Русская линия
Архитектор15.06.2004 

Монастырь Хиландар
Вчера. Сегодня. Завтра

4 марта 2004 года в третий раз за более чем 800-летнюю историю, одну из наиболее ценных святынь сербского духа и культуры, охватил катастрофический пожар. На этот раз пострадали, уничтожены либо тяжело повреждены половина монастырей и построек Хиландара. «Белый ночлег» 1598 года, входные ворота, подворья, в которых ночуют паломники, Игуменский дом, приёмная для гостей с административным центром. Пострадали и четыре параклиса. К счастью, в этом несчастье не пострадали люди.

Невредимыми остались Соборный храм Святого Введения, придел князя Лазаря и рода Неманичей, Сокровищница и библиотека с крупнейшей коллекцией икон, манускриптов, грамот, богослужебных предметов… Сохранилась, хотя частично повреждена во время борьбы с огнем, Старая трапезная, с очень ценными фресками, росписью и иконами. Огонь не охватил восемь параклисов, а также две церкви, расположенные недалеко от монастырского комплекса.

Проф. Петр Арсич, дипл. инж. арх.
Президент Союза архитекторов Сербии


Монастырь Хиландар на Святой горе Афон

Краткая историческая справка

Сербский монастырь Хиландар расположен в северо-восточной части Святой Горы — монашеской республики, в составе которой существует еще 20 обителей.
Среди православных монастырей на Святой горе Афон, кроме греческих, существуют многочисленные славянские: русские, сербские, болгарские.
Со дня своего основания Хиландарский монастырь занимает четвёртое место в иерархии Афонских монастырей. В 313 году Афон вступил в эру христианской истории, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Святой Горе было довольно развито, уже появились многочисленные монастыри.
Монастырь Хиландар находится в четырёх километрах от Эгейского моря и монастыря Есфигмен. Опоясанный прочными стенами высотой около 30 метров, длиной около 140 метров, Хиландар, если на него смотреть с наружной стороны, напоминает крупную средневековую крепость. С южной и восточной сторон монастырского комплекса возвышаются две башни — пирги.
Хиландар построен в XII веке. Своим основанием он обязан сербскому королю Стефану I Неманичу и его сыну Растко Неманичу. Последний, хотя и был королевичем и предполагаемым наследником престола, жизни вельможи предпочёл монашескую. Он тайно прибыл на Афон в монастырь Солунца, где постригся и стал монахом по имени Савва. Затем он ушёл оттуда и обосновался в Ватопеде. Вскоре его примеру последовал отец, который к тому времени тоже пребывал в монастыре Студеница в Сербии, приняв в монашестве имя Симеон. Оба монаха находились здесь, пока по просьбе нового короля Сербии Стефана II Ватопедский монастырь не передал им опустевшую к тому времени Хиландарскую пустынь. По преданию на этом месте стояла келья святого Григория Хиландария, в честь которого и получила свое название обитель. Сегодняшний монастырь построен на месте руин бывшего византийского монастыря Хеландариона.
Прибыв в монастырь, монахи сразу же стали заботиться о его восстановлении и расширении. Позднее Савва уехал в Сербию, где стал архиепископом, а Симеон до кончины пребывал в монастыре. Вскоре после их смерти Сербская Православная Церковь канонизировала отца и сына в лике святых.
Будучи славянским монастырем и предназначенный указом Византийского царя 1198 года в собственность Сербии, Хиландар внес славянский дух и характер во многие монастыри Святой Горы.
В 1200 году Святой Савва составил «Хиландарскую грамоту», которой определен образ жизни монахов в монастыре. Во многих из них, греческих по основанию, богослужение начали совершать на славянском языке.
С 1293 года благодаря своему второму ктитору — сербскому королю Милутину -монастырь Хиландар стала быстро развиваться и достиг своего расцвета, тем более, что в 1348 году в его стенах жил царь Стефан Душан. В эту эпоху (с 1331 по 1355 гг.) Святая Гора находится под его властью, вследствие чего Хиландар, наряду с другими обителями на Святой Горе, получает богатые подарки. Царь Душан приехал в Хиландар в 1347 году и остался там до 1348-го года, чтобы спрятаться от чумы, захватившей территорию Балкан.
В распоряжении обители Хиландар находились многочисленные усадьбы, а сербское княжество дарило монастырю богатые подарки в виде новых украшенных богослужебных книг и других драгоценных предметов.
В комплексе монастыря Хиландар и на прилегающей территории, кроме династии Неманичей, свои здания строили и другие средневековые деятели, богатые вельможи, церковные правители и многие ктиторы. Перед турецким нашествием в Хиландар приезжала многочисленная гражданская и церковная знать.
Но монастырь не всегда был сербским. После непродолжительной потери самостоятельности (1387−1403 гг.) Хиландар вместе со Святой Горой с 1430 по 1912 гг. находился под Оттоманской властью. В период турецкого ига монастырю Хиландар помогали русские цари и молдавское княжество — в XVI веке, и сербские патриархи и белградский митрополит Симеон — в XVII веке.
К концу XVII века монастырь пришел в упадок, но был возрожден венецианским купцом, ставшим впоследствии монахом Никанором, а также благодаря пожертвованиям болгар. В 1676 году здесь поселились болгары, а также болгароязычные монахи Македонии. С конца XVIII века управление монастырем не находится больше под покровительством игумена. Вместо этого покровительницей монастыря почиталась знаменитая икона Божией Матери Троеручицы.
Игумен вновь выбирается только с 1991 года.
Восстановлению монастыря Хиландар неоднократно помогал князь Милош Обренович (1820 и 1835гг.).
Спор в связи с управлением монастырем между сербами и болгарами решен в 1896 году, после посещения монастыря сербским королем Александром Обреновичем, который выплатил все долги монастыря, после чего здесь снова обосновались сербы.
В монастырском комплексе расположены постройки, сохранившиеся еще с периода основания монастыря, в том числе постройки, которые восстанавливали после разных пожаров, наряду с сооружениями, построенными в последнее время, в основном в XIX веке.
В настоящее время в Хиландаре проживают около 60 сербских монахов
Монастырь Хиландар находится под юрисдикцией Васеленской Патриаршии (нынешнего Стамбула), а благодаря усилиям монастырского братства и Греческого государства, к нему относятся бережливо, периодично, его постройки восстанавливают и возобновляют.
В настоящее время Афон — единственное место в Европейском Союзе, где действует запрет на свободу передвижения для женщин. Существует предание, что в 422 году Афон посетила дочь Феодосия Великого царевна Плакидия, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос, звучавший от иконы Божьей Матери. С того времени в Афоне есть закон, запрещающий доступ на Святую Гору лицам женского пола, что позже закрепилось царскими указами и является актуальным и сегодня.

Архитектура

Центральное здание обители — Соборный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы — построено в 1303 году королем Милутином на фундаментах первоначальной церкви, которую построили Св. Симеон Неманя и Св. Савва. В эпоху князя Лазаря, около 1380 г., рядом с церковью построена «припрата».
Комплекс опоясан оборонительными стенами, которые дополнительно укреплены пиргами — башнями Св. Саввы и Св. Георгия, рядом с которыми построены многоэтажные подворья-«конаки», часовни, параклисы, госпиталь и прочие сооружения. Постройки возведены с соблюдением византийской архитектурной традиции из тесанного камня, с чередующимися рядами кирпича, в то время как полы и балконы деревянные.
Кроме центральной обительской церкви, в Хиландаре расположено еще 12 параклисов с живописью различных эпох, клиросами, относящимися к периоду разных школ изобразительного искусства, с иконами, росписью и прочими предметами драгоценного художественного наследия.
На центральной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы сохранены первоначальные пластики и декоративные детали, а пол расписан мозаичными фресками неповторимой красоты.
В Соборном храме по правую сторону клироса находится гробница (по-сербски «чивота»), в которой почивало нетленное тело святого Симеона, перенесенное впоследствие в Сербию. Из этой гробницы чудесным образом выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плодам которой приписывают целебную силу.

Живопись

Сохранившиеся произведения живописи в монастырском комплексе свидетельствуют о высоком художественном мастерстве живописцев разных периодов. Древнейшая живопись сохранилась с конца XIII века в часовне на пирге Св. Георгия (отделочные работы проведены только в 1981 году). На началл XIV века сохранилась живопись в центральной церкви, а также в тимпане над старой трапезной. Концом XIV века датируется живопись в церкви Святых Архангелов. В XVII веке были расписаны обительская трапезная (живописец Георгий Митрофанович), церковь Св. Трифона, часовня Св. Николы и некоторые часовни, расположившееся рядом с церковью. В XVIII и XIX веках расписано большинство часовен.

Иконопись

В сокровищнице Хиландара сохраняется около 500 икон, написанных в период с ХII по ХIХ вв.
Антологическое значение имеют: мозаичная икона Пресвятой Божьей Матери ХII века, икона Божьей Матери второй половины ХIII века, икона Божией Матери Троеручицы ХIV века, а также девять других икон из «Хиландарской истории» -60-е годы ХIV века.
Кроме отдельных икон во всех церквях, параклисах и часовнях, в обительском комплексе, а также вне пределов комплекса, находится большое количество клиросов, сделанных в ХVII, ХVIII и ХIХ веках.
В Хиландарском монастыре хранится одна из самых драгоценных сербских святынь, чудотворная икона Божьей Матери Троеручицы, почитаемая во всем православном мире. С VIII по XIII век она находилась в Палестинской Лавре Святого Саввы Освященного, в келье Святого Иоанна Дамаскина, и была его личной иконой.
Интересна история чудотворной иконы Божьей Матери Троеручицы. В период иконоборчества Святой Иоанн Дамаскин, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III Исавро. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому Иоанну руку. Святой Иоанн Дамаскин с отсечённой кистью пришёл к иконе Богоматери, которая находилась у его кельи, и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом срослась, и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе.
Икона Божьей Матери Троеручицы, вместе с чудотворной иконой «Млекопитательница» и пастырским жезлом Святого Саввы Освященного была дарована святому Савве Сербскому.
В Соборном же храме находятся и не менее известные православные святыни -чудотворные иконы Божьей Матери «Попская» и «Акафистная».
Среди святынь сербской обители в Хиландаре хранятся части животворящего Креста Господня, части тернового венца Иисуса Христа, частицы мощей многих святых: Евтихия патриарха Царьградского, преподобного Симеона Столпника, Григория Богослова, патриарха Никифора, святого Пантелеймона, пророка Исаии, Иоанна Предтечи и других.

Книгохранилище

Книгохранилище монастыря Хиландар, библиотека и основные фонды хранят предметы неоценимого художественного и исторического значения: рукописи, грамоты, иконы, книги, изделия из золота, драгоценных камней, предметы с золотой вышивкой и т. п.
Библиотека в Хиландаре содержит более одной тысячи древних греческих и славянских манускриптов, датированных с ХII до конца ХIХ вв., а также более 20 000 книг, около 700 славянских и 100 греческих рукописей, 25 пергаментов на славянском языке и 27 на греческом. Книгохранилище библиотеки хранит 6600 печатных изданий. Только рукописных книг в книгохранилище сохранилось более тысячи.
Сохранившиеся рукописи, великолепно украшенные, вместе с книгами и другими художественными предметами представляют неоценимый материал для изучения нашей национальной истории, истории искусства и культуры сербского народа.
На примере истории монастыря Хиландар видно, насколько тесными были отношения России и Сербии еще с древних времен. Так, Иван Грозный подарил Хиландару подворье в Москве, а игумен Сильвестр получил от него же занавесь для царской двери с золотой и серебряной вышивкой, изображавшей Иисуса Христа, русских святых, а также Св. Симеона и Св. Саввы.

28 апреля 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru