Русская линия
Новые Известия Михаил Поздняев15.07.2004 

Вот приедет Чаплин.
Против граждан России, отказавшихся обменять паспорта, в ход пускается тяжелая артиллерия

Несколько месяцев «Новые Известия» следят за развитием ситуации с отказом жителей разных регионов от получения паспортов нового образца. 1 июля истек срок действия старых. Отказники держатся стойко. Власти начали прибегать к непопулярным мерам.

Несмотря на то что программа обмена паспортов была с самого начала объявлена долгосрочной (хотя ее завершение несколько раз переносилось то в связи с явным невыполнением плана в регионах, то по случаю президентских выборов), «день Х», что называется, подкрался незаметно.

Ответственные товарищи проигнорировали выступления правозащитников, резонно считающих, что, хотя СССР на карте больше нет, советский паспорт от этого не перестает являться документом, и обменивать или не обменивать его на российский — дело сугубо частное и добровольное. Не принято было во внимание то, что отказываются от новых документов по религиозным соображениям отнюдь не одни «махровые сектанты» вроде таежной жительницы Агафьи Лыковой, но и старообрядцы, и прихожане Московской патриархии. Наконец, такой простой резон: если государству так уж важно «обналичить» паспортами поголовно все совершеннолетнее население, почему оно должно за это платить и выстаивать как минимум три длинные очереди?

Со «дня Х» прошло две недели. Информация, поступившая за это время, лишь укрепляет нас в осторожном подозрении: МВД, как ни крутись, не сможет 1 сентября доложить о доведении до победного конца вверенного ему дела. Так, в Астраханской области, где со старыми паспортами живут и в ус не дуют около 5 тыс. человек, им уже начинают вклеивать в реликвии эпохи развитого социализма специальные вкладыши, продлевающие срок действия «негодных» до 1 января 2006 (!) года. В Архангельской области не поменяли паспорт гражданина СССР 4286 человек, 60 из которых отказались менять паспорт, ссылаясь на преклонный возраст, 3 по религиозным убеждениям и 2 по идеологическим. Остается гадать: если еще 1400 — заключенные, то чем руководствуются остальные без малого три тысячи граждан? Ответ один: им этот обмен «по барабану».

В подтверждение сказанного, из 1 тыс. «уклонистов» Смоленщины 622 никак не обосновали свои действия. Всего один мотивировал «воздержание» идеологическими соображениями. 152 не изъявили желания получить документ нового образца в связи с преклонным возрастом. По религиозным соображениям не стали обзаводиться новыми удостоверениями личности 56 человек, большинство из которых монахини, не нашедшие возможность фотографироваться с непокрытой головой, как того требуют правила.

В Курской области отказников более 2 тыс., в Нижегородской — 973, в Амурской — 2 тыс., в Челябинской — свыше 500. И цифры примерно одного порядка, и причины одни и те же. Правда, отличающиеся от официальных, называемых высокопоставленными представителями МВД.

Куда объективнее рядовые сотрудники. В Кировской области, где гражданами СССР продолжают числиться от 2 до 3 тыс. человек, работники паспортных столов утверждают, что основная причина отказа — религиозная. Пресс-секретарь Вятской епархии РПЦ МП Александр Балыбердин божится, что корень зла — «проповедники всяческих сект», убеждающие своих приверженцев в том, что на бланке нового паспорта изображены сатанинские знаки. Но гораздо раньше коварных проповедников начали отговаривать своих прихожан получать ИНН и паспорта с зашифрованным на его страницах числом 666 и во всех смыслах подозрительной графой «Личный код» простодушные батюшки. Теперь им же по приказу свыше (не от Господа Бога, а из резиденции Патриарха в Чистом переулке) приходится пожинать плоды.

Пожалуй, самая драматическая ситуация сложилась в Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ. Там от паспортов отказались монахини Покровского и Серафимовского монастырей, а также сочувствующие им миряне, более 200 человек. Дело дошло до бунта: Покровский монастырь с 29 октября 2002 г. находится в «фактическом расколе». Насельницы его не подчинились указам архиепископа Николая (Шкрумко) об увольнении за штат духовника о. Владимира (Наумова), освобождении от обязанностей старшей сестры монахини Наталии (Спиридоновой) и отлучении от Церкви сестер монастыря. Комиссию епархии на порог обители вообще не пустили.

Семь монахинь Серафимовского монастыря, успевшие получить паспорта с двуглавым орлом, вернули их через матушку игуменью в сельсовет. Поскольку к монастырским проповедям против нового паспорта прислушались и миряне, местным властям в содружестве с руководством епархии приходится искать более действенные методы увещевания «раскольников». Большие надежды возлагаются на визит в Удмуртию заместителя главы отдела внешних церковных связей Патриархии отца Всеволода Чаплина. Чиновный протоиерей из Москвы, конечно, дело совсем другое, нежели провинциальный архиерей. Но лишь для тех, кто уважает субординацию. А для тех, кто страшится возмездия на том свете пуще всех административных взысканий на этом, ни Чаплин, никто другой не указ. Строптивые старушки скорее согласятся лечь в землю под эпитафией, украшавшей могилу М.С. Паниковского («Здесь лежит человек без паспорта»), нежели выглядеть вероотступницами в глазах претерпевших за веру в годы, когда был действительным паспорт СССР. Это для них дело принципа. А какой уж там в комоде лежит паспорт или нет его вовсе — такие, право, пустяки…

13 июля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика