Новая газета | Татьяна Сухановская | 07.06.2004 |
Музей — градообразующее предприятие
Каждый приезжий видит Соловки через собственные линзы. Для православного паломника архипелаг — святая земля. Для архангельско-мурманского дачника — не столько отдых в гамаке, сколько шанс подзаработать на армии туристов. Для ЮНЕСКО — объект. Для Архангельской области — бренд. Правда, есть еще 995 жителей, которые зачастую не вписываются ни в объект, ни в бренд, ни в святую землю…
«Глубинность» соловецкой глубинки особая. Здесь в стенах кремля и в оцеплении моря совершается редкостный в мировой практике социально-политический эксперимент. Архипелаг в наши дни — опытная площадка для сосуществования монастыря, Государственного музея-заповедника, местной власти и жителей.
Музей — градообразующее предприятие? Уникальный случай! Тем не менее именно в Соловецкий музей-заповедник ходят на работу 160 островных жителей (это треть трудоспособных островитян). Именно музей поддерживает местное сообщество — это и клуб «Соловчане» для всех островных возрастов, и единственная местная газета «СМ Вестник», издающаяся на средства музея, и автобус для доставки бабушек в баню, и программы для школьников. Именно музей выделил временное жилье для семьи островного стоматолога — иначе врач среди зимы махнул бы на материк, оставив островитян с зубной болью.
Директор Михаил Васильевич Лопаткин уверен: не заметить усилия руководства музея по привлечению средств — все равно что не разглядеть в двух метрах слона. За последние три года все храмы и дороги к ним облагорожены и приведены в порядок. А ведь еще в 2000 году в центральный комплекс войти было невозможно! Отреставрированы Филипповская церковь, часовня Александра Невского в Ботаническом саду, обновлены фасады Преображенского собора, Благовещенской церкви, Настоятельского, Святительского, Просфорного корпусов… Антенна спутниковой связи, сверхскоростной доступ в интернет — вот вам и глубинка!
Десант на Секирку и выколотые глаза иконы
Двенадцать километров между Секирно-Вознесенским скитом и поселком преодолеваем по наезженной дороге за пару часов. С высоты Секирной горы распахивается панорама озер, лесов и моря, плавно переходящего в небо, — лучшего обзора не найти. Тем более что именно здесь много веков назад высадился на остров преподобный Савватий. А не так давно вновь произвел высадку монастырь. Наверное, это грубовато сказано, но самозахват есть самозахват. Всем понятно, что представить Соловки без православия невозможно. Но… По словам Михаила Васильевича, сегодня монастырь требует передать ему в числе других памятник XVI века — трапезную: «нужна столовая"… В это непросто поверить, но стены кремля и все, что осталось у музея в их кольце, охраняется специальной службой музея. Испорчен крест, установленный на Соловках католиками. Он находится в том месте, где в лагерный период томились католические и православные священники. У иконы, размещенной на кресте, выколоты глаза.
Паломников огорчил Чарли Чаплин
По мнению директора Лопаткина, «становится очевидным, что определенными кругами развернута целенаправленная кампания по дискредитации и блокированию музея-заповедника, направленная на то, чтобы в конечном итоге установить управление Соловками под эгидой Соловецкого монастыря. Квинтэссенцией этой политической доктрины является заявление наместника Соловецкого монастыря в письме в Совет Федерации о том, что необходимо возложить «на священноначалие монастыря полномочия представителя президента РФ по Соловецкому архипелагу».
Наверное, я бы не поверила словам про «дискредитацию» и «кампанию по блокированию», если бы перед командировкой не наткнулась в интернете на письмо санкт-петербургских паломников в «Церковный вестник». Именитые паломники, посетившие Соловки, возмущались платой за вход на территорию кремля, видеокамерами, участием в возрождении Соловков Фонда Сороса, показом на страстную пятницу в музее фильмов Чарли Чаплина.
Удивительно, что они не заметили и многое другое: на архипелаге сегодня рожают детей, а также продают водку и иногда (летом) спят под древними стенами, обдавая их перегаром (куда уж до этого Чарли Чаплину). Наверное, многим хотелось бы перенести архипелаг этак в век шестнадцатый, где только Белое море и черные рясы. Но Соловки-то сегодня — жи-вы-е!
Соловецкие «дьяволы»
"Людей-дьяволов не бывает, бывают люди, одержимые дьяволом» — это перл из печатной травли директора Лопаткина. «Шабаш ведьм», «Соловецкая дьяволиада» — это сочные эпитеты для музея. Нетрудно догадаться, куда уходят корни. Но что предлагают государству соловецкие «дьяволы»?
По мнению Михаила Васильевича, мир и согласие на Соловках могут быть сегодня установлены только государством. Для этого необходимо четко распределить и закрепить на обозримую перспективу памятники за Соловецким музеем-заповедником и памятники, находящиеся в безвозмездном пользовании у монастыря, установить специальный и обязательный для исполнения Соловецким монастырем режим экскурсионного осмотра посетителями храмов, переданных монастырю. Придать территории Соловецкого архипелага статус земель историко-культурного значения.
Редкостное сравнение, но «шабаш ведьм» и предлагаемый музеем порядок на Соловках — для кого-то одно и то же.
За несколько дней соловецкой командировки я обращалась к наместнику монастыря с просьбой о встрече, чтобы и он изложил свою точку зрения на происходящее. Но, сославшись на занятость, отец Иосиф ответил: «В чужой монастырь со своим уставом не приходят, договариваться надо заранее». Я понимаю, наместнику выбрать время непросто. В свою очередь, прокомментировать ситуацию на Соловках согласился заведующий кафедрой теории и истории государства и права Поморского государственного университета кандидат исторических наук Сергей ШАЛЯПИН.
— Противостояние монастыря и музея-заповедника иначе как печальным и бессмысленным назвать трудно. Два «хозяина» архипелага столкнулись на почве сугубо материальной: не смогли договориться о совместном использовании земли и зданий. Права Церкви на Соловках неоспоримы, но ведь так распорядилась история, что советская эпоха на Соловецких островах (эпоха, когда Церковь была изгнана из официальной общественной жизни) тоже стала частью нашего прошлого. А нынешние попытки возвратить все и вся Церкви слишком очевидно напоминают вычеркивание целых страниц из истории.
Очевидно, что нынешнее население островов — сугубо светское, со своими светскими привычками и грехами. Люди, живущие на архипелаге, — реальность. И никакая их массовая депортация невозможна, а надежды на стопроцентное воцерковление нереальны. Для них музей-заповедник — и работодатель, и организатор общественной жизни.
И еще несколько слов о претензиях монастыря к музею (кстати, не помню, чтобы они хоть раз высказывались публично и официально!). Видеокамеры, плата за вход — это все, конечно, не радует паломников. Но в прошлом году мне довелось быть в Валаамском монастыре, где хозяином центрального комплекса является уже не музей. И что же я там увидел: бравые молодцы-охранники на воротах, отсеивающие посетителей, не отвечающих (по их субъективному мнению) образу паломника. Чем такая практика отличается от музейных ограничений? Где логика?
Что же касается возможностей монастыря самостоятельно реставрировать, реконструировать и эксплуатировать бесценные памятники Соловков, то недурно бы обратиться к историческому опыту. До конца XIX века государство мало интересовалось реставрацией и уж тем более не вмешивалось в право Церкви эксплуатировать древние храмы по своему усмотрению. Итог был печален. Посетивший в 1885 г. Север президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович написал: «Если где-нибудь люди и время не пощадили древности, так это именно в северных монастырях; если сказать, что видеть подобное уничтожение древностей обидно, — это будет мало: это положительно преступно!».
Ну и, наконец, о предложении передать административную власть на островах в руки священноначалия монастыря. Действующее законодательство, однозначно провозглашающее отделение Церкви от государства, не допускает подобной передачи в принципе.
* * *
…Когда-то жителей архипелага обещали переселить в девятиэтажку, которую якобы власти собирались выстроить в Архангельске, чтобы затем передать Соловки Церкви. Но острова без островитян — все равно что скрипка без смычка. Древний монастырь, современный музей, почти тысяча островитян — все они дают жизнь единому «организму» под названием Соловки. Нужна ли Соловкам «ампутация»?
Татьяна Сухановская,
«Правда Севера» (Архангельск) — для «Новой»
3 июня 2004 г.