Православие.Ru | Андрей Мельков | 13.05.2004 |
В советское время церковно-исторической науке был нанесен огромный ущерб. В результате практически полностью была утеряна уникальная теория церковно-исторического познания. Многие современные ученые, пусть даже и занимающиеся изучением вопросов церковно-исторического характера, в основном проводят исследования методами, присущими сугубо светской истории, не задумываясь над целями и задачами церковно-исторической науки. Очень часто вопрос об истории Церкви возводится в социально-классовую или сугубо экономическую плоскость, отражая тем самым полную оторванность, ошибочность и даже крайнюю ущербность подобных изысканий. Очевидно, что в современных условиях необходимо преодолеть эти ошибочные представления в методологии исследования церковной истории. Большую помощь здесь может оказать изучение творческого наследия А.В. Горского, который «бесспорно, был основателем нашей церковно-исторической науки» (17; 80).
Имя протоиерея Александра Васильевича Горского (1812−1875) неразрывно связано с историей Московской Духовной Академии. «Ему она обязана своим расцветом и первенствующим положением среди других академий России, которое она сохранила за собой до самого конца Синодального периода» (11;47). Личность А.В. Горского оказала колоссальное влияние и на широчайший спектр явлений в русской церковно-исторической, филологической и богословской науках, ставшее следствием его всесторонней научной деятельности.
Церковную историю Горский понимал не как сборник фактов, мертвых и сухих, но как науку, указывающую идею церковно-исторической жизни, смотрел на факты как на внешние показатели внутренних отношений и явлений. Горский говорил, что церковная история не должна собирать только факты, по его воззрениям она обязана проникать во внутреннюю между ними связь, извлекать идеи факта из самого факта. Такова должна быть, по сознанию Горского, церковная история вообще, таковой же она должна быть и тогда, когда она исследует частные группы явлений однородного содержания. Вот слова ученого: «В каждом отделении, содержащем в себе часть церковной жизни в известную эпоху, все данные должны быть раскрываемы во внутренней их связи между собой так, чтобы, целое по возможности представляло из себя одно живое органическое развитие начал, внутри обозреваемой части жизни церковной находившихся, а не простое собрание фактов, никакой друг связи между собой не имеющих, кроме однообразности» (10;449−450). В этих словах высказывается перед нами Горский как глубокий историк, понимающий историю самым серьезным образом. «Церковная история должна знакомить не с фактами церковно-историческими, а жизнью церковно-исторической. Зачем приводить факт, если он стоит одиноко, ничего не объясняет в общем течении жизни, если его можно, рассказать, но нельзя им ничего объяснить?» (11;51).
Как историк Церкви, Горский отличался самым возвышенным взглядом на свой предмет, взирал на него с религиозным одушевлением. В частности, главнейшие стороны церковно-исторической жизни Горский рассматривает как обнаружение христианской жизни под непосредственным действием Св. Троицы; в одной группе фактов он находит обнаружение действия Бога Отца, в другой — Бога Сына, в третьей — Духа Святого. И с такой точки зрения он рассматривает всю церковную историю. В распространении христианства, твердости мучеников во время гонений, апологетической деятельности Церкви, направленной ко вразумлению язычества, не хотевшего признать величия христианства, Горский примечал влияние первого лица Св. Троицы, Бога Отца. В своих вступительных лекциях он утверждает: «Мы должны видеть, как Бог призывал в недра Своей Церкви один народ за другим, как охотно или не без сопротивления люди последуют сему влечению… Так это было при самом первом явлении христианства, так и в последующие времена. Новый порядок обыкновенно не вдруг заступает место прежнего, мрак не вдруг уступает место свету. Смотря по тому, как человек пристрастился к своему прежнему образу жизни, как дух его раскрылся к принятию религии истины, любви и добра, — для него это бывает труднее или легче. Часто он, как ослепленный, вооружается против того, что составляет его существенное благо. Так бывает и с целым народом. Таким образом, с историей распространения Церкви тесно соединена история гонений против нее, которые умиротворяются терпением мучеников, основательным защищением истины Божественной (апологеты) и особенными действиями Божественного Промышления» (10;450−451). Т.о. вступление человека в Церковь и борьба его с врагами внешними, по воззрению Горского, совершается по действию силы Божественной, изливаемой на человечество от Бога Отца.
Другие группы церковно-исторических явлений, касающихся внутреннего развития и благоустройства Церкви, Горский поставляет под особенное действие Второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, Христа. Сюда он относит историю церковного учения, богослужения и иерархии. Горский обращался к своим слушателям с такими мыслями: «Теперь история церковная должна показать, как введенные в ограду Церкви народы руководствуются в ней Главой Церкви, Сыном Божиим, Иисусом Христом, Который, как великий пророк, открыл миру свет истинного Богопознания, как истинный первосвященник даровал Церкви средства благодатного освящения, как царь, управляет чрез своих служителей всем телом Церкви по законам Своей Божественной воли». Горский находит в истории Церкви продолжение тройственного служения Иисуса Христа как пророка, первосвященника и царя. Раскрывая эту мысль, Горский говорил: «Церковь в одно и то же время и училище истины для руководствуемых, и храм для их освящения, и духовное царство, в котором каждому члену назначено свое место и все подчиненные одной верховной невидимой власти управляются основании ее законов видимым священноначалием» (10;451−452). Учение Церкви, ее богослужение, ее иерархическое управление — вот предметы на которые обращена промыслительная деятельность Христа Спасителя.
Область Духа Св. в истории Церкви, по воззрению Горского состоит в направлении всей жизни христианской к практическому осуществлению идеала добра и истины. «Начатое под руководством Церкви через Иисуса Христа обновление довершается, — рассуждает Горский, — под влиянием Духа Св. и при пособии благодатных учреждений, в собственной деятельности каждого, которая бывает разнообразна по различным отношениям настоящей временной жизни… История Церкви собирает в одно целое эти разнообразные явления христианской жизни, которыми заключается на земле весь ряд предшествующих действий Божественного руководства» (10;452).
Указанные свойства воззрений Горского на историю Церкви могут привести к мысли, что, рассматривая историю как обнаружение Божественных действий, он тем самым отказывался от изучения естественных причин и условий развития церковно-исторической жизни. Но эта мысль несправедлива. Горский никогда не забывал той основной истины, что история христианской жизни раскрывалась среди чисто исторических, человеческих отношений и потому может быть изучаема только в связи с этими отношениями. Богоучрежденность Церкви, Боготкровенность ее учения, таким образом, по сознанию Горского, не исключают естественного хода развития Церкви; последнее представление не противоречит понятию о ней как организме, одушевляемом высшими силами.
Верхом совершенства Горского в построении лекционных курсов, которые он читал в Академии, необходимо признать его «Историю Евангельскую и Церкви Апостольской» (5), для составления которой он положил много труда, и которую обработал с особым тщанием. Это есть философия Новозаветной Священной истории, изложенная с редким проникновением. По всей этой истории, особенно по истории Евангельской Горский провел одну идею — идею возбуждения Христом веры в учениках и в народе. Эта идея проглядывает у него и в таких фактах, которые при простом чтении Евангелия никак не могли бы привести к тем заключениям, какие делает из них Горский. Проникнутый пламенной верой в искупительный подвиг Христа Спасителя, Горский одушевлялся в своих чтениях, и речь его часто дышала поэтическим восторгом.
Как ученый, Горский поражает мастерством и достоинством своей работы. Научным наследием ученого являются, прежде всего, его научные труды, которые могут быть разделены на три группы: 1) жизнеописания и исследования, относящиеся к общей церковной истории; 2) жизнеописания и исследования, относящиеся к русской церковной истории; 3) древние русские памятники, изданные с объяснением и исследованием о них. Всего Горский издал свыше 40 печатных научных работ. Кроме них остались обширные труды в рукописях. В основном это лекции по общей и русской церковной истории (14) и по догматическому богословию (15). Горскому принадлежит также инициатива издания журнала «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе», который начал издаваться в Москве с 1843 года. Горским был одним из редакторов журнала (12;23) и самым деятельным его сотрудником.
Что касается до исследований Горского по русской церковной истории, то его работы следует признать самостоятельными и оригинальными. Летописи, грамоты, акты он изучил глубоко и основательно, затем используя эти подобранные материалы при развитии научной составляющей своего предмета. Горскому принадлежит честь и заслуга в открытии некоторых замечательных памятников древней русской литературы. У Горского не было, однако, лихорадочной торопливости печатать все вновь попадавшееся к нему в руки. Вновь найденные памятники только тогда вносились Горским в науку, когда после всестороннего исследования удавалось раскрыть их научное значение и определить их место в истории литературы. Достаточно сказать, что замечательный памятник древности, «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, сделалось достоянием исторической и филологической наук благодаря Горскому, который впервые и издал его, снабдив обстоятельным, научно выверенным пояснением (7;204−299). Прежде «Слово» было известно и Карамзину под именем «Жития Владимирова» (13;531), но Горский после изучения писаний «греческого Илариона» (7;220−222;16) доказал несомненно самостоятельность найденных им сочинений «Илариона русского», проследил их историю в древней русской письменности до времен архиепископа Гурия (1555 г.) и приурочил их к известной эпохе (7;214).
Также Горским изданы поучения Кирилла II, митрополита Киевского (6), митрополитов Московских Петра (9) и Алексея (8). Эти биографии древних святителей Московских, составленные по предложению митрополита Филарета, можно считать образцовыми произведениями. Не уступают им в достоинстве и обширнейшие труды Горского о восточных отцах: Афанасии Александрийском (3), Василии Великом (4) и блаженном Феодорите Кирском (2).
О характере изложения в сочинениях Горского нужно заметить, что он писал стилем, необыкновенно выработанным и чистым, не допускал в речи иностранных терминов, избегал неопределенных и обоюдных выражений, выбирал слова и выражения точные и веские, соблюдал крайнюю осторожность в постановке фразы. И при всем ученом характере исследований ученый никогда не впадал в сухость изложения.
А.В. Горский глубоко любил и высоко уважал свой предмет — церковную историю. Это побуждало его делиться со своими слушателями представлениями о важности и пользе церковно-исторических занятий: у ревностного профессора от избытка сердца невольно говорили уста (Лк. 6: 45). Саму важность и пользу церковной истории Горский указывал: 1) В ней самой: «История Церкви, — говорил он, — представляет, с одной стороны, Бога в самом ближайшем отношении к человечеству, с другой — человека в самом высочайшем из его стремлений. Насколько выше в человеке религиозное стремление всякого другого, настолько же превосходит и история его другие». 2) В пользе церковной истории для каждого верующего: «Так как Церковь от ее начала доселе составляет один великий союз, то каждый член этого союза, коль скоро имеет возможность, должен позаботиться с ним ознакомиться. Каждый — наследник духа прежних времен!»; 3) В необходимости ее для богослова: «Для того, кто сам избирается в строители тайн Христовых, история служит необходимым руководством как в науках богословских, так и в жизни». 4) В нужде церковной истории для российского пастыря. «В особенности изучение церковной истории полезно для отечественного богослова. Она дает видеть: а) что мы имеем и чего еще не имеем по сравнению с другими Церквами, например самостоятельной учености богословской и церковно-исторической; б) как должны действовать на наше время» (10;454−455).
Одну из трудностей при изучении церковной истории Горский совершенно справедливо видел в том, что церковный историк имеет дело с элементом едва уловимым — с духом человеческим в его истории со всеми его тончайшими стремлениями. «Ей (церковной истории как науке. — А. М.) нужно иметь, — восклицал Горский, — око серафимово, чтобы так свободно читать в глубине сердец человеческих, так бестрепетно взирать на славу Божию! Если вообще наблюдение явлений, совершающихся в глубине духа человеческого, сопряжено с великим трудом, подвергается опасности многих ошибок и заблуждений, то чего стоит столь глубокое раскрытие всех сил духа человеческого по обоим его направлениям к небу и аду, какое принадлежит перу церковной истории?» (1;53).
Горский был объективистом-историком. Он постоянно был занят и в своих лекциях, и в своих печатных церковно-исторических трудах фактической истиной, тщательным изучением фактов, но что касается до обобщения фактов в смысле исторического прагматизма, до изучения истории в смысле развития церковно-исторической жизни, то таких задач Горский не ставил себе, считая такие работы еще преждевременными. «В самом деле, прагматическая обработка церковной истории возможна только тогда, когда солидно обработаны частные отделы науки, когда уже изучен материал, служащий к цели, когда наука может похвалиться многосторонностью своих сведений» (11;51). Всего этого, конечно, не было тогда в потенциале отечественной исторической и церковно-исторической науки. Горский же своей научной деятельностью отвечал насущным потребностям времени. Он не брал на себя широких задач, потому что сначала нужно было утвердить основы для науки, нужно было сначала грамотно разобраться в научных материалах. А наука церковно-историческая должна была пройти свою историю, но и до наших дней она так и не прошла этот свой тернистый путь.
Примечания
1. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002.
2. Горский А.В. Жизнь блаженного Феодорита, епископа Кирского. М., 1855. Ч. 14.
3. Горский А.В. Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Сергиев Посад, 1902.
4. Горский А.В. Жизнь святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского // Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1845. Ч. 3.
5. Горский А.В. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1883.
6. Горский А.В. Кирилл II, митрополит Киевский и всея России // Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. 1843. Ч. 1.
7. Горский А.В. Памятники духовной литературы времен Великого Князя Ярослава I // Там же. 1844. Ч. 2.
8. Горский А.В. Святой Алексий, митрополит Киевский и всея России // Там же.
9. Горский А.В. Святой Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры // Там же. 1854. Ч. 6.
10. Лебедев А.П. Церковный историк А.В. Горский // Церковная историография в ее главных представителях с IV по ХХ в. СПб., 2000.
11. Мельков А. Ректор Московской Духовной Академии А.В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки // Журнал Московской Патриархии. 2002. N 12.
12. Мельков А.С. Митрополит Филарет и Московские Духовные школы // Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности молодых ученых в областях гуманитарных, естественных и технических наук в 2003 году. М., 2004.
13. Москвитянин. 1843. Ч. 3.
14. ОР РГБ, ф. 78, к. 1, ед. хр. 41 — к. 8., ед. хр. 2.
15. ОР РГБ, ф. 78, к. 8, ед. хр. 3 — 10.
16. ОР РГБ, ф. 78, к. 12, ед. хр. 38, л. 1−5.
17. С-ов А. Протоиерей А.В. Горский (1812−1962) // Журнал Московской Патриархии. 1962. N 10.