Русская линия
Русский вестник Л. Моденкова17.05.2004 

Возвращение пророка
к 200-летию со дня рождения А. С. Хомякова

Традиционная весенняя научно-практическая конференция, прошедшая в Российской академии живописи, ваяния и зодчества была посвящена творчеству А. С. Хомякова. Основной доклад «А. С. Хомяков как личность и мыслитель» был сделан доктором филологических наук проф. Тарасовым Б. Н. в контексте историософского и антропологического восприятия творчества замечательного русского мыслителя, общественного деятеля, изобретателя, портретиста, иконописца, поэта, драматурга.

Предлагая разобраться в импортированных «плодах просвещения», А. С. Хомяков писал: «Принимая все без разбора, добродушно признавая просвещением всякое явление западного мира, всякую новую моду и оттенок моды, всякий плод досуга немецких философов и французских портных, всякое изменение в мысли или в быте, мы еще не осмелились ни разу хоть вежливо, хоть робко, хоть в полусомнении спросить у Запада: все ли то правда, что он говорит? Все ли то прекрасно, что он делает?». Настаивая на идее самостоятельного развития России, он возражал против подражательности: «Мы принимали от умирающей Греции святое наследие, символ искупления, и учились слову, мы отстаивали его от нашествия Корана и не отдали во власть Папы; сохраняли непорочную голубицу, перелетевшую из Византии на берега Днепра и припавшую на грудь Владимира».

Не отвергая в целом западного просвещения, русский энциклопедист предлагал различать те знания и идеалы, которые имеют универсальный характер («всечеловеческая или всемирная нравственная истина») и те, которые на русской почве не могут принести пользы. Как воцерковленный человек, А. С. Хомяков полагал Православие — истинным просвещением, стремлением к национальным традициям и ценностям.

Привлек внимание участников конференции также доклад студента 1 курса факультета искусствоведения Шведенко М. «Критика славянофилами реформ Петра 1». Докладчик отметил, что «высшей правдой» для славянофилов были _ православие, самодержавие, община. Православие и община являются основой русской народности, истории. Славянофилы высоко ценили научные знания Запада и его материальную культуру, признавали заимствования этой культуры, однако отрицали заимствование самих начал западного просвещения, которое, по их мнению, противоречит русскому пути исторического развития. Так, по представлениям славянофилов, власть — это долг, тягота, подвиг, но не привилегия. Вся суть реформ Петра I, по их мнению, сводится к одному — замене русского самодержавия абсолютизмом. Самодержавие, означавшее первоначально просто единодержавие, становится при Петре 1 Римско-Германским императорством.

Петр 1 внес в ход русской истории элемент насилия, разобщил сословия и стал виновником сословной вражды, прежде русскому обществу неведомой. Характер петровских преобразований, разрыв с предшествующим ходом общественного развития, подражание Западной Европе лишали Россию, по мнению славянофилов, возможности индивидуального исторического развития.

Темы выступлений — «Слово и образ в Евангелиях», «Тема России в творчестве К. И. Горбатова», «Неизвестные грани таланта К. Брюллова», «История русского алфавита», «Православно-иконописная традиция в живописи Е. Сорокина», «Иконография парных изображений святых апостолов Петра и Павла.», «Иконы „Богоматерь Федоровская“ и „Святитель Николай“. История возникновения данной иконографии» — органично дополнили концепции основных докладов. Так, студенты 1 курса факультета архитектуры Струнин К. и Ермохина Н. в своем докладе «История русского алфавита» сделали акцент на опасности тенденции языкового реформирования, связанной с заменой кириллицы на латиницу, что влечет за собой кардинальные изменения в государственной политике. Студентка 5 курса факультета искусствоведения Малова Т. в докладе «Тема России в творчестве К.И.Горбатова» отметила духовную и интеллектуальную значимость этой темы в творчестве многих русских художников, постигших гармонию русского уклада жизни.

14 мая 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru