Русский вестник | 11.05.2004 |
Уважаемый Владимир Владимирович!
Епархиальный совет Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви обращается к Вам, кандидату в Президенты Российской Федерации, а также ныне действующему Президенту Российской Федерации.
Мы озабочены негативной стороной социальной ситуации, складывающейся в Белгородской области, а также во многих регионах Российской Федерации в связи с планомерно осуществляемыми мероприятиями по введению новых государственных способов регистрации и кодификации личности (паспортов, ИНН и т. п.).
Русская Православная Церковь, будучи основной культуро-созидательной и государствообразующей религией нашей страны, является естественным охранителем духовной безопасности России. Православным свойственны такие качества, как милосердие, жертвенность, патриотизм, уважение к власти, жизненная и гражданская активность, социальная терпимость к иноверцам, уважение к национальному самовыражению. Церковь, имея вселенский характер, обращает свою любовь на всех людей, в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11). Русская Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлекаемыми во вражду социальными слоями. В делах благотворения, милосердия, сохранения и улучшения духовно-нравственного и материального состояния мира православие стремится к симфонии (то есть, к созвучию) с государственной властью. Более того, Церковь молится за государственную власть, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2.2). Принцип взаимной свободы Церкви и государства предполагает и такое сотрудничество, в котором сама Церковь становится совестью общества, призывающей всех к единению и исполнению заповедей любви, а также обличающей зло с целью укрепления духовной безопасности. Понимаемой, например, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12.25).
Епархиальный совет Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви, неуклонно заботясь о социальном согласии и мире в Белгородской области и во всей нашей Отчизне, учитывая серьезное и продолжительное волнение значительной части православных верующих в связи с введением идентификационных номеров (ИНН) и с пониманием воспринимая обеспокоенность по этому поводу доброй совести большинства российских граждан, считает своей святой обязанностью еще раз обратить Ваше внимание на эти проблемы.
Вопрос о введении идентификационных номеров и новых паспортов ранее неоднократно был темой детальных обсуждений, результатом которых стали известные постановления нашей Святой Церкви, важность и неизменность которых мы подтверждаем.
Однако новые обстоятельства породили необходимость сделать некоторые разъяснения для углубления понимания данной проблематики в контексте эсхатологического измерения православной веры (а это касается судьбы людей в последние времена перед концом мира). Эсхатология как реальное событие будущего присутствует в нашей сегодняшней жизни, наполняя ее христианской надеждой и смыслом. Обеспокоенность конечной судьбой мира естественна для всякого верующего человека, ибо она в то же время связана с его личной судьбой.
Согласно православной вере, Второму Пришествию Христа будет предшествовать кратковременное царствование антихриста. Тот, кто примет его за Бога, получит его знамение («печать антихриста») (Откр. 13, 16−17), которое позволит находиться в пространстве, временно контролируемом антихристом. А тот, кто останется верным Христу и не поклонится антихристу, лишится каких-либо прав и, в конце концов, даже священного дара Божия — жизни. С грядущим царством антихриста связаны две сейчас актуальные проблемы: печать антихриста, а также права и свободы личности.
Печать (сама по себе) — это техническое средство, которое даст возможность пребывать в подчиненном антихристу мире, и без поклонения ему она ничего не значит, не имеет никакой реальной мистической власти над человеком. Однако, с другой стороны, царство антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей.
В связи с этим любая регламентация с помощью технических средств (даже внешне целесообразная) социальных прав и свобод граждан приобретает эсхатологическое измерение. Она не может не беспокоить совесть членов Церкви, так как возникает вопрос: с какой стратегической целью это совершается? Проблема прав и свобод в такой ситуации не представляет собой лишь частное дело верующих.
Нынешний процесс глобальной модификации системы регистрации и кодификации населения нашей страны непосредственно касается всех сторон социальной деятельности граждан. Он внедряется в таких формах, которые имеют явственное типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен. При этом одновременно игнорируются и блокируются реальные альтернативные способы (приемлемые для православных верующих и вполне доступные технически) осуществления функций государственного регулирования и контроля в области общественного хозяйства и политической деятельности, что вызывает у многих верующих апокалиптические параллели.
Поскольку в контексте Божественного Откровения указана эсхатологическая направленность и губительность всестороннего технического контроля над личностью, мы не можем и не должны проявлять равнодушие к внедрению его в нашей Отчизне и на нашей земле, где Господь определил нам жить. Бог, всем управляющий, для блага людей устроил так, что нынешние политические стандарты и технические возможности, несмотря на неоднозначное отношение к ним, могут приемлемым для христиан способом стать действенным инструментом решения возникшей проблемы. Но при этом государственная власть, заявляя о приверженности демократическим принципам и демонстрируя решимость проводить их в жизнь, обязана подходить честно и ответственно к чувствам и совести большинства своих граждан.
Построение демократии предполагает создание справедливого общественного строя, который признает действительную, а не мифическую власть граждан. Поэтому основная задача исполнительной власти состоит в решении проблем граждан, обладающих той реальной властью, которую они делегировали государству. Любые попытки государственных чиновников навязать обществу свое решение каких-либо вопросов, ссылаясь на якобы важные причины, будут по своей природе идти вразрез с этой концепцией гражданского общества. Ответственная власть должна искать конструктивные способы преодоления проблем, а не блокировать их решение, особенно когда речь идет о правах и свободах человека, всегда священных для православия. Отказ властных государственных структур перейти на альтернативную модель регистрации и кодификации граждан или искусственное создание ими сложностей для ее внедрения справедливо воспринимаются как нарушение основных принципов демократии и безответственность перед народом. В религиозном контексте указанные действия власти приобретают апокалиптическую составляющую, что может расцениваться как сознательное или невольное содействие появлению технической базы, способствующей воцарению антихриста. Такая позиция представителей власти не будет благоприятствовать снятию напряженности в обществе, не даст его членам крайне необходимой сейчас стабильности и надежды на улучшение жизни.
Мы обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с уверенностью в том, что Вы сможете предотвратить углубление конфронтации, возникшей между значительной частью верующих и государственной властью. Мы еще раз настоятельно призываем представителей всех ветвей власти: содействовать закрепленному законом праву верующих жить и выполнять свои гражданские обязанности в согласии с их религиозными убеждениями, в том числе и в сфере свободного выбора альтернативных способов государственной регистрации и кодификации граждан.
Настоятельно просим Вас содействовать разработке механизма, гарантирующего возможность отказа от неприемлемых способов регистрации и кодификации тем верующим, которые не могут пользоваться им по своим религиозным убеждениям, предоставив им способы демократично осуществлять свою социальную деятельность по альтернативной системе учета.
Архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН,
члены Епархиального совета.