Краснодарский курьеръ | Любовь Чуцкова | 21.06.2004 |
Парень, одиноко скучавший на автобусной остановке, охотно вызвался показать, где хуторской храм. Сам он в «церкву» не ходит, но священника Сергия видел.
— Он здесь недавно, но у нас его уже все знают. Кто хвалит, кто ругает. Он не похож на попа, — и парень перечисляет его «грехи», — на машине ездит (до него батюшку разве что на велосипеде можно было увидеть), с «сотиком» ходит, на компьютере работает, фильмы крутит в церкви, с бабками на рынке о Боге спорит.
Приземистое здание в двух метрах от главной хуторской улицы могло бы сойти за магазин или контору, если бы не икона над входом. Пока идёт служба, в детали жизни хуторского прихода меня посвящает прихожанка Римма Фёдоровна Внукова, она восьмой год прислуживает в храме. С 1996 года бывшее пристанище газовой службы начало вторую жизнь в качестве богоугодного заведения. Хотя и открывался храм вроде по просьбе хуторян, но, едва начались службы, его ограбили, воры унесли церковную утварь. За 8 лет в Свято-Казанском храме сменилось пять священников — нынешний отец Сергий, стало быть, шестой.
— Трудно ему приходится, — сетует Римма Фёдоровна. — Грошовитые хуторяне в город едут. Там, мол, красиво, там храм настоящий. Конечно, здание у нас старое: то крыша течёт, то стены цветут, то проводка горит.
Как бельмо на глазу
Молодой, добродушный, ясноглазый, больше смахивающий на беспечного студента, чем на духовное лицо, отец Сергий и действительно недавний студиоз — закончил Ставропольскую духовную семинарию. На 2-м курсе женился, матушка Ольга, ставропольчанка, пела в тамошнем кафедральном соборе. Свела же их судьба в Киево — Печерской лавре, будущий отец Сергий год ухаживал, прежде чем сделать предложение. Ехали они в далёкий кубанский хутор с некоторой тревогой. На Ставрополье хутор — это десяток домов в степи. Но увидели асфальт, хаты крепкие, сады, реку — благодать. Другое испытание подстерегало молодого священника и его матушку — ярый атеизм хуторян. Дело доходит до откровенной неприязни. Задумал батюшка воскресную школу при храме открыть, в один вечер распечатал на компьютере (допотопный, фонит, но другого взять негде) объявления, сел в свои старенькие «Жигули», объехал Бараниковский и еще несколько отделений местного хозяйства, развесил в людных местах приглашения. На следующий день, поднялась же у кого-то рука, объявления валялись в дорожной пыли, а в условленный час только несколько мальчишек забрели на огонёк.
Или вот еще показательный случай. Особо почитаемая в православии Родительская суббота. В церкви — ни души, а рядом хуторской рынок гудит, как пчелиный улей. Отец Сергий не растерялся, пошёл в торговые ряды, набрал в грудь воздуха и вежливо, но настойчиво напомнил заблудшей пастве о том, какой нынче день и какой это грех великий — не чтить память усопших. Не сказать, чтобы речь отца Сергия сильно проняла хуторян, но народ заволновался: кто посовестливее — отворачивались, а кто и посылал батюшку непотребными словами.
— Люди же как привыкли, — объясняет «возмутитель спокойствия», — пришёл поп, помахал кадилом и скрылся. А я, как бельмо на глазу, хожу и капаю на мозги, заставляю не всё о хлебе, но и о душе подумать.
Кстати, о душе. Тоже был инцидент. Поминальный день кубанцы отмечают в воскресенье, именно отмечают, набираясь на кладбище до мертвецкого состояния. Отец Сергий с матушкой и двумя пономарями пришли на сельский погост, когда «поминание» было в разгаре, отслужили службу в полном одиночестве. Хуторяне в это время наливали и опорожняли рюмки, расположившись на могилах, дружно жевали и на появление священника со свитой даже не повернули головы. Прошёл батюшка все кладбище — хотя бы кто-нибудь окликнул, попросил отслужить службу за упокой души родственников своих. Нет, окликали… предлагая сто грамм.
Пьют хуторские сильно, в семьях — разлад, родителям — горе. Решил отец Сергий помочь своими средствами — опять развесил объявления, мол, в течение месяца буду служить особый молебен «Неупиваемая чаша», приходите. Неделю служил в пустом храме, одна бабуля зашла. «Батюшка, — говорит, — я за свечкой, бабку нашла, будет пьющему внуку моему «выливать на воске».
Чтобы в храме не шёл снег
Отец Сергий рассказывает о своих злоключениях легко и даже весело, вроде и не ожидал другого приёма. Во всяком случае отступать перед, как он считает, «невежеством новоявленных язычников» не собирается. И, что вы думаете, капля камень точит. Нашёл отец Сергий в хуторе единомышленников. К примеру, пономарь Алексей. Хуторской парень из обычной семьи, где поклоны с утра до ночи бить некогда. Отслужил в армии, пошёл в колхоз, женился — всё, как у всех. Но жизнь пошла какая-то серая, бесцветная. Пробовал пить — не помогло, в храм зашёл из любопытства и… остался. Хоть и получает насмешки и подначки на работе (Алексей по-прежнему на рисоводческом отделении баранку крутит).
Поддержку отец Сергий все-таки находит. Молодая мама дитя покрестит и сама в храм начинает наведываться. Икон нанесли — от репродукций из цветных журналов до венчальных бабушкиных, в окладе, а то и просто деревянных досок с изображением святых, какие уже и реставрации не подлежат.
Отец Сергий учитывает запросы паствы — после службы на видике крутит прихожанам фильмы о святых местах России, о монастырях, о схождении святого огня в Иерусалиме. У него хорошая библиотека и коллекция записей духовной музыки и песен. Приходи, слушай, можешь себе переписать. Матушка «голоса» по хутору собрала, теперь свои певчие в храме.
А вот кто откровенно больше всего радует — так это дети. Перед Пасхой добыл отец Сергий краски, засучил рукава и взялся за кисть. Мальчишки, увидев, что в храме идет генеральная приборка, вызвались помогать — кто за пылесос взялся, кто — за тряпку, кто ведёрко с краской отцу Сергию держит.
— Самое страшное, когда в храме идёт снег, — эту фразу из фильма «Андрей Рублёв» отец Сергий вспоминает, чтобы добавить: — В нашем храме снег идти не будет.
16 июня 2004 г.