Газета.GZT.Ru | Надежда Кеворкова | 19.05.2004 |
В церковном этикете «рассадка» играет немаловажную роль. Поэтому наблюдатели особо отметили тот факт, что вместо двух председательских кресел во главе стола переговоров стояло лишь одно — патриаршее. Председательствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, по левую руку от которого сидели московские митрополиты, а по правую — зарубежные гости. Пока Патриарх произносил вступительную речь, зарубежные епископы наблюдали непривычный для них журналистский ажиотаж. Впрочем, по прошествии трех минут охрана выставила из зала переговоров всю прессу — более десятка телекамер и трех десятков пишущих журналистов. В Джорданвилле, где расположена штаб-квартира митрополита Лавра, такого не бывает никогда: епископов РПЦЗ никто не охраняет. Открывая переговоры, Патриарх Алексий напомнил гостям, что еще 20 лет назад в этой монастырской ограде находилась детская тюрьма, таким образом дипломатично дав понять, что разорения и ужаса гонений безбожной власти эмиграция счастливо миновала. Кроме того, глава Русской Православной Церкви подчеркнул, что до 1917 года (а именно в тех временах коренятся многие идеалы зарубежного духовенства) Церковь была государственной, а теперь она свободна и государство в ее жизнь никоим образом не вмешивается.
По словам протоиерея РПЦЗ Петра (Холодного), все участники встречи были поражены тем, как много положительного дал один только разговор двух иерархов — Алексия и Лавра — лицом к лицу. «Все в один голос повторяли, как легко нам, оказывается, разговаривать», — отметил протоиерей Петр. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в свою очередь, обозначил прошедшие переговоры как «согласование подходов» к грядущему объединению и сообщил, что первое совместное заседание двух комиссий от Церквей назначено уже на конец июня.
В комиссии, которым предстоит продолжить 'согласовывать подходы', с каждой стороны войдут по четыре клирика и по два консультанта, причем ни Патриарх, ни митрополит Лавр в их работе принимать участия не будут. Специально для ГАЗЕТЫ митрополит Кирилл уточнил, что статус РПЦЗ внутри Церкви пока не обсуждался, как, впрочем, и вопрос о том, войдут ли зарубежные епископы в ее Синод. Процесс детального согласования всех этих вопросов, по словам митрополита Кирилла, займет еще год-два. Только после этого объединение должны будут одобрить Соборы обеих Церквей. Лишь тогда станут возможными совместные службы и совместное причащение, являющиеся сутью единства Церкви.
В связи со всеми вышеперечисленными обстоятельствами в церковном народе, как российском, так и зарубежном, пока нет ясности относительно того, как именно будет проистекать процесс объединения двух Церквей. Александр Огородников, директор христианского приюта «Остров надежды», в советское время за веру отсидевший восемь лет в лагерях, заверил ГАЗЕТУ в том, что «наши епископы, наследники советской традиции, вынуждены будут считаться с зарубежными, которые не допустят келейного, тайного объединения». Решение, полагает Огородников, должно быть обоюдным и соборным, а «у нас соборов в церковном понимании не бывает». По словам Огородникова, Зарубежная Церковь для нас — это 'потерянная, уничтоженная Россия', но и сами зарубежники 'видят в России идеал, от которого страна пока далека".
Само же объединение, по оценкам главы Центра исследований религии и политики современного мира (ЦИРПСМ) Максима Шевченко, «приведет к усилению крайне правого, фундаменталистского крыла епископата в РПЦ, а в дальнейшем — к изоляции Церкви, превращению ее в маргинальное национальное образование». По мнению эксперта, вхождение зарубежной группировки невозможно без широкого богословского обсуждения их идеологии, отвергающей как опыт межрелигиозного диалога, так и широкое участие Церкви в международных и общественных делах. Архиепископ Берлинский Марк, один из самых активных в РПЦЗ сторонников объединения, заявил ГАЗЕТЕ, что участие Церкви в диалоге с протестантами и католиками «вводит в соблазн многих верующих», а «встреча Патриарха и Папы неуместна, пока у католиков сохраняется захватнический подход на Украине». При этом архиепископ убежден, что у зарубежных иерархов больше опыта в общении с инославными, хотя бы потому, что они «живут в неправославном окружении», а «динамика объединения определяется Богом».