ОВЦС МП | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 14.06.2004 |
В житейском обиходе мы часто используем слово «юбилей» для обозначения любой круглой даты — 60 лет, 40 лет, забывая, что юбилей — это библейское понятие, цифра, кратная 25, — отметил митрополит Кирилл. — В Ветхом Завете юбилеи отмечались заметными и символическими деяниями: люди не пахали землю, освобождали рабов, прощали долги. Юбилейный год был годом совершенно особым в человеческой жизни, ибо тогда подводились итоги тому, что было сделано.
Сегодня мы празднуем «бриллиантовый» юбилей, отмечая 75-летие Вашей жизни. И не случайно, что так много слов во время торжеств было посвящено Вашей биографии — прошлому и настоящему, потому что жизнь Предстоятеля принадлежит в первую очередь Церкви и народу Божию. Потребуется много времени, чтобы подробно рассказать о Вашем Первосвятительском служении, поэтому я хотел бы остановиться на двух его аспектах, которые мне представляются самыми главными.
С Вашим именем связано изменение положения Церкви в нашем обществе. Достаточно вспомнить, что в течение 70 лет Церковь пребывала в пленении, хотя формы его могли меняться: от прямых гонений, попыток уничтожения, до игнорирования, до фактического заключения в некое социальное гетто, из которого не было исхода. И вдруг ослабли внешние оковы, открылись замки, растворились прежде запертые двери. Немало верующих людей испугались тогда происходящего, ибо не сумели оценить истинного значения совершившегося события, не увидели открывающихся для Церкви возможностей общественного служения. Были и такие псевдоучители, которые призывали не выходить из привычного социального затвора на активное социальное служение, оставаться в изоляции от общества, от мира.
Вы, Ваше Святейшество, вывели Церковь из изоляции, своим личным примером показали всем нам, что нужно обращаться к людям, нужно доносить до них Слово Божие. Вы научили нас, что нельзя ограничивать свое служение лишь пределами церковной ограды, но нужно говорить с людьми везде, куда бы Господь тебя ни направлял.
Самое главное, что произошло за годы Вашего Патриаршества, — Церковь, прежде угнетаемая, замалчиваемая, игнорируемая, ныне стала в центре общественной жизни. И это произошло без борьбы, без какого-либо разделения в обществе. Прежде казалось, что возвращение к активному социальному служению неизбежно будет сопряжено с непростым утверждением своих духовных приоритетов в общественной жизни. Однако получилось иначе: Церковь не нанесла никому обиды, она вошла в эту новую для нее реальность спокойно, дружелюбно, открыто, и произошло это потому, что во главе Церкви стоите Вы.
Еще одна тема, о которой сегодня нужно сказать, — это церковно-государственные отношения. В России никогда не было идеальных отношений между Церковью и государством — и в Великом княжестве Московском, и в синодальный, петербургский период истории, и уж никоим образом нельзя положительно оценить ситуацию в этой сфере, сложившуюся после революции. В годы Вашего Патриаршества удалось с чистого листа создать во многом оптимальную модель церковно-государственных отношений.
По воле Божией и с Вашего благословения я был рядом с Вами в самые сложные моменты новейшей истории России — это и август 1991 года, и октябрь 1993-го. Я видел Вас в эти ответственнейшие моменты нашей истории. Было понятно, какая колоссальная ответственность ложится на Предстоятеля Русской Православной Церкви в те дни: от того, какое направление изберет под Вашим водительством церковный корабль, зависела судьба не только Церкви, но и страны. Вашей духовной силой и мудростью был избран такой курс, который обеспечил неповрежденность корабля церковного, целостность его мачт и надстроек. И, может быть, благодаря именно этому удалось избежать и многих бед в жизни нашего Отечества.
Принципы, которые был положены в основу модели церковно-государственных отношений, нашли свое отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским собором 2000 года, рождались не в келейной тиши кабинетов, не в стерильной герметичной обстановке, но в реальной социальной активности Церкви, ее активном соработничестве со всеми здоровыми силами общества, в конструктивном взаимополезном диалоге со светской властью. Все это происходило по благословению и при непосредственном участии Вашего Святейшества. Вы собирали вокруг себя духовные силы Церкви, вдохновляли на труды Ваших соработников, увлекая их собственным примером беззаветного служения, всегда брали на себя тяжкое бремя высшей ответственности за происходящее в жизни Отечества и народа Божия.
Думаю, что гораздо лучше и полнее об этих двух сторонах Вашего служения напишут будущие историки, но и сегодня уже одно только широчайшее государственно-общественное представительство на юбилейных торжествах свидетельствует о масштабах сделанного Вами. За Ваше великое Первосвятительское делание, за мудрость и подвижничество, явленные Вами в самый трудный, переходный период нашей новейшей истории, уверен, Вам всегда будет благодарна Россия и Русская Церковь.
От лица Священного Синода, епископата, монашествующих, мирян я хотел бы еще раз принести Вам сердечные юбилейные поздравления и заверить, что мы счастливы трудиться под Вашим Патриаршим омофором на благо Отечества и Церкви, исполняя Ваши благословения.
Будьте же в добром здравии и Богом хранимы на долгие и долгие годы, дабы Вы имели возможность и впредь делиться огромным духовным и жизненным опытом с Вашими помощниками и соработниками и всеми верующими нашей Церкви, помогая нам видеть и понимать то, что недоступно нам в силу нашего возраста или недостаточной опытности, ибо долгие годы жизни, благословленные Господом, — это, прежде всего, сокровищница мудрости, знания и прозорливости.
Дай Бог, чтобы Вашей мудростью, Вашим жизненным опытом мы все вдохновлялись и, идя за Вами, продолжали служить Богу и людям, как Вы нас учите. Многая и благая лета Вам, Святейший Владыко и милостивый отец!".