Нарьяна вындер | Любовь Апицына | 06.05.2004 |
Несмотря на то, что эта тема вот уже больше десятилетия исследуется и освещается, многие факты, сведения о заключенных, их судьбы остаются малоизвестными. Но наш долг сохранить память о невинных жертвах того времени, которые вошли в историю нашего округа.
Не так давно, благодаря Л.Л. Чижевскому, который уже несколько лет интересуется и занимается темой репрессий, стало известно еще об одном заключенном Вайгачского лагеря — священнике-протоиерее Василии Матвеевиче Холявко. Леониду Лукичу удалось найти и фото, и сведения о биографии Василия Матвеевича. Читая биографию В.М. Холявко, невольно восхищаешься его преданностью выбранному делу.
Родился Василий Матвеевич в 1899 году на Украине, в посаде Новая Прага Александровского уезда Херсонской губернии, в крестьянской семье. С ранних лет в нем проявилась особая музыкальность и тяга к церковному пению.
В юношестве Вася служил певцом в Успенском храме посада Новая Прага. Окончив в 1914 году шестилетнюю школу Министерства народного просвещения, Василий Матвеевич переехал в Киев и был принят в братию Киево-Печерской лавры, где нес клиросное послушание в Дальних Пещерах при игумене Димитриане. Епископ Павел (Вельковский), Елецкий викарий, предложил переехать талантливому послушнику в Троицкий монастырь, где была псаломщиц-кая школа с двухгодичным обучением. Василий принял предложение и переехал в монастырь, где окончил школу за один год. С 1916 по 1917 год работал учителем в Елецкой школе для детей беженцев из Белоруссии. Затем, желая продолжить образование, переехал в Бизюков монастырь, чтобы поступить в Пастырско-Миссионер-скую семинарию, бывшую при монастыре. Здесь он познакомился с преподавателем иеромонахом Онуфием Гагалюком, сыгравшим значительную роль в духовном становлении Василия Матвеевича.
В 1918 году монастырь подвергся нападению банды Махно и многие монахи были зверски убиты. Василию чудом удалось избежать участи собратьев. Монастырь прекратил свое существование, и Василий устраивается псаломщиком в одном из сел Херсонской губернии. Через год Василий Матвеевич был возведен епископом Алексием (Баженовым) в сан диакона, после чего служил в Николаевском соборе в г. Криви Рог Херсонской губернии. Спустя три года на праздник Преображения Господня отец Василий возведен в сан протодиакона епископом Онуфием. Отец Василий, почитая епископа, заявившего себя непоколебимым борцом с «обновленчеством» (политикой Советской власти), последовал за ним в Харьков. Кроме обязанностей протодиакона, в качестве которого он служил в Мироносицкой церкви г. Харькова, отец Василий выполнял поручения епископа Онуфия, с ним ездил и в Московскую Патриархию. Одновременно отец Василий повышает свое музыкальное образование в музыкально- драматическом институте по классу пения. В 1927 году переезжает в Москву, где служит в сане протодиакона сначала в церкви Бориса и Глеба на Арбатской площади, затем — в церкви Воскресения Слову-щего на Остоженке.
5 ноября 1930 года Василий Матвеевич репрессирован. Осужден по 58-й статье на семь лет и отправлен на о. Вайгач в Баренцевом море. В ВОЛП (Вайгачский отдельный лагерный пункт) В.М. Холявко прибыл 24 августа 1933 года, где служил истопником бани для заключенных. Почему Василий Матвеевич не работал на рудниках, а был назначен истопником бани, нам неизвестно. Неизвестно также, где был он в период с 5 ноября 1930 года до 24 августа 1933 года, т. е. более двух с половиной лет.
Находясь в заключении, отец Василий не терял присутствия духа, принимал участие в культурной жизни лагеря: улучал моменты для пения арий из опер. И ария Радомеса, как вспоминал отец Василий, неслась над Заполярьем.
Освобожден Василий Матвеевич Холявко 31 января 1936 года по окончании срока заключения «с зачетом дней».
После возвращения из ссылки в Москву, благодаря своим незаурядным способностям, он скоро устроился петь в известном хоре Ивана Ивановича Юхнова.
В 1941—1942 годах отцу Василию была поручена организация хоровой капеллы. Он был первым ее директором и удостоен благодарности Комитета по делам искусства. Но через два года, когда узнали о его прошлом, отец Василий был мобилизован в действующую армию. Но так как он не явился в назначенный час на призывной пункт, то был объявлен дезертиром. Одним из объяснений, почему Василий Матвеевич уклонился от службы в армии (а время было военное), является, возможно, его вера. Тем не менее, он поведал о своем печальном положении другу, известному актеру Большого театра и бывшему протодиакону М.А. Михайлову, который смог выручить Василия.
После ухода из капеллы служил в радиокомитете, где озвучивал кинофильмы. После окончания войны отец Василий решил оставить светскую жизнь и снова служить Церкви.
С 1946 по 1949 годы служит протодиаконом в церкви святого Николая в Кузнецах г. Москвы. Потом — в храме Пимена Великого (Москва).
В 1950 году «по личным обстоятельствам», а на самом деле избегая возможности ареста, которой подвергались многие в те годы, он должен был покинуть Москву. Уезжает в Тульскую область, где в разных селах служит протодиаконом. Когда пришли его арестовывать, он умудрился покинуть задами дом, где жил, и уехал на Кавказ.
До 1957 года служил в церкви Праведного Лазаря г. Пятигорска
Ставропольского края. В 1957-м возвращается в Москву и служит в Свято-Троицкой Сергиевой лавре г. Загорска Московской области. Через пять лет возведен в сан иерея, еще через пять — в сан протоиерея. После чего служил настоятелем в храме в честь Казанской иконы Божьей Матери в с. Коломенском Московской области, где прожил до конца жизни. Последние два года являлся почетным настоятелем храма. Служение отца Василия, как священника, отличалось искренностью и выразительностью, он был прост и общителен с окружающими, пользовался большой любовью прихожан. Отец Василий был удостоен многих священнических наград.
Умер 4 сентября 1983 года. Похоронен на Даниловском кладбище г. Москвы.
Любовь Апицына, научный сотрудник Ненецкого окружного краеведческого музея
28 апреля 2004 г.