Время новостей | Владимир Дзагуто | 09.07.2004 |
Для РПЦ возвращение образа Богоматери — едва ли не главное свершение года. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, выступая в Тихвине, описал это так: «Настал день, когда чудотворная Тихвинская икона возвращается в свой родной дом. Это событие войдет в историю не только Русской православной церкви, но и всех православных церквей». Да и для крошечного Тихвина (население города даже в лучшие годы едва превышало 70 тыс. человек) икона Богоматери — больше чем просто достопримечательность или реликвия. Пять с половиной веков чудотворный образ выполнял роль, как сказали бы сейчас, градообразующего предприятия. Потому как до чудесного явления иконы на берегах маленькой речки Тихвинки в 1383 году ровным счетом ничего на этом месте не было. Потом для Богоматери срубили деревянную Успенскую церковь, в XVI веке на ее месте по указу великого князя Василия III построили каменный собор, еще через век основали мужской монастырь. И вплоть до большевистских времен город жил паломниками: в Тихвин на поклонение образу, созданному, по преданию, самим основателем иконописи евангелистом Лукой, стекались сотни и тысячи человек. Так что Тихвин без Тихвинской Богоматери все равно что итальянская Пиза без свой наклонной башни — точка на карте, один из мелких городков, тихо прозябающих в безвестности.
Икону город потерял во время Великой Отечественной войны. Фашисты были в Тихвине всего месяц, но после возвращения советских войск реликвии в монастыре уже не оказалось. Ее отправили в Псков, затем в Латвию, а в 1949 году архиепископ Риги Иоанн Гарклавс вывез образ в эмиграцию. Чудотворная Богоматерь много лет висела в православном соборе Чикаго, но в январе этого года РПЦ уговорила иерархов православной церкви в Америке выполнить последнюю волю архиепископа Иоанна и передать икону в возрожденный Тихвинский монастырь.
Образ вернулся на каноническую территорию РПЦ в конце июня, и в течение нескольких дней его провезли по трем столицам: из Риги через Москву в Санкт-Петербург. Богородица собирала толпы паломников — только в Первопрестольной к храму Христа Спасителя во время службы пришло, по некоторым данным, до 20 тысяч человек.
Сейчас Тихвин надеется, что после возвращения святыни городу удастся выйти из экономического застоя последних 15 лет и стать таким же популярным центром религиозного туризма, как Валаам, Оптина Пустынь или Сергиев Посад. Правда, пока с наплывом тысяч паломников, следующих за иконой, власти справляются с трудом, хотя в старании им не откажешь. Оказывается, в этом райцентре Ленинградской области есть даже казино, а вот с гостиничными местами крайне плохо. Потому приезжих размещали и в частном секторе, и во временном городке паломников, и везде где только можно. Даже вместить весь автотранспорт гостей на узких улочках Тихвина не удалось бы: местное ГИБДД заранее объявило, что с 8 по 12 июля без спецпропусков в город никого не пустит. Машины останавливали за три километра до Тихвина, остаток пути для водителей и пассажиров превращался, как и века тому назад, в пешее паломничество.
В первые дни образ Богородицы будет выставлен на открытом воздухе, чтобы ему могли поклониться все желающие. От непогоды и злоумышленников его защищают бронированный киот стоимостью в 60 млн руб., подаренный анонимными благотворителями, установка искусственного климата, сигнализация, а также кордоны из насельников монастыря и милиционеров. 12 июля икону внесут в тот же самый собор, откуда она отправлялась в свое странствие по дальним странам в конце 1941 года. Храм, как, кстати, и железнодорожный вокзал Тихвина и несколько центральных улиц, к приезду святыни был отремонтирован.
Город намерен отпраздновать возвращение Богородицы по полной программе: одновременно с религиозными торжествами и службами пройдет и вполне светская, почти фестивальная программа. Например, 11 июля петербургский Мариинский театр даст в Тихвине оперу Римского-Корсакова (кстати, самого знаменитого тихвинца всех времен) «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», этому будет предшествовать «шоу пожарных», а к ночи того же дня светские развлечения сменятся торжественной службой в Успенском соборе.