Гудок | Сергей Комков | 04.05.2004 |
Взяв в руки бухгалтерские счеты, он вычислил, сколько нужно иметь в стране грамотных людей. Оказалось, что совсем немного — хватит 20 — 25 процентов от общего числа. Его просто возмущает тот факт, что в «нищей России учится 98,6 процента подростков в возрасте 16 лет и на среднее образование тратится больше, чем на высшее». По логике «реформатора» иметь грамотных людей — непозволительная роскошь для Российского государства.
Российское образование на протяжении многих веков складывалось как целостная фундаментальная система знаний, формирующихся на основе классического подхода. Это означает, что знания всегда рассматривались с точки зрения не научения человека каким-либо практическим действиям, а его формирования как личности по образу и подобию Божьему. Широта спектра знаний необходима человеку для понимания его места в этом мире, для осмысления сути своего существования на Земле. Только такая система образования способна наполнить жизнь человека нравственным смыслом, сделать его творцом. Только такая система способна породить Менделеевых, Ломоносовых, Кулибиных, Алферовых. Поэтому сетования господина Кузьминова на перегруженность школьных программ и учебных планов академическими занятиями говорят о его полном непонимании исторического пути, пройденного российской школой. Любая вариативность хороша лишь тогда, когда она ложится на стройную систему знаний.
Американская система образования всегда носила чисто прикладной характер. Это было исторически обусловлено тем, что уже изначально американское общество представляло собой конгломерат наций и народностей, сложившийся не в результате многовекового этнического процесса, а в результате механического смешения отнюдь не лучших представителей мигрирующего населения мира. Наслоение множества культур и традиций на нигилистическую структуру появившегося всего триста лет назад американского государства привело к выхолащиванию сути образования подрастающего поколения.
Вся система нынешнего образования США носит весьма примитивный характер. Ее главный воспитательный постулат — «Америка превыше всего!». Этот дешевый патриотизм вытекает из самой сути американского общества, в котором каждый индивидуум изначально ставит на высшую ступень борьбу за собственное выживание в этом мире зла и насилия. Среднему американцу присуще величайшее самомнение при минимальных знаниях. Вся система воспитания в американском обществе построена на презумпции силы. С раннего детства родители внушают своим чадам мысль о том, что они самые лучшие, самые умные, самые развитые, забывая при этом дать им должный высокий уровень образования и развития. Изначально построенная на принципе отрицания всего лучшего, что было создано человечеством в Старом Свете, американская система образования готовила и продолжает готовить приспособленцев для общества потребителей. Таким образом, в США сложилась чисто прикладная система образования. То есть главной задачей, которую ставит перед собой государство в данной ситуации, является всемерная практическая подготовка человека к жизни в очень жестоком мире всеобщей конкуренции. В таких условиях приходится считать каждый затраченный цент, к любому событию и явлению подходить с сугубо прагматических позиций.
Господин Кузьминов, прошедший подготовку у гарвардской профессуры, по-видимому, очень хорошо усвоил курс практического прагматизма. Но забыл о том, что Россия прошла совершенно отличный от Америки путь исторического развития, имеет свои сложившиеся веками традиции и прекрасную педагогическую школу. В этой связи возникают два возможных варианта. Либо господин не ведает, что говорит, и в таком случае он не имеет права даже называть себя ученым. Либо этот «счетовод» намеренно вводит в заблуждение общественное мнение страны, выполняя заказ своих заокеанских «дядюшек».
Весьма похоже, что господин Кузьминов играет роль очередного «агента влияния», который всеми имеющимися в его распоряжении средствами пытается осуществить главную геополитическую задачу наших соперников. В соответствии с известным «планом Даллеса» на территории России, занимающей шестую часть земной суши и располагающей третью всех мировых запасов полезных ископаемых, должно остаться не более 40 — 50 миллионов человек, которым будет отведена роль обслуживающего персонала при новых хозяевах, прибывших с Запада. При подобном раскладе становится вполне понятной идея уничтожения самой лучшей в мире российской системы образования, что неминуемо приведет к полной деградации подавляющего большинства населения нашей страны. Особенно это коснется национальных автономий, районов Крайнего Севера и малочисленных народов России. Приведет к их полному и окончательному уничтожению. Таким образом, путь к несметным богатствам величайших территорий будет открыт для завоевателей «новой волны», которые эти охраняемые веками сокровища очень быстро перетащат в свои надежные закрома.
Когда господин Кузьминов сокрушается по поводу неправомерных расходов на малокомплектные сельские школы, он совершенно прав с точки зрения американской логики и с позиции прагматической целесообразности, навеянной ему гарвардской профессурой. Но по отношению к многомиллионному российскому народу он — злейший недоброжелатель, ибо фактически обрекает на вымирание целые поселения, подрубает под корень самые устои вековой жизни российского общества. Потому что, хочет он этого или нет, но уже на опыте доказано, что, когда в селе закрывается школа, из него происходит полный отток молодого трудоспособного населения и село умирает. Упования на так называемую «реструктуризацию сельских школ» (то есть на их укрупнение и перевод детей на обучение в районные и областные центры с проживанием в интернатах) будут иметь еще более пагубные последствия. Ибо произойдет разрушение семьи как основного социального института общества. При живых родителях мы получим многомиллионную армию беспризорников.
И еще одну деталь следует отметить, анализируя доклад «счетовода» из Высшей школы экономики. Как только государство переведет образование из сферы своих первостепенных социальных и политических функций в разряд коммерческих услуг, оно, как утверждает академик Дмитрий Львов, рухнет. И поднять его уже не смогут никакие инвестиции и никакие зарубежные займы. Нравственный дефолт намного страшнее экономического, ибо после него уже некого поднимать.
Никогда, ни в какие времена образование не являлось предметом купли-продажи. Это долг, который вечно отдает старшее поколение младшему за тот кредит, который оно в свою очередь получило от отцов и дедов. И, в конечном итоге, от нашего общего Создателя. Но разрушение этой цепочки может иметь трагические последствия для всего человечества.
Каждый человек в нашей стране имеет равное право на приобщение к величайшему историческому опыту, накопленному предками. И ни один чиновник не вправе решать, имеет ли право ребенок на получение достойного образования или нет. Главная задача государства — обеспечить равные возможности получения всей суммы знаний для любого гражданина страны. Поэтому введение понятия «образовательные услуги», за которые гражданин должен платить из собственного кармана, является грубейшим нарушением прав человека. Об этом не мешало бы помнить их поборникам, которых в нашей стране в последнее время развелось небывалое множество.
Сейчас очень много говорят и пишут о Едином государственном экзамене. Господин Кузьминов — один из авторов этой наделавшей шума идеи. На самом деле ЕГЭ — это всего лишь инструмент для перевода российского образования на платные рельсы. Следом за ЕГЭ идет еще одно «великолепное изобретение» наших доморощенных «счетоводов» с гарвардскими дипломами — ГИФО: это государственное именное финансовое обязательство, которое, по мысли организаторов «реформы образования», будут получать учащиеся по результатам Единого государственного экзамена. Чем больше наберешь баллов, тем больше получишь процентов гособеспечения по ГИФО. И это еще один миф, который может очень быстро привести к банкротству всей системы нашего образования.
За последние 12 лет российское Правительство выдало такое множество необеспеченных финансовых обязательств, что им теперь уже больше никто не верит. Так, афера с ГКО (государственными краткосрочными обязательствами) привела к дефолту 1998 года и чуть было не закончилась полным экономическим крахом страны. Годами мыкаются со своими жилищными сертификатами офицеры и переселенцы. И ректоры ведущих вузов страны прекрасно понимают, что, приняв на обучение студента по ГИФО, они никогда в жизни не получат из бюджета обеспечения этого обязательства в виде твердых денег, необходимых на развитие их учебного заведения. Поэтому предпочтение будет отдаваться студентам, способным платить наличными за свое обучение в вузе. То есть для подавляющего большинства талантливых детей, желающих получить хорошее образование, но не имеющих на это средств, путь к нему будет закрыт.
В рамках так называемой «модернизации образования» фактически идет тихая контрреволюция, практически незаметная невооруженному глазу. Только специалисты понимают, что означает замена термина «образовательное учреждение» на «некоммерческая образовательная организация». В рамках государственного учреждения его руководители не имели права брать деньги за обучение детей ни под каким соусом. Теперь «для обеспечения учебного процесса» директор школы или ректор института может установить дополнительные взносы, которые поступают в кассу (а иногда и мимо кассы) учебного заведения. Наши «реформаторы-экономисты» доказывают, что это только на пользу учебному заведению и самим учащимся. Все было бы так, если бы не один прискорбный факт: сегодня в нашей стране 30 миллионов человек живут за чертой бедности. А значит, эти люди не в состоянии платить ничего. И их дети обречены на нищенское существование.
Но если даже не брать в расчет эту категорию граждан России, то сегодня человек, имеющий, по статистике, «средний достаток», также не в состоянии оплатить эти «образовательные услуги». То есть только около 10 процентов населения России после перехода страны на платную систему образования будут получать полноценное образование. Остальным 90 процентам остается один удел: либо медленно вымирать, спиваясь и одурманивая себя дешевыми наркотиками, либо превратиться в касту покорных рабов при новых хозяевах. Если к «реформе образования» прибавить «реформу медицинского и социального обеспечения», которая также предполагает переход к платной медицинской помощи и отмене всех социальных льгот, то картина становится довольно мрачной. Но это как раз то, чего с огромным нескрываемым энтузиазмом добиваются ставленники гарвардской профессуры в России: кузьминовы, гайдары, лифшицы, ясины, чубайсы, асмоловы, немцовы — люди, которых в народе уже давно окрестили «агентами влияния».
Сегодня мы находимся на пороге мощнейшего системного кризиса, который может привести к разрушению всей российской государственности. Бездумное реформирование, не основанное ни на каких законах логики и здравого смысла, проводимое под диктовку «кукловодов» из Гарварда, может стоить нам очень дорого. Реформа, инспирированная профессорами типа Кузьминова, способна полностью разрушить самую уникальную и самую продуктивную систему образования в мире. Тогда доклад, подготовленный господином Кузьминовым на имя Президента РФ, станет эпитафией на могильной плите государства Российского.
28 апреля 2004 г.