Русская линия
Коммерсант-власть Евгений Жирнов07.06.2004 

В направлении духовенства за границу также заинтересован КГБ

На прошлой неделе Владимир Путин принял главу Русской православной церкви патриарха Алексия II и главу Русской зарубежной церкви митрополита Лавра. Воссоединение церквей происходит при активном участии президента. В советские времена Московский патриархат тоже был одним из инструментов политики партии и правительства. Историю взаимодействия государства и отделенной от него церкви в этой деликатной сфере исследовал обозреватель «Власти» Евгений Жирнов.
Несколько лет назад одна знакомая рассказала мне занятную историю. У ее мужа появился духовный наставник — монах по имени Амвросий. Он регулярно приезжал в Москву к духовному чаду в сопровождении монашек и спал с ними в одной комнате. Собственно, ничего особенного в этом не было. В начале 90-х было немало публикаций о бывшем митрополите Украины Филарете (Денисенко), у которого вопреки монашескому обету были дети от женщины, считавшейся его экономкой.
Еще через некоторое время по всем телеканалам сообщили о чуде, происходящем в женском монастыре в Иваново, — там источали миро десятки икон. Однако самым примечательным в сюжетах было то, что пояснения репортерам давал архимандрит Амвросий (Юрасов), названный в титрах наставником монастыря. Получалось, что женским монастырем руководит мужчина. На это стоило посмотреть.
Первое, что бросалось в глаза в монастыре, — это обилие детей, играющих во дворе. А также потрясающая красота молоденьких монахинь. Выяснилось, что с чудом не все гладко. Дверь кельи, где оно происходило, явно недавно опечатывалась, и на оборванных полосках бумаги красовалась печать Ивановской епархии. Помявшись, монахини признались, что под чутким оком присланных епископом людей чуда не произошло. Стоявшие три дня в запертой келье иконы не мироточили.
«И нечего было эту комиссию назначать, — прокомментировал ситуацию отец Амвросий. — Порядок какой? Случилось чудо — священник докладывает о нем епископу, и точка. Зачем какая-то комиссия?! При них чуда не случилось. И что из того?! Божья матерь дает кому хочет!»
Отец Амвросий, конечно, настоятелем монастыря не является. Монастырь существует при храме в Иванове. А он в этом храме служит и, руководя всем, формально называется всего лишь духовным наставником монахинь.
Нигде в христианском мире больше нет женского монастыря, возглавляемого мужчиной. На фоне этого чуда трогательное единство государства и отделенной от него церкви в международных вопросах уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим.
«Главной заботой патриарха является получение денег»
Использование Русской православной церкви в качестве инструмента в международных делах началось во время Великой Отечественной войны, после нормализации ее отношений с государством. Сам факт прекращения гонений на верующих и избрания патриарха использовался советской пропагандой для создания нового образа СССР в глазах стран-союзниц.
Не менее важную роль сыграла церковь при создании лагеря социализма. После войны ее иерархи восстанавливали контакты с православными церквями стран, попавших в зону советских интересов, — Болгарии, Румынии, Югославии. И фактически содействовали тому, чтобы верующие не сопротивлялись приходу к власти коммунистов. На выборах 1946 года в Румынии, например, прокоммунистические силы победили в немалой степени потому, что их поддержала церковь.
Русские церковные иерархи помогали налаживать отношения братских церквей с новыми властями. К примеру, сербский патриарх Гавриил в годы войны был отправлен немцами в концлагерь Дахау. А после капитуляции Германии приехал не на родину, а в Италию и отказывался возвращаться домой до тех пор, пока в Югославии не будет восстановлена монархия. В 1946 году из Москвы к нему направили архиепископа Елевферия, который, как сообщал Совет по делам Русской православной церкви в ЦК ВКП (б), «по поручению патриарха Алексия провел с Гавриилом ряд бесед и убедил его в необходимости вернуться в Югославию и сотрудничать с демократическим правительством».
Немалое место занимала церковь и в планах утверждения СССР в качестве великой державы. Московской патриархии предписывалось вести себя так, чтобы ее особое, важное место в религиозном мире осознавали и представители других христианских церквей. Еще во время войны, когда руководители англиканской церкви после визита в СССР пригласили русских иерархов в Британию, патриарху были переданы следующие слова Молотова:
«В силу национальной гордости нам не следует кланяться и так быстро реагировать на их предложение, к тому же и воюют они еще плохо. Одно дело, когда они приезжали к нам на поклон, другое дело нам ехать туда. Я считаю, что нужно воздержаться».
Однако дело не ограничивалось подобными мелочами. Сталин был недоволен послевоенным разделом мира и пытался исподволь внести в него свои коррективы. В Греции коммунисты при поддержке СССР подняли восстание и начали партизанскую войну с правительством и английскими войсками. И на Западе справедливо полагали, что для религиозных греков будет достаточно слова Константинопольского патриарха, чтобы коммунистов перестал поддерживать кто бы то ни было. Но вселенский владыка не внял увещеваниям и не сдался, когда на него стали давить турецкие власти. Проклятия коммунистам от него так никто и не услышал. Секрет успеха оказался прост. Патриарху передали из Москвы $ 50 тысяч — весьма значительную по тем временам сумму.
Идея использовать православные церкви для укрепления советских позиций на юге Европы и на Ближнем Востоке непрерывно развивалась и творчески обогащалась: в Кремле, например, предложили собрать Вселенский православный собор в СССР и под знаменем совместной борьбы с католицизмом добиться объявления Московской патриархии, самой сильной и богатой, главной из православных церквей. Здесь интересы русской церкви полностью совпали с интересами советского государства, и обе стороны, не покладая рук, работали над реализацией этого проекта. В итоге, правда, ничего не вышло. В Константинополе сменился симпатизировавший советским деньгам патриарх. И вместо Вселенского собора в 1947 году годом позже провели совещание глав православных церквей.
Работа, впрочем, продолжалась и после этого провала. Деньгами, подарками, лестью русские иерархи пытались склонить глав других православных церквей на свою сторону. В декабре 1952 года Совет по делам Русской православной церкви докладывал в ЦК КПСС:
«Совет докладывает, что в мае с. г. временный поверенный в делах СССР в Сирии тов. Кочетков посетил в г. Дамаске патриарха Антиохийской православной церкви Александра III и передал ему письмо патриарха Алексия с приглашением приехать в 1952 году на отдых в СССР (распоряжение Совета министров СССР от 8 сентября 1951 года за N16643рс).
Это приглашение в августе месяце с. г. рассматривалось на синоде Антиохийской православной церкви, и патриарху Александру было предоставлено право самому решать, вопрос принять или отклонить приглашение.
При визите к посланнику СССР в Сирии тов. Беляеву 4 августа с. г. Александр указал на настойчивые советы американцев, англичан и греков прекратить отношения с Московской патриархией и стать на сторону ставленника американцев Константинопольского (вселенского) патриарха Афинагора. Заверив тов. Беляева в своей и своего ближайшего окружения верности Московской патриархии, Александр поднял вопрос о переводе ему для церкви денег, обещанных патриархом Алексием под видом дохода от храма-подворья Антиохийской церкви в г. Москве.
В ответ на приглашение патриарха Алексия Александр телеграммой от 2 октября с. г. сообщил, что состояние здоровья не позволяет ему предпринять путешествие в СССР, но он готов направить делегацию в составе четырех митрополитов. Посылкой этой делегации он стремится компенсировать невыполнение своего обещания патриарху Алексию быть у него в 1952 году. Главной заботой патриарха Александра является, конечно, получение обещанных ему денег.
Патриарх Алексий независимо от приезда четырех митрополитов, которых имеет в виду пригласить весной 1953 года, считает необходимым оказать со своего личного текущего счета во Внешторгбанке СССР денежную помощь Антиохийской православной церкви в том же размере, как это было в 1950 и 1951 годах, т. е. в сумме 20 тысяч американских долларов, и обратился в Совет с просьбой дать согласие на это и оказать содействие в пересылке названной суммы в Дамаск.
Совет, со своей стороны, считает целесообразным оказание денежной помощи по линии Московской патриархии патриарху Александру в размере указанной выше суммы и пересылку денег через миссию СССР в Бейруте для вручения патриарху Александру.
Министерство иностранных дел СССР согласно…
Хотя патриарх Алексий намерен оказать денежную помощь Антиохийской церкви со своего текущего счета, но, принимая во внимание значительные размеры этой помощи и цели ее, Совет просит Ваших указаний».
«В приходах проводится определенная работа с верующими»
В последующие годы Русская православная церковь не отклонялась ни на шаг от политической линии партии и правительства. Если руководящая и направляющая сила приказывала бороться с католицизмом как олицетворением империализма, патриархия делала это с удовольствием. Если следовало указание сближаться с иноверцами — без удовольствия, но исполняла приказ. Иногда случались совершенно удивительные вещи. К примеру, патриарх служил благодарственный молебен по случаю соединения Египта и Сирии в Объединенную арабскую республику.
Справедливости ради нужно заметить, что-то же самое делали и представители всех других церквей и конфессий в странах социализма. Армянская церковь помогала власти использовать в ее интересах своих епископов за рубежом. А в Польше с влиянием Ватикана и папы пытались бороться с помощью самих же католиков. К примеру, с полного одобрения советских товарищей поляки всячески пропагандировали поступок священника Станислава Мачковяка, написавшего гданьскому епископу Казимежу Ковальскому открытое письмо о разрыве с Ватиканом и создании польской национальной церкви.
В конце 50-х годов Московской патриархии даже удалось то, что не получалось у советской дипломатии, — установить дружественные отношения между СССР и Эфиопией. Делегация Русской православной церкви нанесла визит руководству Коптской церкви, имевшей большое влияние не только на все население страны, но и на двор императора Хайле Селассие I. Методы установления дружеских отношений у русских иерархов не изменились — дорогие подарки и подчеркнутое уважение к представителям одной из старейших церквей. И в результате полгода спустя, летом 1959 года, состоялся визит императора Эфиопии в СССР, а вслед за этим началось советское проникновение в эту африканскую страну.
Использовали священников и по другой государственной надобности — разведывательной. Не так давно стало известно, что епископ Ириней, служивший русской церкви за рубежом, не менее ревностно работал и на КГБ. И не он один.
То, что на зарубежном направлении священники воспринимаются партаппаратом в качестве государственных служащих, подтвердило решение, принятое ЦК КПСС в 1969 году. Тогда председатель Совета по делам религий при Совмине СССР Куроедов попросил рассмотреть вопрос о порядке назначения священников Русской православной церкви на службу в приходы за границей:
«Во Франции, ФРГ, Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Австрии, Италии, США, Канаде, в ряде стран Латинской Америки и Северной Африки имеется более 100 русских православных приходов, состоящих в юрисдикции Московской патриархии. Вокруг этих приходов концентрируется наиболее лояльная часть русских эмигрантов и членов их семей, многие из которых являются гражданами СССР. В приходах проводится определенная работа с верующими, особенно с молодежью, по ознакомлению с жизнью в СССР и по поддержанию у них патриотических чувств к Родине. Важную роль эти приходы играют и в борьбе с белоэмигрантскими, антисоветскими церковными группировками, а также в разоблачении клеветнических измышлений о гонениях на религию в нашей стране.
В последние годы для работы в зарубежных приходах по отдельным решениям ЦК КПСС периодически направлялись на определенный срок соответственно подготовленные священнослужители Русской православной церкви. Сейчас в странах Америки и Западной Европы находится 15 человек, срок пребывания которых за границей истекает в ближайшее время.
Учитывая полезную работу за границей духовенства, направляемого из Советского Союза, а также благоприятные возможности для расширения и активизации деятельности приходов Русской православной церкви в некоторых странах, считаем целесообразным и в дальнейшем направлять духовенство из СССР для работы в зарубежных приходах Московской патриархии в пределах до 25 человек сроком на два-три года.
В этом также заинтересован Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР».
Ответ директивного органа не заставил себя ждать:
«По сложившемуся порядку, — решили в ЦК, — Совет по делам религий входит в ЦК КПСС по каждой кандидатуре направляемого за рубеж священнослужителя. Это обеспечивает строгий отбор и контроль.
Для изменения существующего порядка нет оснований».
Так что кандидатуры, отобранные и согласованные с КГБ, и дальше утверждались в ЦК. Эти кадры продолжают руководить Русской православной церковью и по сей день. Их навыки повиновения власти также никуда не делись. Так что, если президент указал объединяться, все будет выполнено точно и в срок. Ведь и в Русской зарубежной церкви, хоть и боровшейся 80 лет с коммунистами, тоже сидят не чужие родине люди.
***
Им доверяла партия
Отправляясь с ответственной миссией за границу, процедуру утверждения в ЦК КПСС проходили десятки священнослужителей. Многие из них сейчас занимают видное положение в иерархии Русской православной церкви.
Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ (Поярков), патриарший наместник Московской епархии
Летом 1960 года прошел курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария). 23 января 1963 года назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. В 1967 году епископу Ювеналию поручено окормление приходов Японского благочиния, и он неоднократно посещал эту страну — в 1967, 1968, 1970 и 1972 годах. 10 апреля 1970 года ему поручено временное управление патриаршими приходами в США и Канаде.
Архиепископ Каширский МАРК (Петровцы), управляющий патриаршими приходами в Канаде
Определением Священного синода 10−11 апреля 1989 года назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Экзархат упразднен в январе 1990 года.
Архиепископ Благовещенский и Тындинский ГАВРИИЛ (Стеблюченко)
С 20 января 1967 года по 15 августа 1968 года был секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Митрополит Волгоградский и Камышинский ГЕРМАН (Тимофеев)
25 июня 1970 года назначен епископом Венским и Австрийским. Постановлением Священного синода от 29 июля 1986 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом Средней Европы. Определением Архиерейского собора от 30−31 января 1990 года экзархат упразднен.
Митрополит Воронежский и Борисоглебский СЕРГИЙ (Фомин)
В 1978 году определением Священного синода назначен в Прагу представителем Московского патриархата.
Архиепископ Ижевский и Удмуртский НИКОЛАЙ (Шкрумко)
13 февраля 1973 года назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 24 декабря 1974 года — заместитель начальника миссии в сане игумена. В 1977 году назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита. 16 июля 1982 года освобожден от обязанностей начальника миссии.
Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ (Капалин)
8 августа 1982 года назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 23 марта 1987 года утвержден управляющим патриаршим приходом в США.
Архиепископ Красноярский и Енисейский АНТОНИЙ (Черемисов)
В 1973—1975 годах стажировался в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария). В 1982—1985 годах был заместителем настоятеля патриаршего подворья в Токио.
Архиепископ Новгородский и Старорусский ЛЕВ (Церпицкий)
По окончании Ленинградской духовной академии был направлен в Рим, где с 1975 по 1978 год проходил богословский курс в Папском григорианском университете. В октябре 1980 года постановлением патриарха и Священного синода назначен настоятелем Воскресенского храма в Рабате (Марокко). С 1981 года по ноябрь 1982 года являлся президентом Экуменического совета церквей Марокко.
Митрополит Омский и Тарский ФЕОДОСИЙ (Процюк)
26 декабря 1984 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, экзархом Средней Европы. 25 декабря 1986 года освобожден от управления Среднеевропейским экзархатом и назначен архиепископом Омским и Тюменским.
Архиепископ Псковский и Великолукский ЕВСЕВИЙ (Саввин)
В 1965 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в иеромонаха и направлен в Иерусалим в должности секретаря Русской духовной миссии.
Архиепископ Ростовский и Новочеркасский ПАНТЕЛЕИМОН (Долганов)
В 1976 году назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а в 1982 году — начальником миссии с возведением в сан архимандрита.
Архиепископ Рязанский и Касимовский ПАВЕЛ (Пономарев)
С 1986 по 1988 год — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР (Котляров)
29 ноября 1962 года назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. 7 октября 1967 года назначен епископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом в Средней Европе. 1 декабря 1970 года назначен архиепископом Ростовским и Новочеркасским.
Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ (Гундяев)
12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Настоятель ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве. 18 ноября 1976 года назначен заместителем патриаршего экзарха Западной Европы. 12 октября 1978 года ему поручено окормление патриарших приходов в Финляндии. 26 декабря 1984 года назначен архиепископом Смоленским и Вяземским.
Митрополит Челябинский и Златоустовский ИОВ (Тывонюк)
В 1975—1976 годах управлял патриаршими приходами в Канаде и временно в США.

31 мая 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика