Русская линия
Вера-Эском Евгений Суворов21.06.2004 

Трудная судьба строителя

27 мая в Троице-Стефано-Ульяновском монастыре было совершено покушение на эконома обители о. Мелетия (Федорука). Он получил смертельные ножевые ранения, от которых скончался в день Святого Духа, 31 мая, в больнице. Перед смертью просил не наказывать своего убийцу. Сказал, что все ему простил.

Об о. Мелетии (в миру Валерии Федоруке) наша газета писала несколько раз. Известен он как строитель храмов. Первый свой храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» построил в колонии на Бельгопе под Ухтой. Следующий храм был Воскресения Господня на подворье Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря. И в Ульяновской обители под руководством о. Мелетия был восстановлен третий его храм — Николая Чудотворца.

Так уж получилось, что свидетелем и летописцем богоугодной жизни о. Мелетия Господь избрал меня. В 96-м году, будучи командированным в Ухту, заехал в колонию на Бельгоп, где строился православный храм. Результатом этой поездки стала статья «Путеводительница заблудших» (N 226−227, 1996 г). Речь в ней шла о чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница» — Ватопедской Одигитрии, написанной на горе Афон в XVII веке в русской пустыни образа Николая Чудотворца, и хранителе этой иконы Валерии Федоруке.

В год тысячелетия Крещения Руси Сама Пресвятая Богородица избрала Валерия в Свои служки и по особому промыслу Божию вела его неизъяснимыми путями ко спасению. Обрел он икону в деревне Ляли, расположенной недалеко от Кылтовского и Усть-Вымского монастырей. По всей видимости, раньше святой образ принадлежал местной Богоявленской церкви. Но после ее закрытия хранился неподобающим образом у одной семьи. Увидев благодатный образ, Валерий выкупил его у владельца за две месячные зарплаты.

О том, что Валерий попадет в тюрьму и будет там строить церковь, ему было открыто заранее. Он предупредил об этом жену и детей. Когда же был невинно осужден на 6 лет (факты действительно свидетельствуют о судебной ошибке) и отправлен в колонию ОС-34/19 строгого режима на Бельгоп, то радовался, что Господь ведет его Своими путями и дает невинно пострадать во славу Божию. С большими трудностями Валерию пришлось столкнуться на зоне при строительстве храма. Противодействие шло и со стороны неверующего начальства, и со стороны невоцерковленных заключенных. Но Господь по его молитве и ревностному желанию послужить Богу разрушал все препятствия и вчерашних врагов превращал в друзей и союзников. Когда я приехал в колонию, строительство уже шло полным ходом. Оставалось достроить колокольню, установить купола и кресты и заняться внутренней отделкой. Об этом Валерий потом подробно писал мне в своих письмах.

В колонии, в среде заключенных, я увидел такую ревностную православную общину, какой прежде не встречал ни в одном монастыре. Благочестивые порядки там завел сам Валерий. Постоянно он дневал и ночевал при храме. Каждое бревно для храма вытесывалось с молитвой из цельной лиственницы. Работали топором, все делали только руками. Молитвенные песнопения постоянно разносились над строительной площадкой. В келейке при храме, сплошь увешанной иконами, заключенные молились, ежедневно читали акафисты, Псалтырь по усопшим. Перед чудотворным образом постоянно горела лампада.

Валерий как староста общины вел в зоне воскресную школу. На занятия к нему приходило по пятьдесят человек. А сколько он привел к Богу, сколько закоренелых преступников благодаря ему раскаялось в своих грехах и встало на спасительный путь, об этом знает один Господь. Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Валерий сделал таким, каким он был показан ему во сне и каким он нарисовал его задолго до строительства. Удивительно и то, что храм в колонии был построен руками заключенных на пожертвования их родственников. Сам Валерий не имел никакого строительного образования, а до заключения даже не брал в руки топора. Все делалось по наитию, по Божьему велению. И храм получился, как в сказке, праздничным, радостным, сияющим на солнце золотыми бревнами. Единственно, что Валерий делал профессионально, — это писал иконы, поскольку специально учился этому ремеслу. Его руками расписан почти весь иконостас церкви. Он написал для него четыре большие иконы (в рост человека) — архангелов Михаила и Гавриила на боковых входах в алтарь, а также иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы.

* * *

Сразу же после гибели о. Мелетия Господь снова привел меня в колонию на Бельгоп. Я приехал туда с о. Олегом Климовым, окормляющим храм «Всех Скорбящих Радость». При входе в храм взгляд упал на икону Великой княгини Елизаветы Федоровны. На иконе Елизавета Федоровна, вся в белом облачении, держит в руках белую церковь.

Староста храма Георгий Перегудов — единственный из тех, кто сидел вместе с Валерой и знал его. Благодаря Федоруку он и пришел к Богу. Вот что он мне рассказал:

— Когда я проходил мимо храма, я всегда думал о нем, как о сказочном домике. Все время хотел попасть сюда. Мне больше всего приглянулась храмовая резьба, хотел научиться резать по дереву. Потом попал на «промку» (в промышленную зону колонии), стал изготовлять сувениры. И вот как-то подходит ко мне Валера, мы были с ним в одном отряде, и говорит: «Хочешь помочь в строительстве церкви?» И только уж когда я сюда попал, узнал о православии, нашел ответы на все свои жизненные вопросы. Все мировоззрение во мне переменилось благодаря Валере. Все время меня бросало по жизни из стороны в сторону, ни в чем я не находил смысла, а тут нашел. Я понял, что это мое. Сам я из Молдавии. Преступление совершил в Москве, и меня этапом из Москвы направили сюда. А Валера строил этот храм, руководил его строительством, «службы» все вел.

Здесь, прежде всего, нужно, чтобы молитва была, молитвенный дух, а потом уж все остальное. Валера очень ревностно к этому относился. Бывало, заспорит с кем-нибудь о Боге, у него аргументов уже нет, так он, как ребенок, затопает ногами, заплачет от обиды. Пьяных и начефирившихся к храму не подпускал. Следил, чтобы никто поблизости не матерился. Воспринимал как личную обиду. Очень ревностный был. Такой здоровый мужик, а как малое дитя, конфеты сильно любил. Встречает меня, каждый раз спрашивает: «Конфета есть?» — «Валера, так ты вчера уже спрашивал». — «То вчера было».

— А какие «службы» Валера вел?

— Каждый день в два часа мы читаем Псалтырь по усопшим. В субботние, воскресные и праздничные дни еще добавляется утренняя служба в 10 часов дня. В субботу читаем все вместе акафист нашей храмовой иконе, в воскресенье — Господу. В праздничные дни — праздничный акафист. И у нас книжечка такая есть «Богослужения на каждый день», оттуда читаем определенные стихиры, песнопения. Конечно, молиться тяжело. Неверующему человеку еще и не понятно, зачем надо молиться. Но без молитвы здесь ничего не будет… Скоро я освобождаюсь, хотелось бы передать храм неравнодушному, по-настоящему верующему человеку. Конечно, храм не может закрыться. Это Дом Божий, и Господь все о нем промышляет.

После освобождения Валерия Федорука через храм на свободу прошли десятки, сотни человек. Многие пересмотрели свою жизнь, пришли к Богу. Несмотря на то, что в колонии раньше сидело полторы тысячи человек, а сейчас тысяча, в храм на совместные богослужения постоянно приходит человек 10−15. Около пятнадцати человек было и на литургии в наш приезд. Все заключенные исповедовались, причащались.

После службы я поговорил с 22-летним Игорем Скрипником. В тюрьму он попал в 16 лет. Я спросил парня, как часто он причащается и что ему дает причастие.

— Постоянно исповедуюсь, как только батюшка приезжает, сразу же иду на исповедь. Здесь зона, свои зоновские порядки. Все мы, как говорится, не святые, иногда падаешь. Ждешь батюшку, чтобы побыстрей приехал, чтобы сбросить с себя груз грехов. После исповеди и причастия тяжесть уходит…

— Ну, а ты сам утреннее и вечернее правило читаешь?

— Обязательно. У себя в отряде, как только проснусь, и перед сном тоже. В секции 30 человек. Все уже привыкли, даже не смотрят на меня.

— Господь помогает тебе?

— Конечно. По молитвам я бросил курить, уже четвертый год не курю. Брал благословение у батюшки на это дело. Молился о матери, чтобы она тоже бросила курить, бросила ведь. А я с малолетства марихуану курил, за наркотики и посадили. Если бы не тюрьма, наверное, давно бы уж сел на иглу или убили бы. Так что тюрьма — не самое плохое место. Выйду, буду семью заводить, детей воспитывать, в церковь ходить. Надо жить.

Рядом с храмом заключенные построили церковный дом, где располагаются воскресная школа, церковные мастерские. Построить такой церковный домик хотел еще Валерий, и вот его желание сейчас исполнилось.

* * *

После своего освобождения в июне 1999 года Валерий Федорук вернулся домой в Сыктывкар и по просьбе владыки стал руководить строительством Кылтовского подворья. Владыка еще на Бельгопе духовно окормлял Валерия. Знал, что пострадал он невинно, и поэтому предложил такое ответственное строительство. До этого на два года стройка подворья в Сыктывкаре встала, не находилось строителей. Валерий начал с того, что очистил строящееся помещение храма от мусора, рядом в строительной балке установил иконостас вместе со своей иконой, стал постоянно молиться. И сразу же, как он взялся за работу, стройка ожила. Чуть больше года потребовалось Валерию, чтобы, терпя немалые искушения, достроить каменный комплекс подворья Кылтовского монастыря. Об этом я подробно написал в статье «На воле» (N 370, 2000 г.).

После завершения строительства Кылтовского подворья Валерий увидел в видении, как четверо монахов, находясь на горе, зовут его к себе. Быть может, это были основатели Ульяновского монастыря, куда вскоре его определили монахом. Там он был пострижен владыкой с новым именем Сергий вначале в рясофор, а потом и в малую схиму — мантию, с наречением нового имени Мелетий. За многочисленные труды и проявленные организаторские способности в прошлом году владыка назначил о. Мелетия экономом.

Как человек дела, Валерий много потрудился для процветания обители. Восстановил верхний храм Николая Чудотворца в колокольне, обустроил усыпальницу мощей ульяновских строителей, развил монастырское хозяйство — организовал сыроварню, занимался строительством часовни «Живоносный источник». Подробно об его трудах в стенах монастыря я написал в статье «Помощники нам нужны» (N 461, 2004 г).

Несколько раз я приезжал к о. Мелетию в монастырь. При нем количество трудников возросло до 60 человек. Все эти обожженные жизнью люди находились непосредственно в его подчинении, у всех были очень сложные судьбы. Со всеми нужно было найти общий язык, занять их работой. Валерий очень быстро снискал уважение не только среди братии монастыря, но и среди многочисленных паломников, приезжающих в святую обитель. Он выполнял послушание экскурсовода, и все приезжающие отзывались о нем как об очень благодатном священнике. Особенно любили о. Мелетия дети. И не только приезжающие, но и свои, ульяновские. В монастыре он оборудовал для них специальное помещение для воскресной школы, чайной, там же проводились спортивные игры.

Для всех, кто знал о. Мелетия, его скоропостижная смерть стала большим горем. Было ему всего 49 лет. Как рассказал редакции старший следователь Усть-Куломской прокуратуры Игорь Пахолков, занимающийся расследованием преступления, два удара ножом нанес о. Мелетию один из монахов. Несмотря на то, что о. Мелетий перед смертью простил своего убийцу и просил его не наказывать, подозреваемый взят под стражу, имя его в интересах следствия не разглашается. Ссора произошла из-за распределения гуманитарной помощи, привезенной игуменом обители о. Романом (Овсиенко) из Москвы и предназначенной для детского садика и местных жителей. Распределением этой помощи по своей должности занимался эконом обители, собиравшийся раздать ее детям сразу по получении. Чтобы запугать эконома, подозреваемый взял кухонный нож и во время ссоры нанес два удара ножом. Эти раны оказались смертельными. Через три дня о. Мелетий скончался и был похоронен на монастырском кладбище. Отпевали его по монашескому чину.

Упокой, Господи, в селениях праведных душу новопреставленного инока Мелетия.

N467 — 20 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Недорогие сувениры из Санкт-Петербурга