Русская линия
Известия Науки Юрий Клиценко04.05.2004 

Успение Богородицы и символика православного храма

Успение Пресвятой Богородицы — главный богородичный праздник — издревле стал одним из самых почитаемых на Руси. Этому празднику посвящены кафедральные соборы, множество больших и малых храмов Русской Православной Церкви.
В Киево-Печерском патерике есть сказание об основании преподобными Антонием и Феодосием Успенского собора в созданной ими обители. Основателям собора неоднократно являлось видение храма в небесах. Место для храма, а также его зрительный образ, пропорции и размеры были указаны свыше, что сделало Успенский собор образцом русского храмоздательства.

Символика Успения Богородицы указывает на связь между храмом земным и Храмом Небесным (Откр 11. 1, 19): по успении Дева Мария, воспитанная при ветхозаветном храме, вводится Великим Первосвященником Господом Иисусом Христом в Небесное Святое святых.

Прославляя Пречистую Деву как одушевленный храм и священный Ковчег Нового Завета, святоотеческие толкования, богослужебные тексты и иконография проводят параллели между Успением и Введением Богородицы во храм.
Во Втором Слове на Успение Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин подчеркивает, что Марии «надлежало подняться в большую и сокровеннейшую скинию, в самое небо». В 6-й и 9-й песнях второго канона Иоанна Дамаскина на Успение говорится: «Приидите в Сион, на Божественную и тучную Гору живаго Бога, возрадуемся, Богородицу зряще: к зело бо лучшей и Божественней сени, яко Матерь, Сию во Святая святых Христос престави… Воистину Тя, яко светел свещник невещественного Света, кадильницу златую Божественного Угля, во Святая святых всели, ручку и жезл, скрижаль богописанную, ковчег святый, трапезу Слова жизни, Дево, Рождество Твое» (песни 6 и 9).

Иконы, изображающие Введение во храм и Успение, передают учение Церкви в зримых образах.

Икона Введения во храм изображает, как сопровождаемая родителями и девами трехлетняя Мария входит в иерусалимский храм, где первосвященник Захария (отец Иоанна Крестителя) встречает ее и вводит во Святое святых. Тема первосвященника и отроковицы обретает новозаветный смысл в иконографии Успения, где Первосвященник Христос берет на руки ребенка — душу Богоматери, чтобы возвести ее в Небесный Иерусалим. Икона включает изображения ангелов, апостолов, святителей и праведных жен, провожающих Богородицу при восхождении в горний мир. Присутствие Христа Архиерея и священнослужителей подчеркивает литургическое значение иконы.

Сопоставляя Введение во храм и Успение с перенесением Ковчега Завета во Святое святых храма, православное богослужение и иконопись напоминают о нечестивом Авфонии, которому Архангел отсек руки за попытку опрокинуть ложе с усопшей Богоматерью: «Како кивота Бога Жива прикоснутися, лукаве, дерзнул еси? Но постиже суд отсечением» (статия вторая, 107). Авфония был наказан как библейский Оза, дерзнувший прикоснуться к Ковчегу Завета при перенесении святыни в скинию на горе Сион при царе Давиде (2 Цар 6. 6−7).

Нередко в православной традиции духовный смысл одного события Священной истории отражает духовный смысл другого события. Например, взаимосвязь Рождества Христова и Успения Богородицы раскрыта О.Е.Этингоф в статье «Литургическая символика парного расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери» (О.Е.Этингоф, Образ Богоматери, М., 2000, стр. 205−228). Подобное взаимоотражение Введения во храм и Успения связано с символикой православного храма как «неба на земле».

1 мая 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru