Русская линия
Русский вестник Валерий Алексеев29.06.2004 

Возвращение Хомякова

Книги давно и прочно вошли в наш быт, в нашу жизнь. Так было в прошлые советские годы, так стало и в нынешние времена, правда, это относится к той части людей, которые не бросились на снедь западных культурологов и не отрешились от русской литературы.
Союз писателей России целенаправленно продолжает, как и ранее, проводить в городах и весях литературные встречи, торжества, круглые столы. И как показывает практика, нашему народу такие встречи необходимы. Только нынешним властям, культурным ведомствам и разным прочим фондам они ненадобны. Вот уже второе десятилетие, за редким исключением, литературные встречи обходятся без поддержки с их стороны.
Подобное произошло и с нынешним юбилеем Алексея Степановича Хомякова — 200-летием со дня рождения. Человеком он был необычайным, такую богато одаренную фигуру на русской земле, да и во всем мире, надо поискать. В одном лице он соединил: философа и богослова, поэта и историка, публициста и математика, экономиста и медика. Он возглавил движение славянофилов, а в конце жизни — Общество любителей российской словесности. 200-летняя годовщина со дня рождения скромно промелькнула в Москве и широко, и достойно отмечена в Туле (с 11 по 14 мая с. г.)
В 170 километрах от Москвы и в 15 километрах от Тулы расположилось старинное село Богучарово (ныне поселок Октябрьский Ленинского района). В нем находилось с 18-го века родовое поместье Хомяковых. Слава Богу здесь сохранился дом, правда в грустном состоянии, парк, пруды и прекрасной архитектуры церковь Сретения Господня.
Поместья Хомякова имелись еще в Смоленской и в Рязанской губерниях, но писатель более всего почитал бывать на Тульщине. Неслучайно туляки называют Алексея Степановича земляком, хотя и родился он в Москве. Нравилось ему здесь в тиши вековых деревьев творить, читать, молиться в храме или на дому, заниматься сельским хозяйством, огородничеством, решать на сходках крестьянские проблемы, отдыхать, охотиться.
По воле Божией, начиная с конца 70-х годов прошлого века, стал и я наведываться в неизвестный для меня ранее поселок. В этой усадьбе поселился родной брат моей жены. Дом был неприметный, видавший виды: первый этаж каменный, второй — деревянный. Хорошо помнится комнатка-келия с двумя маленькими окнами и толстыми стенами, образующий удлиненный подоконник.
В те далекие годы 19-го столетия в этом доме и еще двух подобных проживали служивые люди. Тогда ни я, никто другой из местных не знал, кто являлся владельцем этого имения. Все прояснилось значительно позже.
На моих глазах возрождался храм. И мне приятно осознавать, что за годы его восстановления и я стал прихожанином. От села Богучарово проявился мой интерес к многогранной деятельной жизни Алексея Степановича. Хотелось узнать большее, не только его труды, но и его быт, обстановку, какие растения выращивал в саду, в парке, в теплице, как постился и молился.
О надувных звездах эстрады часто пишут журналисты всякую ересь, ибо умного от них нечего ожидать. Потому что у этих эстрадников блеклые номера, блеклая жизнь.
Об истинно талантливых людях есть что рассказать: они неординарны в своих поступках, в своих действиях. О своих многочисленных дарованиях Хомяков знал, потому усердней возносил молитвы ко Всевышнему. «Искренне верующий христианин, он постоянно стремился осуществить на земле высокое назначение человека в тех границах, какие определены ему Провидением; он был преисполнен теплого чаяния жизни иной, для которой земное существование служит только приготовлением» (М. Лонгинов).
Не знаменательно ли, что в день отъезда на Тульскую землю на юбилейные Хомяковские чтения Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 принял русских писателей и в конце встречи благословил поездку и проведение празднества.
Вечером мы прибыли на место и разместились в пансионате «Слободка», что в трех километрах от Богучарова, в имении родственника Хомякова, с хорошо сохранившемся старым парком, прудами и домом.
Утром следующего дня автобус доставил нас в Богучарово в Сретенский храм. Службу провел благочинный Тульской епархии протоиерей Геннадий, ему помогал хор, состоящий из студентов Тульской духовной семинарии. В конце службы состоялась панихида по рабам Божиим Алексее и его родне.
Из храма перешли в родовой дом Алексея Степановича. До сих пор в нем в одной части живут селяне, в другой расположилась администрация поселка. Можно себе представить, как за столетия он обветшал, местами перестроен, а для такого маленького поселка и для такого выдающегося имени средства на отселение жильцов и приведения дома в надлежащий вид для создания в нем мемориального комплекса не выделяются. В конце концов удалось получить небольшую сумму на реставрацию.
В усадьбе выполнен громадный объем работ. Порушенный каминный зал, где владелец часто собирал друзей и беседовал с ними на разные темы, предстал пред нами свежевыкрашенными стенами, с лепниной на потолке, солидной подборкой старых книг Хомякова и о нем, картинами из эпохи первой трети 19-го века, бронзой и мебелью. Эти временные экспонаты представили Тульские областная библиотека и картинная галерея.
Особое внимание присутствовавших привлекло «Евангелие», изданное Петром Могилой во Львове в 1636 году, принадлежащей, судя по автографу на титульном листе Дмитрию Хомякову. Скорее всего перешедшего в собрание от именитого отца.
Открытие Хомяковских чтений состоялось в Государственной педагогическом университете с напутственно краткой речью архиепископа Тульского и Белевского Алексия и губернатора Тульской области В. А. Стародубцева. Следует заметить, что привычного для юбилейных встреч торжественного собрания не было. Выступающие выходили после концертных номеров, и проходило на одном дыхании, в одном ритме, интересно, вдохновенно, неутомительно.
Лед тронулся. Весна в разгаре. О некогда запрещенном Хомякове заговорили в полный голос. Вместе с газетно-журнальными статьями, пошел поток тиражей солидных книг и монографий. На презентации книг в Педагогическом университете Союз писателей России в лице заместителя председателя правления Сергея Артамоновича Лыкошина представил прекрасно изданный том двух значительных работ Хомякова «Церковь одна и Семирамида» в одном твердом переплете. Забегая вперед, хочется порадоваться и за туляков. Администрация области при поддержке губернатора выпустила к юбилею писателя двухтомник. В первый том вошли проза и поэзия, во второй — воспоминания современников. Это достойный вклад тульских патриотов в сокровищницу русской литературы.
Вечером — вновь встреча с владыкой Алексием и служителями Тульской епархии в православной классической гимназии, а также с ее ректором протоиереем Львом и преподавателями. Здравицы, выступления, ужин. Это был один из насыщенных теплых и светлых дней первого дня Хомяковских чтений. Пошли трудовые будни. Государственный педагогический университет в последующие два дня представил свои аудитории для заседаний секций. С докладами выступали ученые, чей вклад в исследовании творчества Хомякова отмечен глубокими и серьезными философскими и биографическими трудами.
Пребывание наше на Тульской земле было весьма насыщенно не только учеными докладами, но и встречами. Во второй половине дня (четверг), посетили еще одно из поместий Хомякова — село Обидимо.
В местной школе было открыта выставка, посвященная Алексею Степановичу. Ее ученики показали нам трогательный спектакль, составленный по трудам Хомякова.
На высоком холме около дачных построек осмотрели восстанавливающуюся церковь Рождества Пресвятой Богородицы (17-й век). Господи, помоги селянам восстановить этот древний храм!
В Богучарове в школе нас встретили оригинальным спектаклем, где исполнителями ролей стали в основном старшеклассники. Богучаровская школа давно уже имеет свой музей, где проводятся занятия с учениками об их именитом земляке. Удручает другое: что их знания о Хомякове ограничиваются биографическими сведениями, а его богословские труды проходят мимо школьников, как и они проходят мимо находящегося недалеко от школы великолепного храма, сооруженного в 1836 году матерью писателя Марией Алексеевной Хомяковой, урожденной Киреевской. Без храма нельзя понять и осознать значимость этой выдающейся личности.
Не только друзья относились к Хомякову с пониманием и радушием, ценя его многостороннее познание в науках, но и новое поколение, которое воспитывалось и росло после ухода из жизни Алексея Степановича, прониклись его идеями.
Ярким примером тому служит композитор Н. Н. Неплюев (1851−1908). О нем рассказал правнук Хомякова Игорь Георгиевич Челищев. В селе Воздвиженске Черниговской области, ныне Сумской на Украине Неплюев основал православное крестовоздвиженское первое Трудовое братство и сельскохозяйственную школу (предтеча колхозов) в своем поместье. Вместе со своими единомышленниками и воспитанниками школы они возвели высокую земляную горку, у подножья которой был поставлен памятник. На гранитном пьедестале стоял ангел с высоко поднятым крестом. В постамент вмонтирована металлическая плита с бронзовым горельефом писателя. Надпись гласила: «Христианину-поэту и глубокому мыслителю Алексею Степановичу Хомякову». Сооружена хомяковская горка 4 августа 1887 года.
В мае 1904 года многие города отметили 100-летний юбилей Хомякова. В селе Воздвиженске чествование писателя прошло ярко и самобытно. Об этом сообщил Неплюев, будучи на торжестве в Туле. «В день юбилейного праздника Трудовое братство почтит память его заупокойною обеднею и панихидой в братском храме, собранием, на котором будут прочитаны очерк его жизни и трудов, прочитаны и пропеты многие из его стихотворений, вечером — гулянье у иллюминированной хомяковской горки». Кстати, вершину этой горки заключала ажурная беседа, к которой вели аккуратные ступеньки.
Единственный памятник на Руси выдающемуся писателю-христианину был уничтожен в первые годы советской власти. Но память о нем не стерлась, не канула в лету, тому подтверждение — Хомяковские чтения.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика