Русская линия
Новая газета Анна Эпштейн11.05.2004 

Церкви стали концертными залами
Завершается Третий московский пасхальный фестиваль

День Победы на Поклонной горе будет отмечаться не только гуляньями, но и праздничным концертом оркестра Мариинского театра. Это мероприятие станет завершением Третьего московского пасхального фестиваля.

Начавшийся в Пасху фестиваль огласил столицу звонами. Всю Пасхальную неделю пели никитские, замоскворецкие, таганские колокола.

Помимо колокольных звонов, в рамках фестиваля прошли симфонические и камерные концерты, Дни Баха в Москве, концерты хоровой музыки и благотворительная программа. Всего состоялось более 70 концертов в десяти городах России: Москве, Новгороде, Вологде, Владимире, Костроме, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Рязани, Твери и Ярославле.

Организатором и художественным руководителем фестиваля выступил Валерий Гергиев, а главным исполнителем — оркестр Мариинского театра, которым он руководит. К участию в фестивале Гергиев пригласил еще только два оркестра: «Новую Россию» под управлением Юрия Башмета и Collegium Vocale Gent (Бельгия) под руководством Филиппа Херрвега, они сыграли лишь по одному концерту. Оркестр Мариинского театра (для сравнения) выступил двенадцать раз в разных городах, и иногда по два раза в день. Сыграли все семь симфоний Прокофьева. В следующем году Гергиев намерен довезти фестиваль до Урала.

Студенты-музыканты, сидящие на ступеньках второго амфитеатра Большого зала консерватории, потому что совсем нет свободных мест, переговариваются: «Гергиев — сумасшедший трудоголик. Он может оставить оркестр после вечернего концерта репетировать новую программу…». Зато на всех концертах фестиваля — аншлаги. Этому способствовали и звездные солисты, приехавшие со всего мира: Виктория Муллова, Юрий Башмет, Леонидас Кавакос, Ланг Ланг, Владимир Фельцман, Александр Торадзе.

В течение 17 дней они исполняли лучшую русскую музыку — Чайковского, Стравинского, Рахманинова. Но идея фестиваля была — показать русскую классику в европейском контексте из Равеля, Сибелиуса и, конечно, Баха. Совсем разного Баха представили скрипачка Виктория Муллова — сторонница аутентичного исполнения и пианист Владимир Фельцман, играющий хрестоматийного классика как современника.
Кульминацией фестиваля могла стать опера Чайковского «Чародейка», поставленная в Москве впервые за несколько десятилетий, но не стала — не удалось перекрыть впечатление от прошлогоднего «Бориса Годунова», исполненного в ливень на Соборной площади.

Кульминацией фестиваля могла стать опера Чайковского «Чародейка», поставленная в Москве впервые за несколько десятилетий, но не стала — не удалось перекрыть впечатление от прошлогоднего «Бориса Годунова», исполненного в ливень на Соборной площади.

А вот «Всенощная» Рахманинова, которую спел хор Третьяковской галереи в храме Троицы в Серебрениках, стала одним из ярчайших событий не только фестиваля, но и всего музыкального сезона.

Пасхальный фестиваль на несколько дней превратил московские церкви в концертные залы, благодаря чему светская публика послушала не только русскую духовную музыку, но и редкое фольклорное пение в исполнении самых разных хоров: из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Перми, а также из Грузии, Осетии, Армении, Болгарии и Сербии.

Хор Мариинского театра выступал в храме Вознесения Господня у Никитских Ворот. В этой церкви даже хотели когда-то сделать концертный зал, здесь пел Федор Шаляпин, а до этого венчался Пушкин. Теперь пели «Приидите, воспоим, людие» Бортнянского.
О «Милости мира» пел хор «Мистерия болгарских голосов» в храме иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость».

Словенские босоногие девочки из авангардного хора «Кармина Словеника» странно выглядели на фоне взрослых профессиональных хоров и очень хорошо танцевали, хотя у них нет хореографа. На вопрос: почему они поют босыми — руководитель хора Кармина Силеш отвечает: «Так лучше контакт с землей».

Хористки имитируют звуки, голосом рисуют дождь — и многоголосно поют птицы, шепчутся травы и шумит ветер. Когда девочки выстраиваются в линию, плотно прижавшись друг к другу, их белые одежды сливаются в настоящий экран, и свет скользит по ним то лунной дорожкой на воде, то огненным пламенем, то ветром, играющим кроной дерева. В конце они пели «Благословенную богородицу». И подумалось, что в слове «благословение» есть и их родная Словения, и «благо» для всех общее.

6 мая 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru