно и свободно. Быстро и повсеместно возрождается полнокровная приходская жизнь. Причем в современном обществе религиозный выбор человека уже не заключен в узкие рамки его частной жизни, как это было до сих пор, но оказывает влияние на все сферы его деятельности — от политики и экономики до науки и искусства. Думаю, что далеко не все возможности позитивного влияния Церкви на развитие общества исчерпаны — отвечая на новые вызовы времени, Церковь открывает перед верующими новые перспективы социального служения. Я убежден: совместными трудами Церкви, светской власти, различных институтов гражданского общества, всех здоровых национальных сил моральный климат в наших странах должен начать меняться в лучшую сторону, а значит, и законы жизни станут ближе к идеалу заповедей Христовых.
— Христианство учит терпению и смирению. Но вот русские дети вышли на улицы, чтобы защитить свое право учиться на русском языке. И Святейший Патриарх Алексий поддержал их. Скажите, почему, с точки зрения Православия, так важно для русских не ассимилироваться, сохранить свое достоинство и свой язык?
— Русский язык исторически формировался при определяющем влиянии Православия и является неотъемлемой частью нашей национальной духовной культуры, чьи величайшие достижения стоят в ряду мировых свершений, которыми гордится человечество. Для соотечественников, проживающих вне пределов России, вынужденное отчуждение от языка предков может обернуться потерей ими национально-религиозной идентичности, что само по себе является невосполнимой трагедией как для самого человека, так и для его народа. Но подобное развитие событий стало бы ощутимой потерей не только для этнических русских, проживающих в Латвии, но и для всех жителей республики, ибо с неизбежностью привело бы к известному оскудению и обескровливанию их собственной национальной культуры.
Нельзя забывать, что русский язык был и все еще остается языком межнационального общения. Недальновидная позиция, препятствующая изучению русского языка в школах, влечет за собой нарушение культурных, информационных, деловых связей Латвии не только с Россией, но и со многими государствами бывшего СССР и Восточной Европы. Это не принесет пользы независимой республике.
— Недавно в Латвии с большим трудом удалось добиться, чтобы третьеклассникам преподавали основы христианства. В России намерение ввести в школьную программу изучение основ Православия также вызвало огромное сопротивление некоторых кругов. Часть российской творческой интеллигенции и средств массовой информации общими усилиями похоронили эту идею. Почему? Не потому ли, что в советском обществе писатели, режиссеры, барды играли роль богов? И в их слове, в их спектаклях и песнях люди искали в те времена духовную истину?
— Я не сказал бы, что идею преподавания Основ православной культуры в светской школе похоронили. Нам удалось этого не допустить. К тому же далеко не все представители творческой интеллигенции и средств массовой информации считают недопустимым наличие такого предмета в школьном расписании.
Прошедшая в России широкая дискуссия выявила заинтересованность огромного числа людей в преодолении тяжкого наследия атеистической образовательной системы. Ведь о религии в течение десятилетий дозволялось говорить только с позиций «научного» критицизма или голого отрицания. Отчасти это положение сохраняется и теперь, только на месте атеизма в школьных программах оказалось скептическое, «равноудаленное» от какой бы то ни было религии мировоззрение. Это существенным образом нарушает право верующих на образование для их детей в соответствии с религиозными убеждениями родителей.
Иногда приходится слышать, что преподавание Основ православной культуры будет ущемлять права неправославных детей. Мы убеждены: нет, не будет. Основы православной культуры — предмет культурологический, и его преподавание не является обучением религии. Знания о вере и религиозно-культурных традициях православного большинства России не повредят и носителям иного мировоззрения, иного вероисповедания. Напротив, полученные знания будут способствовать взаимопониманию между православными и верующими других религий, а также неверующими соотечественниками.
Основной причиной противодействия преподаванию Основ православной культуры является, на мой взгляд, искаженное понимание свободы совести и принципа отделения Церкви от государства. Светское государство, чтобы оставаться светским, вовсе не должно стараться вытеснить религию из всех сфер народной жизни. А свобода совести совершенно не подразумевает монополии атеистов и агностиков.
Вспомним, что одной из причин отделения Церкви от государства на европейском континенте была антиклерикальная и даже прямо антицерковная борьба, о чем хорошо известно из истории французских революций. Декрет Советской власти «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 года положил начало беспрецедентным гонениям на Церковь в России.
Участвуя в продолжающемся диалоге с государственной властью, общественными и политическими организациями, Церковь делает все возможное, чтобы тяжелое наследие богоборчества было наконец преодолено в интересах человека, семьи и общества.
— Первого мая Латвия вступила в Европейский Союз, где в последнее десятилетие сложилась многомиллионная русская диаспора. Русские разбросаны по разным европейским странам, и едва ли не единственное, что их объединяет, — это Православная Церковь. Но в проекте Конституции ЕС нет упоминания о христианстве, и в связи с этим иногда звучат прогнозы, согласно которым реалии новой Европы приведут к тому, что русские начнут отходить от Церкви. Что Вы думаете об этом, Владыко?
— Изъятие из Преамбулы Европейской Конституции упоминания о христианском наследии народов Европы многими духовными лидерами и рядовыми христианами континента расценивается как серьезная ошибка, способная лишить народы этой части света преемственной исторической памяти, привести к размыванию самобытных основ европейской цивилизации и их растворению в море иных культур. Православные Церкви, окормляющие свою паству в Европе, решительно выступили за обязательность упоминания о христианстве в Преамбуле Конституции ЕС. Нашу озабоченность разделяют и западные христиане — католики и протестанты.
В условиях объединяющейся Европы, к сожалению, не пожелавшей с благодарностью отметить определяющий вклад христианства в свою историческую судьбу, существенно увеличивается роль зарубежных приходов нашей Церкви. Помимо пастырского окормления соотечественников за рубежом, они осуществляют непростую, но важную миссию свидетельства о Православии перед лицом западного общества, все чаще забывающего о своих христианских истоках.
Отвечая на ваш вопрос о том, как сложившаяся ситуация повлияет на религиозное самосознание русской диаспоры в Европе, хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями. Мне приходится много путешествовать по миру, посещать русские православные приходы в различных уголках земли. И почти везде я наблюдаю одну и ту же картину: люди, которые на Родине были далеки от Церкви и от религии, оказавшись вдали от нее, обращаются к церковной жизни, вливаются в общины, хотя для посещения богослужений им приходится иногда ехать за сотни километров от дома.
Внешнему наблюдателю может показаться, что наши зарубежные приходы — это своего рода клубы, в которых говорящие на русском языке люди могут собраться вместе, пообщаться. На самом деле это не так. Эмиграция, да и просто жизнь вне пределов Отечества, — очень непростое состояние с духовной точки зрения. Человек, изъятый в силу обстоятельств из устоявшегося уклада жизни, из привычного круга общения, приходит к переосмыслению фундаментальных основ своего бытия. Мировоззренческие вопросы начинают звучать для него с необычайной остротой, и Церковь открывает для него возможности их решения.
— Владыко, Вы окормляете в том числе и русскую православную паству Финляндии. История этой страны и нашей Латвии очень схожи — обе они входили в состав Российской империи, обе получили независимость от Ленина, а Финляндия затем даже воевала с Советской Россией. Расскажите, пожалуйста, как сейчас относятся финны к русским и другим национальным меньшинствам своей страны?
Финны — очень гостеприимный и дружелюбный народ. Финнам чужда ксенофобия. Действительно, в истории взаимоотношений России и Финляндии имели место разные периоды, были светлые и темные страницы. Тем не менее, несмотря на различные политические события, русский и финский народы сохранили между собой прочные отношения взаимного уважения, доверия и симпатии. В последние годы число наших соотечественников, живущих в Финляндии, заметно увеличилось. Поэтому нам приходится больше заботиться об их духовных нуждах. Стараемся сотрудничать в этом с Финляндской Православной Церковью.
— До праздника Вознесения Господня верующие люди празднуют светлые пасхальные дни. Что Вы пожелали бы, Ваше Высокопреосвященство, русским Латвии?
— Хотел бы сердечно поздравить от лица нашей Церкви всех читателей еженедельника «Вести», всех православных христиан Латвии со Светлым Христовым Воскресением и предстоящим праздником Вознесения Господня. Пусть духовная радость о Воскресшем Спасителе сопутствует вам во все дни вашей жизни, пусть Его благодатная помощь укрепляет вас, дорогие братья и сестры, на вашем пути. Мы помним о вас и молимся, чтобы Бог даровал вам великодушие, мужество и терпение. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
N 27, 8−14 июля 2004 г.
Опубликовано на сайте ОВЦС МП