Приветствие архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия участникам II Всероссийских научно-богословских чтений (18 мая 2004 г.)
«Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры! Темы, предложенные для обсуждения сегодняшних чтений, очень актуальны. На протяжении уже почти двадцати лет в нашем Отечестве происходят серьезные перемены. Они коснулись и государственного устройства, и экономических отношений, и бытовой жизни людей. И самое главное, что мы не видим подлинной стабилизации этих процессов, консолидации общества. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с болью сердца говорит об этом: „В результате изменения общественного строя и экономических отношений в последнее десятилетие произошло резкое расслоение общества на сверхбогатое меньшинство и бедное большинство. Возросла социальная несправедливость. Более того, изменилась сама духовная атмосфера, изменился менталитет населения. Главным мерилом личности и движущей силой общественных отношений все больше становятся деньги. Происходит коммерциализация всех сторон жизни. Люди становятся прагматичнее, жестче и циничнее.“ В этой связи могу напомнить вам и слова выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского: „Не столь страшно материальное разорение, сколь разорение нравственное“. Предостережение от реформ ради реформ, ради включения в мировую систему хозяйствования, но не ради страждущих сограждан, мы находим в трудах Ивана Александровича Ильина. Он писал: „Прежде всего мы не верим и не поверим ни в какую „внешнюю реформу“, которая могла бы спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека. Нет такой „избирательной системы“, нет такого государственного устройства, нет такого церковного строя, нет такого школьного порядка, которые обещали бы человечеству, и в частности в особенности России, обновление и возрождение, независимо от того, что будет созерцать его воображение и каков будет внутренний уклад его мысли и настроений и каковы будут дела его жизни… Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. Внешнее само по себе не обеспечивает человеку ни духовности, ни духовного спасения; никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. И странно, даже страшно доказывать это через 2000 лет после Рождества Христова; странно потому, что люди, по-видимому, прошли мимо Христианства; страшно потому, что мы не видим, чем и как восстановить и утвердить не принятое откровение. Все великое и священное идет изнутри — от сердечного созерцания; из глубины, — от постигающей и приемлющей любви; из таинственной духовности инстинкта; от воспламенившейся воли; от узревшего разума; от очистившегося воображения. Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза, никакое „избирательное право“, особенно всеобщее, равное и прямое.“ Здесь мы видим и подлинный путь изменения окружающей нас действительности — воцерковление каждого из нас, устроении жизни во всех сферах в полном соответствии с заповедями Христовыми. Святитель Игнатий Брянчанинов так говорил в свое время о значении Евангелия: „старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это книга жизни, и надо читать ее жизнью“. Понимание такой необходимости нарастает в обществе. Совсем недавно, на VIII Всемирном русском соборе, в котором мне довелось принять участие, был принят „Свод нравственных принципов и правил хозяйствования“. В решении собора было указано, что этот свод принципов и правил предложен для добровольного принятия руководителям предприятий и коммерческих структур, предпринимателям и их сообществам, работникам, профсоюзам и всем другим участникам экономических процессов, в том числе государственным органам и общественным объединениям, вовлеченным в хозяйствование. Однако, одновременно этот документ отражает уже сложившуюся практику деятельности лучших, экономически эффективных и высокопрофессиональных российских предпринимателей и возглавляемых ими трудовых коллективов. Для этих наших соотечественников стало совершенно ясным, что „нельзя пренебрегать ни духовным идеалом, ни стремлением к материальному благу, ни своими жизненными интересами, ни пользой ближнего и общества.“ Потому они, не смотря на все экономические проблемы, продолжают оказывать помощь ветеранам своих предприятий, вести социальные программы. Ибо „состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, — сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу.“ Поэтому представляется очень важным, что наши Вторые Всероссийские Научно-Богословские Чтения проходят в стенах Дома Божия, в стенах Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. В свое время Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приветствуя создание этой всероссийской и всеправославной святыни, выразил надежду, что с этого места, где пролилась кровь святых Царственных Страстотерпцев, где предпринята была попытка разрушения России, начнется на веки вечные возрождение славных многоплодных традиций, когда и предержащие власти, и рядовые граждане стремятся каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси. И мне хотелось бы, чтобы наши чтения были бы еще одним шагом по этому благому пути. Это зависит от каждого из нас, от наших трудов над душой своей. Это хорошо понимал Иван Александрович Ильин. Он подчеркивал: „Поистине, нет лучшего религиозного научения, нет более действительного проповеднического служения, как сила и искренность личной молитвы. Ибо вера крепнет и распространяется не от логических аргументов, и не от усилий понуждающей воли, и не от повторения слов и формул, но от живого восприятия Бога, от молитвенного огня, от очищения, подъема и просветления сердец, от живого созерцания, от реального восприятия Благодати…. А в основе этого лежит некий религиозный закон, согласно которому глубина веры растет и крепнет в молитве, ибо молитва есть благодатное вознесение души к Богу, озаряющее, очищающее и удостоверяющее.“ Вне зависимости от своих профессиональных интересов, вне зависимости от своего положения в обществе, в любом качестве и в любом служении, все мы должны, в первую очередь, стремиться быть православными людьми. В эти Пасхальные дни Воскресший Господь вновь и вновь призывает нас: „Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.“ (Мф.6, 33) Нам надо крепить в своем сердце веру православную, крепить веру в нашем обществе, в нашей жизни. Надо укреплять себя в вере, благочестии и нравственной жизни. Будем же стремиться стяжать благодать Святого духа добродетельной и Богоугодной жизнью, чтобы делать все дела во имя Христово. Ибо делаемое во имя Христа Спасителя привлекает на нас великую благодать и силу для нашего обновления и преображения, изменения в то русло, которое должно приводить нашу страну, наше Отечество, Россию нашу к преображению в Святую Русь, чтобы вновь возвратилось ей это наименование — Святая Русь. Призываю Благословение Божие на деятельность наших чтений и на ваши усилия, направленные к подлинному духовно-нравственному преображению нашего Отечества, о чем мечтал и молился Иван Александрович Ильин».