Московский комсомолец | 11.06.2004 |
Настоятель храма Св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, президент Российского библейского общества, протоиерей Александр БОРИСОВ:
— Думаю, что если бы сегодня провели референдум, в котором предложили бы назвать три самые общественно значимые личности прожитых нами 14 постсоветских лет, то в числе этих трех был бы, несомненно, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. И это не было бы следствием того, что депутаты, министры и даже президенты приходят и уходят, а патриархи — избираются пожизненно. Это нельзя объяснить и тем, что Православная церковь пользуется особым вниманием, как недавно гонимая. Главное, конечно, в личности предстоятеля нашей Церкви.
Трудно выделить самые главные черты таких крупных людей. Первое, о чем необходимо сказать, — невероятно активная деятельная жизнь первосвятителя. Каждый год Святейший Патриарх совершает более 200 богослужений. Это более четырех служб каждую неделю — ровно столько же, сколько совершает рядовой священник в активно действующем приходе. Патриаршие службы значительно продолжительнее обычных, приходских. Это всегда множество народа и неизбежное напряжение. Кроме этого — множество официальных приемов и встреч с главами государств, Церквей, общественными деятелями, рядовыми священнослужителями, участие в общественных и религиозных форумах, поездки по епархиям в России и за рубежом. Множество документов, которые буквально чемоданами везут за патриархом каждый день в его резиденцию для вечерней работы.
Нельзя не сказать и о том, что сразу открывается и запоминается навсегда. Это благожелательность, мудрость и особый мирный дух патриарха, его феноменальная память о деталях и обстоятельствах.
Несколько лет назад Святейший Патриарх служил литургию во время храмового праздника иконы Знамения Божией Матери в храме неподалеку от станции метро «Речной вокзал». Перед началом службы патриарх спросил меня: «Вы как будто много лет служили в этом храме?» — «Да, — ответил я, — 18 лет». — «Наверное, для вас здесь каждая деталь дорога и близка?» Я подумал: «В суете праздника, при огромном числе разных людей, не только вспомнить о том, что я здесь служил много лет, но и представить себе мои чувства, войти в психологический контакт — для этого надо обладать богатым внутренним миром и вниманием к каждому человеку».
Патриарх — о важнейших проблемах переживаемого нами времени:
О мирном духе
«Истина Воскресения Христова, невместимая ни в какую отвлеченную логику, поднимает человека над самим собой и открывает путь к воссозданию его души. Только союз с Богом приносит человеку подлинный мир в душе. „Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи“, — сказал святой старец Серафим Саровский».
О Православии в современности
«Православие нельзя рассказать, его можно явить жизнью. Сегодня мы можем сказать, что иссякает любовь среди людей. Вернуть ее людям, вернуть терпимость друг ко другу — вот что надо сегодня».
«Требование однозначного „да“ и „нет“ — это ведь и есть большевизм мышления».
«Для нас, христиан, два минувших тысячелетия не были просто временем, которое прошло через наши жизни. Это было время, отпущенное нам Богом для работы по созиданию истории. Способствовали ли наши труды расширению присутствия Божия в мире и в нашей жизни?
Две тысячи лет человек пытается понять, что значит „быть христианином“. Были и есть ошибочные решения. И ошибочных, пожалуй, было больше, чем удачных. Но ведь, в конце концов, именно этот вопрос и будет единственным на нашем самом главном и последнем экзамене».
О земной Церкви
«У России своя судьба. Я убежден, что она отлична от путей других народов. Но нельзя вернуть того, что было 70 или 300 лет назад. Это утопия. Нельзя вернуть политическую систему. Но можно вернуться к утраченной системе ценностей. Когда говорили „Святая Русь“, то это не означало, что Русь считала себя святой. Русь стремилась к святости, чистоте и безгрешности. Если мы хотим возродить Святую Русь, то мы должны возродить ту иерархию ценностей, которой мы обязаны лучшими страницами истории. Страницы эти связаны с убежденностью, которую Русь, Россия впитала от Православия: только святость нормальна для человека. А грех, любой, даже самый маленький и самый распространенный, ненормален и искажает природу человека».
О православии и государственности
«Признаком духовной и государственной трезвости является признание того, что любая государственная и общественно-политическая деятельность может выполнять лишь „полицейские“ функции: она должна и может ограждать зло, но она не может сама взращивать добро».
«Добро всегда может рождаться и расти лишь в свободном усилии каждого отдельного человека, а общество может ограждать этот рост и создавать для него благоприятные условия. И когда придет такое понимание природы государственной деятельности, снова обнажится духовная мнимость, неподлинность даже самых искренних попыток инструментально-политического отношения к Церкви».
«Глаза боятся — руки делают. Эта русская пословица о работе. Когда отстраненно посмотришь на религиозную запущенность российского общества, становится страшно. Но когда видишь, как-то в одном, то в другом человеке зажигаются огоньки веры, любви, кротости и молитвы, отчаяние уходит».
10 июня 2004 г.