Газета.GZT.Ru | Надежда Кеворкова | 29.06.2004 |
После ГУЛАГа священника гнали из прихода в приход, но постепенно вокруг него сложилась многотысячная община, люди стекались со всей России. В середине 70-х по рукам ходила его знаменитая книга «О нашем уповании», ему присылали мешки писем с Запада, где книга была издана и произвела на людей громовое действие. В отличие от отца Александра Меня, который вел свою миссионерскую работу в глубоко законспирированном режиме, писал под псевдонимом, проповеди Дмитрия Дудко еженедельно звучали по западным радиостанциям, вещавшим на СССР. Его дом на Речном вокзале был как походная церковь — тут всегда толпился народ, шли молебны, стекалась информация о гонениях на верующих.
В храме на Преображенской площади в Москве его духовные чада стали собирать «Ответы на вопросы» — проповеди, в которых говорилось о сегодняшнем дне и о смысле быть христианином. Эти сборники ответов расходились по всей стране, а в храме толпились не только русские, но ведущие западные журналисты, дипломаты, многие из которых даже крестились у отца Дмитрия.
КГБ не раз открывал «охоту» на Дудко. Однажды, вспоминает Александр Огородников, организатор знаменитого подпольного христианского семинара, Дудко сбила машина «Скорой помощи», которая с переломами обеих ног отвезла его в глухую больницу, где священника начали «лечить», а у двери его палаты дежурили люди в штатском. Огородников с другими «семинаристами» с большим трудом отыскали отца Дмитрия, «дали настоящий бой гебистам и выкрали его».
Вскоре священника перевели в сельский храм в Гребнево (по Щелковской дороге), где его в 80 году арестовали во время службы при стечении прихожан. Митрополит Ювеналий, в чьем ведении находился приход, не только отказался лишить священника сана, но и не отправил его за штат — таков был авторитет простого сельского священника. Однако на 60-летнего отца Дмитрия было оказано столь изощренное и мощное давление, что он, выдержавший с честью сталинский ГУЛАГ, публично покаялся по советскому ТВ и подписал покаянную статью в «Известиях». Огородников, к этому времени уже арестованный, вспоминает, что для верующих людей это покаяние стало ударом, а для тысяч христиан в лагерях обернулось тяжелейшим испытанием, новыми пытками и карцерами.
Следствие было закончено, отец Дмитрий вернулся к приходской работе, но, как говорили его близкие люди, сам светящийся облик священника потускнел. В попытках нравственно оправдать свое покаяние перед безбожной властью отец Дмитрий Дудко пережил тяжелые двадцать лет, но смысл его проповеди Русской Голгофы от этого нисколько не померк.
28 июня 2004 г.