Русская линия
Трибуна Сергей Ильченко09.06.2004 

Кровь на дороге к храму
Власти Крыма пасуют перед угрозами татарских боевиков в адрес российских монахов

Русских монахов из Оптиной пустыни избили крымскотатарские молодчики. Обычный эпизод из криминальной хроники сегодняшнего Крыма. Боевики меджлиса напали на монашескую делегацию из России у пещерного монастыря Мангуп. Били палками и камнями, рвали бороды, грязно и дико материли. В милиции пожимают плечами: «Так ведь не убили! Даже тяжких телесных повреждений не нанесли. И вообще, монахи сами виноваты. Нечего посторонним с крестами без разрешения по заповеднику разгуливать…»

Речь — о Бахчисарайском историко-культурном заповеднике. Здесь, в крымских горах, расположен центр средневекового Мангупского княжества. Основанное византийскими императорами, было оно заселено в основном православным населением.

Делегация Оптиной пустыни прибыла в Крым, чтобы у камней древнего православного храма почтить память святого Кассиана-грека Мангупского. Еще одной целью поездки было увидеть, в каких условиях несут послушание их братья по вере, монахи, с недавних пор вновь поселившиеся в здешних пещерных монастырях. Что же, увидели, в буквальном смысле почувствовали на себе.

Ничего, кровь на черных рясах почти не видна. Неподалеку от мангупских скал в селе Красный Мак Бахчисарайского района стоит церковь Рождества Христова. У ее настоятеля отца Серапиона есть благословение крымского владыки возрождать общины в средневековых пещерных монастырских комплексах. Особую надежду возлагали на Указ президента Украины о возвращении бывших культовых сооружений. Но, похоже, для местных властей президентский Указ вовсе не указ. Православным монастырям и скитам в окрестностях Мангупа, Эски-Кирмена, в сожженном фашистами греческом селе Лаки не оказывают никакого содействия. Наоборот, чинят все больше препон. Новость сезона — за вход в пещерные монастыри Бахчисарайский заповедник начал взимать плату с монахов и священников как с обычных туристов.

Кому так мешают монастырские общины? Одно из возможных объяснений — тут обосновались тысячи панков, наркоманов, представителей всевозможных сект.

Московский, питерский, киевский сброд беспрепятственно творит в этих горах всякое непотребство. А главное, богатые столичные «неформалы» охотно платят за «траву». Марихуану поставляют сюда мешками, ежедневно. Мангуп стал главным центром крымской наркоторговли, по объему продаж во много раз опередив фестиваль Казантип и курортную Ялту.

Чужие в таком доходном наркотическом раю не нужны. Бандиты меджлиса избили монахов Оптиной пустыни и тут же написали участковому жалобу о том, что в заповеднике проживают какие-то посторонние лица. Немыслимо, но милиция потребовала объяснений от отца Серапиона!..

Начало июня, день памяти святого Кассиана. Православный люд Бахчисарайского района планировал провести крестный ход до разрушенного храма на Мангупе. Официальная причина — якобы не успевают провести необходимые согласования. На самом деле «такое мероприятие может раздразнить меджлисовцев».

На пути крестного хода действительно лежит татарское село Хожда-Сала. Экстремисты незаконного, нигде не зарегистрированного меджлиса пообещали — не пропустим.

Откровенный шантаж, но государственная администрация словно согласилась с бандитами. Крестный ход был запрещен, чтобы «не нагнетать межнациональные страсти и не провоцировать татар на неадекватные действия».

И тогда православные общины сказали, что поступят по закону. Раз власть отказала, значит, не будет никаких крестов, хоругвей, священников в облачении. Просто несколько сотен граждан пройдут путем святого Кассиана, поднимутся в горы и помолятся у его храма на Мангупе. Это единственное, что пока не запрещено?

Ко дню крестного хода у села Красный Мак собралось множество русских людей со всего Крыма, из Запорожья и Херсона, Москвы и Углича. Под пение молебна в голубое небо взметнулись святые хоругви. Дорога к храму была свободна. Увидев такую силу, бандиты побоялись даже показаться на свет. Милицейское сопровождение колонны было не нужно. Наоборот, татары из Ходжи-Сала семьями выходили к дороге и приветствовали православных. Еще раз было доказано, что в Крыму могут мирно жить представители разных конфессий и каждый имеет право чтить своих святых.

Дело не в вере и национальности. Месяц назад, в день 60-летней годовщины сталинской депортации татар из Крыма, Верховная Рада должна была принять закон «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку». Новый закон давал возможность нормальной жизни для всех татар, возвратившихся домой.

Однако в Верховной Раде случилась сенсация. Голосование по долгожданному законопроекту было сорвано проправительственными фракциями. То есть украинскими олигархами и высшим чиновничеством. Вместе с ними не голосовал лидер нелегального меджлиса, украинский депутат М. Джемилев — «главный защитник крымско-татарского народа"…

8 июня 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru