Северный Кавказ | Егор Семенов | 11.06.2004 |
На первый взгляд, в этой милицейской сводке нет ничего из ряда вон выходящего. Молодостью преступников и дерзостью совершенного преступления в России уже давно никого не удивишь. Привлечь внимание, да и то, пожалуй, лишь специалиста, может принадлежность грабителей к религиозно-экстремистскому течению.
В принципе, совершение такого рода преступлений не свойственно «борцам за чистоту ислама». Не то чтобы это претило их взглядам — хотя в Коране и сказано «Вору и воровке отрубайте руки — воздаянием за то, что они приобрели, и уроком от Аллаха»; существует еще масса положений, которые, по их мнению, оправдывают любое злодеяние в отношении неверного, в том числе и мусульманина, не разделяющего соответствующих радикальных взглядов. Вопрос в другом. Местные идеологи «чистого ислама», уже сформировавшие на территории республики структуру, аналогичную официальному Духовному управлению мусульман КБР, крайне негативно относятся к совершению наименее дисциплинированными членами организации подобных акций. Любое правонарушение, противореча как принципам, так и основным целям и задачам организации, дискредитирует саму «идею» и, кроме того, дает правоохранительным органам повод предпринять в отношении «радикалов» карательные меры. Сами понимаете: нет повода — нет проблемы.
Еще в 1999 году «Северный Кавказ» поднимал проблему активного распространения т.н. ваххабизма на территории Кабардино-Балкарии. Тогда властные структуры, правоохранительные органы восприняли публикации в «СК» едва ли не как попытку очернить республику в глазах россиян. Лишь под давлением федерального центра в Кабардино-Балкарии были созданы структуры для координации усилий по противодействию религиозному экстремизму. Откровенно говоря, эффективность работы данной организации уже тогда вызывала определенные сомнения. К тому времени «радикалисты» успели сменить тактику борьбы за свои идеалы: от открытого, в том числе и вооруженного, противостояния они перешли к более осмысленной легальной деятельности. Учитывая крайне малое количество, если не сказать полное отсутствие специалистов-религиоведов в правоохранительных органах, весьма невнятную законодательную базу, регламентирующую правовые отношения в этой сфере, духовные лидеры радикально настроенных исламистов продолжали усиливать свое влияние среди верующих.
Активно используя промахи официального духовенства, экономический кризис, коррумпированность чиновников и представителей власти, они привлекают под свои знамена все новых и новых последователей.
Пожалуй, лишь теперь, когда способность «нелегалов» влиять на политическую ситуацию в республике уже достаточно велика, люд, власть предержащий, сумел по достоинству оценить реальность этой угрозы и созрел для принятия решительных мер по «недопущению». Пока непонятно, что и как собираются «не допускать» — специалистов по-прежнему нет, да и социально-экономические проблемы, служащие гарантом успеха распространения религиозного экстремизма, имеют место быть, но само желание уже похвально. Вот только не было бы поздно. Пока, как водится, мы будем раскачиваться, «консолидировать общество», и «самоорганизовываться», может наступить час «Ч». Тогда принимать решения, кому и с кем бороться, будут уже сами ваххабиты.
1 июня 2004 г.