Русская линия
Красноярский рабочий Елена Деньгина11.06.2004 

Благослови нас, Авалокитешвара!
В Красноярске впервые была построена мандала монахами тибетского монастыря, среди которых был и уроженец Бородино Евгений Ковалев

Рано или поздно всех начинают мучить вопросы из категории «вечных». Зачем люди приходят в этот мир, если через краткий миг жизни — небытие? Какой смысл во всей этой суете?.. Но не всех поиски ответов приводят в Индию, в тибетский монастырь. Как нашего земляка Евгения Ковалева.

Из Красноярска — в тибетский монастырь

Он рос обычным пацаном. Любил гонять на велосипеде. После школы приехал из родного Бородино в Красноярск поступать в институт. Потом работал инженером на комбайновом…

— В Индию я хотел уехать еще в 1996-м, но вместо этого женился. Уехал в 2002-м, — скупо рассказывает о себе Евгений.

А «вечные вопросы» мучили его с младых ногтей. Большинство как-то переболевает этим, что-то находит, не находит — успокаивается. Жизнь продолжается. Евгения жизнь забросила аж в далекую и жаркую страну Индию, где он изучает тексты сутр на языке пали, специально созданном буддийскими монахами более двух тысяч лет назад.

— Услышал случайно, что в Кызыл приезжают Учителя, — вспоминает Евгений, — и сорвался туда, имея денег всего на дорогу в один конец и одну ночь в гостинице…

Так и ездил, слушал, много читал, старался разобраться — все искал ответы на вопросы. А когда впервые попал в буддийский храм, понял: он дома. Так что посвящение в монахи считает закономерным для себя. Теперь его имя Тензин Донлуп, Держащий Дхарму.

Вот как бывает.

В далекой Индии

В Индии Евгений Ковалев уже полтора года. Долго болел — каково сибиряку, когда лето тянется весь год, а жарой считается только когда плюс 50 в тени.

— Тибетская медицина вылечила! — улыбается наш монах.

Шутки шутками, но всяческие проблемы затянулись для него на целый год. Так что учится Евгений в монастыре только несколько месяцев.

— Полный курс обучения длится 16 лет. Но хотя бы закончить основной шестилетний курс, а там видно будет, — не загадывает вперед Евгений Ковалев.

Надо сказать, что буддизм хотя и религия, причем одна из традиционных в России еще со времен Елизаветы Петровны, но религия весьма своеобразная. И монастыри являются местом, где получают буддийское философское образование. Причем не только философское: в Гоман Дацане сейчас четыре факультета — религиозно-философский, тантрический, астрологический и медицинский. А до захвата Тибета Китаем в 1959 году факультетов было 7.

Обычный монастырский день выглядит таким образом. С раннего утра монахи собираются на философские диспуты, которые длятся до обеда. Затем идут на уроки — каждый к своему Учителю, а вечером — опять диспуты, которые порой затягиваются за полночь. На уроки идут с диктофонами, чтобы затем сто раз прослушать тибетскую речь Учителя и со словарями и помощью товарищей разобрать, что к чему. Вот бы в наших вузах студенты проявляли такое упорство и рвение — каких успехов и высот достигли бы!

— Жара неимоверная, еда плохая, вода плохая, да и той, представьте, в монастыре порой по неделе не бывает! — продолжает рассказывать Евгений, но в его голосе нет жалобы. Он сам выбрал этот путь.

Но если кто захочет последовать этой дорогой, пусть хорошенько подумает. Насколько сильным должно быть стремление, чтобы преодолеть все трудности!

Песочный дворец божества

В Красноярск буддийские монахи приехали строить мандалу — красивый орнамент из мраморного песка, окрашенного в яркие цвета. Это — изображение дворца божества, в котором оно пребывает после освящения до тех пор, пока длится традиционный ритуал.

В Красноярске буддийскую мандалу до сих пор не строили никогда. Наверно, хорошо, что теперь у нас побывали и буддийские боги во главе с Авалокитешварой, благословив эту землю и воду Енисея, куда торжественно был высыпан песок после разрушения мандалы.

А еще было интересно ходить в эти дни по культурно-историческому музейному комплексу на Стрелке — за любым поворотом можно было встретить настоящего тибетского монаха. Кстати, они оказались очень приятными в общении людьми — спокойными, скромными и улыбчивыми. Даже если совсем не понимали по-русски.

А что потом?

— Вы приедете через год? — спрашивала я Аюшу Эрдынеева, автора славной книжки «Сказки про слоненка Ланченкара», напечатанной на русском языке в Индии.

— Я не знаю, проснусь ли завтра, — улыбался монах Тензин Чойзин. Ясно, буддисты.

А книжка про слоненка не такая уж простая. Этот зверь и родился необычно, и медитативными практиками занимается, и вообще по-буддистски шибко умный. У Аюши есть еще одна книжка, вышедшая теперь уже в Москве: «Рассказы о практике Чод», она для детей постарше.

Этот монах тоже наш, российский, из Бурятии, окончил буддийский университет в Улан-Баторе и вот уже 10 лет в Индии, в Гоман Дацане.

— Что дальше? — не отстаю я.

— Еще шесть лет учиться, — улыбается Аюша.

А в Красноярске им понравилось, и пятерым тибетцам, и троим бурятам. И они хотели бы приехать еще. Хотя из-за полугодового турне по России всем девятерым, включая Евгения Ковалева, разрешено сдавать будущей осенью сразу два экзамена, к которым придется усиленно готовиться. Иначе не получается, слишком трудное и дорогое удовольствие — эта поездка, оформление визы в Москве и т. д.

Но все же я уверена почему-то, что пройдет не так уж много времени, и расцветет у нас тибетскими красками еще одна мандала, и снова можно будет посмотреть изумительные сокровенные ритуальные танцы «Цам», услышать много интересного, необычного, что заставляет задуматься.

Наша справка. В настоящее время на территории России действует около 200 буддийских общин. Помимо традиционного для России тибетского буддизма начинают распространяться и другие направления — китайский, вьетнамский и японский дзен-буддизм. Активную деятельность ведут российские и украинские монахи японского Ордена лотосовой сутры, в Подмосковье у них есть монастырь. Тибетская традиция уже не ограничивается монополией школы гелуг. В постперестроечное время появились отделения всех остальных тибетских школ: Ньингма, Кагью, а также Шангпа Кагью, основанные у нас французским учеником Калу Ринпоче ламой Дени, и Дригун Кагью, появившиеся после посещения России в 1995 году главой этой школы Четсангом Ринпоче. Центры школы Сакья появились в Москве, Элисте и Санкт-Петербурге в 1996 году. В Санкт-Петербурге в 1991 году вновь открыт храм Калачакры. Около 20 общин традиции Кагью основаны в России датским проповедником Оле Нидалом, среди них есть и красноярская, объединяющая около 50 членов. Эта община также организовала небольшие группы медитации в Ачинске, Назарове, Шарыпове, Железногорске и Зеленогорске.

4 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика