ОВЦС МП | 06.07.2004 |
Комментарий Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП по вопросу об отношениях Европейского Союза и Турции
Комиссия «Церковь и общество» Конференции Европейских Церквей подготовила оценку отношений Европейского Союза и Турции и пригласила Церкви-члены прокомментировать ее. Появление в свет данного документа связано с подготовкой Европейской Комиссией доклада о возможном вступлении Турции в Евросоюз, который она должна представить осенью этого года. Определение роли турецкого государства в европейских процессах, так же как и разработка Конституционного договора Европейского Союза (ЕС), стимулирует обсуждение идеи европейской интеграции, в том числе среди религиозных общин Европы. Русская Православная Церковь, которая имеет несколько епархий, сотни приходов и сотни тысяч верующих на территории Евросоюза, включая страны Балтии, заинтересована в обсуждении данного вопроса, поскольку он касается возможных условий жизни ее паствы. Кроме того, эта тема вызывает интерес не только в странах-членах, но и в восточно-европейских государствах-соседях ЕС, потому что касается межцивилизационых отношений на всем европейском пространстве.
Как известно, 80 процентов площади Турции находится в Азии, и лишь 20 — в Европе. Тем не менее, Турция — это страна, которая по ряду параметров была и остается ориентированной на Европу. Как свидетельствует история, основным коммуникационным пространством между Европой, Азией и Африкой долгое время являлось Средиземное море. Поэтому страны, располагавшиеся на его берегах, были вовлечены в европейскую жизнь и неизбежно становились действующими лицами в европейском мире. Учитывая этот факт, следует ожидать, что возможное вступление Турции в ЕС приведет к неизбежному расширению круга средиземноморских государств, заявляющих о своей европейской идентичности и желающих стать членами ЕС. Будут ли в этом случае у ЕС достаточные основания для отказа подобным странам после принятия Турции, и не посеет ли отказ среди них новые обиды?
Современная Турция располагается на территории, которая составляла центральную часть бывшей Восточно-Римской империи, оказавшей важное влияние на формирование европейской цивилизации. По сей день здесь находятся исторические памятники, напоминающие о греко-римских колониях и христианской традиции. С начала XX века Турция стремилась адаптировать европейскую модель развития во всех сферах общественной жизни. Все это могло бы рассматриваться как серьезные предпосылки для вступления Турции в ЕС. Тем не менее отдельные процессы в турецком обществе свидетельствуют об отсутствии открытого и справедливого отношения к традиционным религиозным и этническим меньшинствам. В частности, Константинопольская Православная Церковь, присутствовавшая на территории Турции задолго до образования Османской империи, по сей день не имеет прав юридического лица. К этому добавляются вопросы о реституции церковной собственности, открытии богословской школы на острове Халки. Запрет на ношение духовной одежды по-прежнему распространяется в Турции на духовенство всех религий, а христианские общины находятся под особенно жестким контролем властей. Политическим и административным ограничениям подвергаются курдское меньшинство и сиро-яковитская община Турции. Известно, что турецкая система государственно-религиозных отношений вызывает серьезные нарекания и у части мусульманской общины этой страны.
Совершено очевидно, что вступление Турции в ЕС невозможно без преодоления существующих разногласий между Турцией и соседними европейскими государствами. В свою очередь, это невозможно без взаимного признания нанесенных ран и обид, переоценки исторического прошлого, конкретных шагов по примирению и сотрудничеству.
Безусловно, тесное соседство мусульманского и христианского мира может не только создавать разделения, но, преодолевая их, способствовать выработке модели мирного сосуществования этих двух цивилизаций. Вполне может оказаться так, что вхождение Турции в Европейский Союз заложит камень в основание моста между христианским и исламским мирами. Примеры России и республик Средней Азии, где христиане и мусульмане мирно уживаются на протяжении столетий, доказывают возможность цивилизационной совместимости в рамках одного политического образования.
К тому же нельзя игнорировать тот факт, что иммигранты из стран исламской традиции и коренные европейцы пока плохо уживаются на территории самих стран ЕС. Почти перед всеми без исключения государствами ЕС стоят проблемы социальной, политической и культурной интеграции национальных меньшинств, состоящих из иммигрантов исламской традиции, в том числе выходцев из Турции. Реальная жизнь показывает, что улучшение материального положения иммигрантов не решает проблем их культурной адаптации, а порой даже способствует росту их этнорелигиозной самобытности.
Поэтому принятие решения относительно возможного членства Турции в ЕС должно стать четко выраженным желанием народов ЕС, а не приниматься исключительно на политическом уровне. Окончательному решению должна предшествовать широкая дискуссия в обществах европейских стран, которая могла бы выявить желание или нежелание народов Евросоюза жить в одном интеграционном объединении с Турцией.