Русское Воскресение | Андрей Рюмин | 19.05.2004 |
* * *
Особое беспокойство проявляют те, кого в Зарубежье иронически именуют «беглосергиане». Это довольно-таки уничижительное малопочтенное прозвище вполне в духе того барски-чванного брезгливого презрения, которое проявлял к бывшим клирикам РПЦ, «перешедшим в юрисдикцию РПЦЗ» Митр. Виталий, иначе, как «мужичьем», их не называвший. Беглосергиане очень беспокоятся, поскольку в свете происходящего процесса «сближения двух частей Русской Православной Церкви» их положение двусмысленно. Я их понимаю, — но не одобряю. Впрочем, им мое — и ничье — одобрение не нужно. Они сражаются за свое будущее. А ну, как придется в случае «объединения» расплачиваться за роковую ошибку РПЦЗ в 90-х: создание «зарубежных» епархий и приходов на территориях исторической России. Но ведь и они не должны были, сломя голову, бежать в «более правильную церковь».
* * *
Хотелось бы попытаться несколько остудить восторги одних и как-то «успокоить» других.
Так вот, ключевым словом, относящимся к предстоящей поездке Митр. Лавра, является «ознакомительная». Никаких «слиятельных» коммюнике в ходе визита, а уж тем более, «соглашения, определяющего канонические, пастырские и церковно-практические основы единства Русской Церкви» — не последует. Сюрпризы тут практически невозможны. Причина того, что сроки поездки несколько раз переносили — вовсе не долгие торги на неких предварительных «объединительных» переговорах. Время визита перенесли из-за нежелания архиереев Зарубежного Синода становиться участниками предвыборного и послевыборного шоу В.В. Путина. Поэтому и приурочили поездку поближе к Вознесению, дню рождения Батюшки Серафима и т. п. Ее отложили бы и до ранней осени, но это уже было бы невежливо…
* * *
Пресловутая телеграмма с поздравлениями В.В. Путину по случаю его вступления в президентскую должность, — не более, чем дань протокольной вежливости. Выставление ее как свидетельства признания «нераскаянного офицера КГБ» «православным президентом» и чуть ли не подчинения этому «офицеру КГБ» — обычная демагогия. Тем более странно слышать такое от членов РПЦЗ. Как будто они забыли собственную историю. Гитлера поздравлять можно. Трумена поздравлять можно. Рейгана можно (и если бы только поздравлять — «каноническая РПЦЗ под омофорами Анастасия, Филарета и Виталия»). Выражать соболезнование по случаю кончины В.И. Ленина — можно, называть покойного «человеком истинно христианской души» — тоже (Св. Патриарх Тихон). Все — можно. Это ничего не значит, это политика, это дипломатия, это недоразумение. А Путина поздравлять и похваливать за внешне лояльное отношение к Церкви — это предательство, это ересь. Право, неприлично.
* * *
Вообще говоря, на эмоциональные обвинения в отступничестве, «предательстве 80-летней церковной традиции РПЦЗ», «забвении принципов», в «капитуляции перед Московской Патриархией» отвечать очень трудно. «Альтернативщики» сумели своей пропагандой вызвать известные симпатии в юно-радикальной прицерковно-неофитской русской среде, и в этом смысле их задача — близка к задаче не имеющего ничего общего ни с большевизмом, ни с национализмом литератора и лицедея Лимонова. Но ведь и люди вполне взрослые попадаются на пропагандистскую удочку, начинают сетовать на «историческое самоупразднение РПЦЗ». Болезнь эту — духовный инфантилизм, задержку в развитии — лечить по большому счету нечем, потому что эмоция («невроз») сопротивляется, — или по-нашему, по-церковному, не вмещает никаких аргументов для трезвения.
* * *
Шквал обвинений в отступничестве и капитулянтстве, обрушившийся на РПЦЗ в связи с предстоящей поездкой Митр. Лавра, объясняется просто: он исходит из нескольких вживленных в сознание обвинителей с помощью пропаганды матриц. Одна из них гласит: «Московская Патриархия — это изначально плохо» и потому иметь с ней никакого дела нельзя. Ответом может стать только поэтапное изучение того, чем являлась и является Русская Церковь в Отечестве в подсоветские годы; поскольку «эмоционального» удара по этой матрице нанести сразу нет никакой возможности, прямого и немедленного ответа на эту базисную ложь рывком не найдется.
Вторая матрица. «РПЦЗ вдруг — или не вдруг, зависит от вкуса, — изменила своим традициям и решила соединиться с Московской Патриархией». Эту матрицу разбить легко. РПЦЗ никогда не считала себя ничем иным, как частью Единой Русской Церкви, временно существующей на автономных началах.
Никакого решения, желания, стремления, намерения «соединиться», «объединиться», «слиться» с Московским Патриархатом — Синод РПЦЗ не высказывал, не принимал и не разрабатывал. Этому нет ни одного доказательства. Утверждения о том, что такие решения приняты «тайно» — всего лишь плод «конспирологической» эмоции.
* * *
Предельно упрощая, положение таково: на территориях Исторической России прекратились явные гонения на Православную Церковь. В этой ситуации РПЦЗ просто обязана подробнейшим образом ознакомиться с положением дел, изучить его, непременно встретиться и обсудить положение с теми, кто сегодня возглавляет Русскую Церковь в Отечестве. В противном случае — само ее существование может потерять каноническую безупречность.
Другой вопрос, что РПЦЗ оказалась неподготовленной к тем изменениям, которые произошли, упустила 15 лет, допустила и допускает множество мелких и крупных, даже роковых ошибок, которые есть прямое следствие такой ее неподготовленности. Об этом можно много написать и сказать.
Покамест же «объединения / воссоединения», — в том смысле, который сегодня обыкновенно вкладывают в эти слова — даже на горизонте не видать. Весьма возможно, впрочем, постепенное осторожное сближение.
17 мая 2004 г.