Русская линия
Газета.GZT.Ru Надежда Кеворкова11.06.2004 

Явление депутатам

Впервые Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Думу по приглашению ее председателя Бориса Грызлова. Хозяева постарались представить событие как визит вежливости и избежать открытого обсуждения изменений, которые в ближайшее время будут внесены в закон о свободе совести от 1997 года. Патриарх же публично сформулировал интересы Церкви.

«Уважаемые, вот за тот столбик!» Охрана теснила журналистов и думскую публику, загоняя тех и других в угол деревянными загородками. Роптали даже сотрудники Патриархии: «У нас по сравнению с этим просто свобода, тут и вопроса Патриарху не задать…» — «Какие еще вопросы? Камеры должны снимать без вопросов», — отрезал охранник.

Внизу Патриарха встретили избранные думцы и быстро провели по зачищенным коридорам в кабинет спикера. Тем временем проход в зал охранялся так, что Патриарх оказался изолирован не только от прессы, но и от самих депутатов. В зале едва набралось 40 народных избранников с вице-спикером Артуром Чилингаровым, бывшим спикером Геннадием Селезневым, замглавы фракции «Единая Россия» Валерием Богомоловым и борцом Александром Карелиным во главе. Опоздавшую Наталию Нарочницкую, самого яркого церковного лоббиста в Думе, в зал не пустили, а с помощниками депутатов и вовсе не церемонились.

Борис Грызлов, приветствуя Патриарха, привычно назвал Церковь «умиротворяющим» институтом, который «не противостоит государству», лишь вскользь обмолвившись о том, что «жизнь требует пересмотров базовых законов».

Последующие полчаса Патриарх в отеческом тоне и по всем законам риторики разъяснял, почему без Церкви государству не обойтись и почему она не будет довольствоваться той этнографической и психотерапевтической ролью, которую ей прочат. Церковь, особо выделил Патриарх, живет в гуще народа, является и обществом, и народом, и «вашими избирателями». Чтобы еще больше прояснить роли, предстоятель напомнил, что современный строй России породил миллионы нищих, миллионы детей с врожденными пороками, а также более 700 тысяч беспризорников. Церковь всех, в том числе и «этих детей, наказанных за грехи отцов», врачует бесплатно — почти при каждом монастыре есть приюты, в которых обездоленных без всякого государственного участия не только кормят и содержат, но и дают специальность. Церковные хозяйства, подчеркнул он, образцовые, а тюрьмы, в которых духовенству дают работать, учатся существовать на полном самообеспечении. Государство вроде бы ожидает от Церкви помощи, сказал Патриарх, но отбирает даже законодательные нормы советского времени, вводя непосильную аренду и коммерческие налоги на все социальные институты Церкви. «Большинство депутатов не связаны с Церковью, — Патриарх оглядел скудную горстку допущенных к нему. — Мы не просим льгот, мы просим учитывать нашу роль в социальной жизни страны».

Патриарх помолился на вразумление трудящихся. Депутаты и журналисты перекрестились. Как выяснила ГАЗЕТА, некоторым депутатам удалось пошептаться с Патриархом, а Геннадию Селезневу — даже расцеловаться. Однако уже через несколько минут спикер увел Патриарха фотографироваться и обедать.

Напомним, что неделю назад в Думе прошли слушания о поправках к закону о свободе совести 1997 года. По их итогам, не сговариваясь, представители всех конфессий, от титульных до гонимых католиков с протестантами, заявили ГАЗЕТЕ, что изменения закона, несомненно, будут, и будут они не в интересах верующих. Сейчас в Думе существуют две полярные точки зрения о религиозном имуществе и земле: глава комитета по собственности Виктор Плескачевский — за налоги, а председатель комитета по аграрным вопросам Геннадий Кулик — за безвозмездное дарование земель. Патриарх нашел компромисс: отдать землю в «срочное пользование общине на время ее существования».

В ельцинские времена Патриарху достаточно было приехать к президенту, и все недоразумения прояснялись. Владимир Путин уже дважды, встречаясь с Патриархом, подчеркнул, что государство больше не вмешивается в дела Церкви. Что имел в виду президент, покажут грядущие поправки в закон о свободе совести. Но и у Церкви есть свои рычаги.

В свое время в социальной концепции РПЦ было прописано право верующих на протест, вызвавшее ярость в администрации президента. Церковь сделала уже много уступок власти, поддержав своим авторитетом и выборы, и перепись, и даже президентскую инициативу примирения Церквей. Если и сейчас интересы Церкви проигнорируют, многие верующие вспомнят о своем праве на протест.

СПРАВКА

Требования, касающиеся верующих всех конфессий, о которых в данном случае ходатайствует Патриарх, соблюдены во всех странах мира — христианских, исламских, буддистских и светских. Они таковы: упорядочить земельные и имущественные права религиозных организаций, предоставить разумные налоговые льготы, ослабить бюрократическую опеку, решить вопрос о преподавании сведений о религии в школе и вузе, разработать альтернативную ИНН и штрих-кодам систему учета.

7 июня 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru