Русская линия
Православие.Ru Константин Эорвик07.06.2004 

Виртуальный травматизм

Сегодня много говорят о разных недугах общества которые, отвращают от веры, заменяют пустоту, образовывавшуюся в душе, отвратившейся от Бога или не знающей Его. Глобальное человеческое одиночество, которое может заполнить только Бог, начинает насыщаться разными фикциями, душа набивается ими как чердак ненужным хламом. И превращается в большой склад никому не нужных вещей. Вещей, среди которых человек проводит свою жизнь. В которых он видит смысл и оправдание своего существования. Ненужные железки, сломанные механизмы, разломанные отношения.

В советское время таким бегством от одиночества стало пьянство. Советский рабочий класс, который даже, наверное, никогда и не осознавал своей бытийной заброшенности, все больше и больше погружался в алкогольный дурман. И это при том, что социализм пытался худо бедно заместить искоренявшуюся в СССР религию, при том, что в Советском Союзе сильны оставались нравственные запреты и общий уровень совестливости.

Сегодня же в современном обществе нет даже тех суррогатных идеалов, которые пытался привить обществу социализм. Сегодня обществу насаждается идея об отсутствии абсолютных истин, о том, что главное в жизни лежит в сфере материального потребления. И одиночество безбожной души приобретает все более ужасающие размеры. В итоге Россия получила мощный и постоянный рост наркомании. И это не только потому, что открылись границы, и в страну хлынул афганский героин и гашиш. Но, в первую очередь потому, что наркотики, как в советское время, алкоголь — попытка избежать глобального одиночества.

Но есть и другой недуг, не такой страшный, как наркотики, на первый взгляд. Он поражает образованную современную молодежь, самую лучшую ее часть. Это духовное Интернет-порабощение. Настоящая замена реальности виртуальностью.

Многие православные воспитатели и педагоги сегодня сетуют на вредное влияние телевидения, несущего массовую культуру и развращающего общество. Но эти педагоги оказываются генералами, которые борются со вчерашним врагом. Современную молодежь не затащишь к телевизору. Она живет совсем в другой реальности. В виртуальной: это компьютерные игры, чаты, форумы, интерактивные игрушки.

Сегодня православным педагогам пора бы заговорить об интернет-мании, интернет-зависимости. Полгода назад мир облетела весть, что фанатик интернета умер от истощения. Он просидел несколько суток за компьютером, потребляя только кофе. И скончался прямо в интернет-кафе. Эта новость вызвала шум, но, как и все, даже самые страшные новости, которые на современном медийном пространстве держатся не дольше недели, забылась. А ведь смерть в Интернет-кафе — это не первый итог интернет-мании. Просто он оказался самым скандальным. А потому и попал на страницы газет.

Итак, разберемся, что такое Интернет-мания и в чем заключается проблема. На пространствах всемирной сети Интернет возникают разные сетевые сообщества. Например, сообщества толкиенистов или любителей Стивена Кинга, сообщества фанатиков какого-то фильма или книги. Они могут быть совершенно разные по интересам, темам, подбору людей. Но их объединяет одно: они все уводят своих «адептов» от реальности в виртуальный мир, они замещают его, вытесняя прошлое, становясь настоящим, отнимая будущее. Большинство «форумных» завсегдатаев — образованная интеллектуальная молодежь в возрасте от 20 до 30. Это могут быть люди верующие, или ищущие веру. Бухгалтеры, экономисты, студенты. Они встречаются в несуществующем пространстве и часами говорят о хоббитах и Толкиене, Вудхаузе и викторианской эпохе, собаках и кошках, кактусах и бамбуке, экономике и политике, Гарри Поттере и Джоан Роулинг. На этом примере давайте остановимся особо.

Непридуманная история из жизни «детей изрядного возраста»

Реальный характер и степень опасности Интернет-мании можно оценить, вдумавшись в то, что совсем недавно произошло с православной воцерковлённой двадцатипятилетней девушкой, увлекшейся виртуальным проектом, сделанным по мотивам романов Джоан Роулинг.

Эта девушка (назовем её И.) сознательно крестилась на четырнадцатом году своей жизни. Воцерковилась, когда ей не было и 25 лет. Ее воцерковление не было формальным. И. стала постоянной прихожанкой расположенного неподалёку от её дома православного храма, где один из старейших священников стал ее духовником. Будучи высокообразованным человеком, можно сказать, «без пяти минут» кандидатом наук, И. интересовалась широким кругом практических вопросов церковной жизни: от вопросов личной, семейной и общественной нравственности до проблемы понимания современным человеком богослужебных текстов.

Осенью прошлого года, после знакомства с развернувшейся на одном интернет-форуме дискуссии по поводу книг о Гарри Поттере, И. решила поближе познакомиться как с творчеством Джоан Роулинг, так и со страстными поклонниками ее произведений. Фанаты книг английской писательницы обитают в интернете, где на форумах делятся друг с другом своим «творчеством». Это подражание писаниям Джоан Роулинг, с использованием героев «Гарри Поттера» и сюжетных линий этого произведения называется на интернет-языке фанфиками (или сокращенно — фиками, по-видимому, от англ. «Fun fixion» — «выдумки поклонников»).

Создание таких клубов поклонников и организация суеты вокруг них — это всего лишь стандартная процедура маркетингового продвижения товара. Издатели не только выпускают книгу писателя, но и провоцируют шумиху вокруг нее, организуют скандалы, публикуют рецензии, нарочно к выступлениям «на тему» подталкивают Церковь или общественные организации, которым книга может не понравиться. Все делается по принципу: «лишь бы о нас говорили». Хорошо или плохо будут говорить — не важно. Купят и прочитают из интереса все!

Один из этапов раскрутки товара — создание форумов поклонников товара или книги. Они специально финансируются, на них сидят оплачиваемые модераторы, которые провоцируют дискуссии и творчество. Под разговоры «о том чтобы люди попробовали себя в творчестве», в «самореализации», в провоцировании посоревноваться в фантазиях с «самой Роулинг» или просто посмеяться над ее героями на самом деле кто-то банально делает деньги.

И вот, человек, который еще недавно жил своей жизнью и ничего не ведал о каком-то Вудхаузе или Стивене Кинге, начинает работать на гигантскую маркетинговую машину. Он активно и участвует в коммерческом проекте других людей. Он вкладывается всей душой, всем сердцем. Люди забывают себя, а вовсе не самореализуются. Это напоминает тоталитарную секту — в которой ставка всегда — душа и жизнь человека. И место Бога занимает идол под названием «творчество» или «самореализация» или еще какой-нибудь другой.

Когда книга раскручена, на успехе начинают паразитировать другие. Возникает эффект снежного кома. Раз кто-то уже вложился в рекламную кампанию, то нам тоже надо торговать этим продуктом! И выходят фильмы, выходят видеоигры. А секта поклонников даже и не подозревает, как банально ее эксплуатируют. Люди, проводящие часы перед экраном монитора, не понимают, что стали пешками в чужой коммерческой игре, они стали тема винтиками в огромной машине, которая приносит хозяевам огромные деньги. Что такого, кажется, в том, что люди обсуждают «этот фильм» или «эту книгу»? Что они «напишут пародию»? На самом деле, «специалистами по раскрутке» им отведена задача «всего лишь говорить», провоцировать коммуникацию вокруг объекта продаж. Это азбучные истины маркетинга известные любому пиарщику, но, к сожалению, они тайна для большинства поклонников. Но, что для одних «жизнь», «творчество», «самореализация», «страсти», «сломанные судьбы», «заброшенное будущее», то для других (продюсеров в Лондоне или Голливуде) всего лишь бизнес.

В эту ловушку попала И. Она сочла, что такого рода «творчество» представляет собой неплохой способ расслабиться, развеяться от хлопот повседневной жизни, «самовыразиться», в конце концов. Кроме того, И. полагала, что в рамках такого творчества поклонникам Гарри Поттера (многие из которых, как и сама И., «дети изрядного возраста») можно проповедовать христианские ценности, которые в итоге отвратят их от стремления к написанию и обсуждению фанфиков на разные непристойные темы, которые составляют едва ли не большую часть этих самых фиков.

Менее чем за полгода И. стала одной из самых активных и почитаемых участниц одного из поттероманских интернет-форумов. Она написала и опубликовала в Интернете несколько собственных фанфиков, почетное место среди которых занял до настоящего времени неоконченный роман, объёмом почти триста тысяч печатных знаков. Разумеется, при этом И., вместе с другими поттероманами и поттероманками, приняла участие в обсуждении, рецензировании и редактировании множества других произведений-фанфиков.

При этом И., большая часть времени и сил которой уходило на это «творчество», почти забросила написание диссертации, истекший срок окончательной сдачи которой постоянно приходилось продлевать. По той же причине недостатка времени и сил, возникли постоянные непрекращающиеся проблемы и «завалы» в других областях научной деятельности и на работе. В 25 лет девушка узнала, что такое нервные стрессы и депрессии, из-за которых испортились отношения с близкими людьми. Наконец, обострились проблемы со здоровьем (за полгода И. перенесла три тяжелых обострения одного из связанных с нервами хронических заболеваний органов дыхания, хотя обычно в течение года обострений было не более одного). Но зато на фоне всего этого у И. кипела «творческая жизнь», в результате которой она даже решила стать писателем. Как Джоан Роулинг или даже лучше.

Но как объяснить человеку, что на современном рынке успеха добивается не тот, кто лучше пишет или творит, а тот, в кого продюсеры решили вложить деньги. Ваша бабушка наверняка жарит самые вкусные в мире котлеты, но она не миллиардерша и не звезда мировой кулинарии. А вот «Мак-Дональдс», котлеты которого прямо скажем далеко не домашнего качества, получает миллиардные прибыли только благодаря сотням миллионов, вложенным в рекламу, и благодаря недвижимости, купленной на бойком месте. Гуру «новой экономики» Билл Гейтс кратко выразил суть современного рынка (компьютеров, музыки, литературы, одежды, машин, лекарств и проч.): «Важно быть первым, а не лучшим!»

Кроме того, нельзя стать кем-то, подражая кому-то! Ибо это всегда будет копия оригинала — даже «улучшенная» копия. И чем дальше от оригинала, тем хуже, седьмая вода на киселе. Деградация прогрессирует.

Вот некоторые примеры: на поттероманском форуме появляется «юмористическое» произведение-фанфик, в первой части которого герой сидит, «окруженный фекалиями», и ругается матом. Во второй части произведения другой герой во сне попадает в бар, полный «голых девушек». Чем заканчивается это попадание, читатель, думается, догадается. Цитировать дальше — не обязательно. Сложнее предположить, что православная воцерковлённая участница этого форума при обсуждении подобного «юмористического произведения» напишет в своем отзыве «А зарисовка — ну просто слов никаких, одни эмоции… От раза к разу все лучшее и лучшее…». И, разумеется, получит от автора в благодарность слова «Мерси, мерси… старалась«…

Раз от разу все лучше и лучше… Инверсия ценностей в разгаре.

Отзывы же на сами произведения И. потрясают ещё больше. Вот только два отзыва на помянутый выше незаконченный роман: «Давно я так не читала, увлеченно, не отрываясь, забив на встречу (то есть, проигнорировав назначенную встречу — А.П.), хотя я очень пунктуальный человек, но… из правил всегда бывают исключения! точно так же как и этот фик». Или такой: «… мне очень понравился твой фик. Недавно его перечитала. Хотела почитать чуть-чуть и идти по домашним делам. В итоге — ничего не сделала, не убрала, но главки прочитала. Затягивает».

Да, действительно, затягивает. Отметим по ходу, что многие комплименты пишут специальные люди — модераторы с разными никами, чтобы поощрить дальнейшее творчество — они работают профессионально! И используют любимый порок дьявола — тщеславие! К тому же, сами они за это получают хорошие гонорары.

Затягивает… И читателей, и автора. Чем же так затягивает «творчество» И.? Может быть, тем, что её герои, которым в фанфиках часто уже за 35, ведут себя как люди 20−25 лет (возраст многих активных поттероманов)? Или тем, что положительный герой её произведения вопит: «Не смейте судить самоубийц! Вы не видели того, что видели они!«? Или намеками на нетрадиционные интимные отношения? А может быть, вовсе не этим, а просто тем, что написание и чтение таких произведений есть, по выражению игуменьи одного из украинских монастырей «духовная наркомания», средство постоянного, систематического отвлечения, «отключения» человека от реальной жизни?

Во всяком случае, творчество И. привлекает к себе вовсе не «проповедью христианских ценностей», об этой первоначальной идее пришлось забыть… Правда, И. вовремя отказалась от попытки ввести в ткань своих произведений пассаж о том, что «Церковь не против магии, если под этим понимается не договор с дьяволом, а развитие собственных способностей». Другой же формы, кроме поздравлений участников форума в пасхальную ночь с Воскресеньем Христовым, И., похоже, найти не удалось. Ведь многие, если не большинство активных поттероманов и потероманок, если и дети, то «дети изрядного возраста», им по 20−25 лет. И на такие поздравления они зачастую отвечают, что в Бога не верят, но ради уважаемого автора «Воистину Воскресе». Видимо, Христос, невместим в мир Гарри Поттера. Проповедь о Благой Вести о Нем должна вестись так, чтобы вывести человека из мира Гарри Поттера, а не затянуть в него.

Но раз в этот мир невместим Христос, то в мир поттеромании вряд ли вместится и взрослая христианская жизнь. И потому, когда один близкий И. человек обратил её внимание на то, что с ней происходит, и предложил поговорить об этом с духовником, И., еще неделю назад, обсуждавшая с этим человеком вопросы их предстоящей свадьбы, вдруг решила на неопределённое время прервать отношения с ним.

Однако Бог милостив. Общение с духовником все же состоялось. Духовнику в течение месяца были представлены в письменной форме едва ли не максимум возможных (в том числе и позитивных) материалов о поттеромании вообще и о творчестве И., в частности. И вот что написал ей в ответ батюшка (текст приводится полностью с благословенья написавшего его священника):

Рабе Божьей И.

Я посмотрел то, чем Вы занимаетесь в Интернете. Оставьте это. Не к лицу взрослым людям, а тем более взрослой девушке-христианке, посвящать своё время и силы написанию, чтению и обсуждению таких подражаний детским сказкам. Сказки эти написаны для тех, кому лет 10−15, а Вам, И., уже за 25.

То, что Вы пишите, не приносит ни Вам, ни Вашим читателям никакой пользы — один только вред. Диакон Андрей Кураев в своей книге пишет, что детей надо выводить из вымышленного мира сказок Роулинг в настоящий, христианской мир. А Ваше творчество, наоборот, затягивает Вас и Ваших читателей из реального мира в вымышленный мир. Так Вы не только соблазняетесь сами, но и соблазняете других.

Разве это достойно христианки? У Вас есть Священное Писание. Подумайте, стал бы Господь наш Иисус Христос поступать так, как поступаете Вы, И.? Стали бы так поступать апостолы? А ведь апостол Павел написал нам «подражайте мне, как я — Христу».

Бесы могут смущать Вас. Они могут внушать Вам, что-то, что Вы пишите — это сейчас самое светлое в Вашей жизни, что это помогает Вам жить, что другой священник по-другому отнесся бы к тому, что Вы делаете. Не верьте им, И., и не смущайтесь. Они хотят, чтобы люди были не со Христом, а с ними, а потому готовы внушать что угодно, лишь бы человек не переставал грешить.

Итак, оставьте то, что Вы делали, и покайтесь. Протоиерей А.

О поттеромании среди детей много рассуждают. Разные психологи высказывают противоположные мнения. Но никто ничего не говорит о последствиях описанной выше «взрослой» поттеромании. Да и любой другой Интернет-мании.

Среди взрослых поттероманов уже сейчас есть не одно чадо Православной Церкви. И проблемы у них могут быть весьма сходны. Например, одна из православных участниц поттероманского интернет-форума, уже заявила о готовности использовать своё рабочее время для развития своего «творчества». Когда-то с этого начинала И.

Наконец, среди взрослых, увлекшихся поттероманией, есть немало людей, не пришедших в Церковь, но ищущих истину. Такова, например, одна из сослуживиц И. На поттероманских форумах эта девушка решила бороться с фанфиками об инцесте путем… написания собственного произведения с весьма неприглядным описанием его же. По сути, это то же самое, что бороться с развратом путем издания произведений маркиза де Сада.

Все, «происходящее» в Интернет-пространстве, постепенно становится реальнее настоящего, «живее всего живого». Люди переживают настоящие личные драмы, следы которых можно найти только на страницах разных сайтов. Так, в проекте «Живой Журнал» кипят нешуточные страсти по поводу вычеркивания «френдов» (это такой аналог Интернет-приятеля) из френд-ленты. Или заочное обсуждение одного «юзера» другими на страницах чьего-нибудь журнала. А в последнее время стали модны виртуальные «самоубийства» — уничтожения журналов. Какие крики раздаются на страницах «ЖЖ»: «Вернись, имярек, мы все тебе простим!» или «Вот уже третье самоубийство за день».

Мир сужается до экрана монитора. Слова неизвестного человека — виртуального френда становятся важными и весомыми. От них зависит настроение, работа, будущее. А слова живого ближнего, которого в Евангелии заповедано «возлюбить как самого себя», раздражают, оказываются ненужными и не услышанными.

Такое искажение мира сказывается на всем: на отношениях с родными, с живыми друзьями, на которых не остается времени, на работе, когда все почерпнутое от френдов выносится на публику как «истина в первой инстанции». Интернет-калеки и пострадавшие от Интернет-мании сегодня не редкость. Когда человек теряет ногу, ее заменяют протезом. Когда душа теряет Бога, она также находит себе протезы. Но никогда протез не сможет заменить ногу. И никогда Интернет-общение не восполнит человеческого одиночества и тоски по Богу.

Все описанное оказывается тем более печальным, если учесть, сколь темны источники вдохновения «взрослой» Интернет-мании и порождаемого ею творчества. Вымышленный «взрослый» мир «духовной наркомании» затягивает своих жертв. Ко всем этим людям обращены слова протоиерея А. «Итак, оставьте то, что Вы делали, и покайтесь».

Р.S. Увы, но пока И., к которой протоиерей А. впервые обратил свои слова, не оставляет того, что она делала, но напротив, невзирая на очередное обострение хронического заболевания и прочие проблемы, упорно продолжает заниматься фанфико-«творчеством», оправдывая взятый некоторыми поттероманками девиз «Жизни после фиков — нет». Во взрослых «играх в мушкетеров» раны — настоящие.

Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Евангелие от Иоанна, глава 6, стих 37). И это тем более актуально, что уже в ближайшее воскресенье, в День всех святых, И. предстоит сделать выбор — идти в кино в компании с поттероманами, или в храм, к духовнику, вместе с христианами.


5 июня 2004 г.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика