Русская линия
Диана Юрина04.05.2004 

Светская власть и церковь
О конференции «Роль православия в возрождении духовного самосознания населения Дальневосточного региона»

Научно-практическая региональная конференция «Роль православия в возрождении духовного самосознания населения Дальневосточного региона» — одно из самых заметных явлений культурной жизни Сахалина, причем явлений не преходящих, а основополагающих. Таких представительных научно-практических конференций, поднимающих проблемы нравственности, на Сахалине еще не было. Представители Хабаровска, Владивостока, Камчатки, Магадана, Москвы и Сахалина выступили с докладами по разным аспектам темы, которая была рассмотрена исходя из разных позиций: государственного устройства, взгляда церкви, общественных запросов. Организаторы — областная администрация, Южно-Сахалинская епархия, Сахалинский государственный университет — сумели объединить лучшие силы области, заинтересовать известных в стране религиозных и общественных деятелей, принявших участие в работе конференции. Как всегда, привлекли внимание доклады известных не только религиозных, но и общественных деятелей профессора МГУ, диакона Андрея Кураева и руководителя центра реабилитации жертв нетрадиционных религий и помощи наркозависимым иерея Олега Стеняева (на тему Домострой или Глобализация), преподавателя Православного Свято-Тихоновского Богословского института иерея Андрея Близнюка. Эти доклады говорили о нравственности бизнеса, отношении к деньгам, экстремизме, религиозной информации, современном образе жизни. Ведь церковь, большую часть которой составляют миряне, должна давать ответы на самые разные явления жизни.
Почему-то нравственность обычно сводят только к греху блуда. Это слишком узкое восприятие. Патриотизм, отношение к родителям, исполнение служебных обязанностей — все это содержит нравственное или безнравственное начало.
Не один раз прозвучало на конференции, что без крепкого нравственного начала невозможно создать сильную страну и развитую экономику, как и привести народ к материальному и духовному благополучию. Участники конференции не тратили время на перечисление негатива, о котором хорошо осведомлены все дальневосточники, не пытались излить «гнев праведный». Но и реверансов друг другу не делали. Вся работа выстроилась на основе анализа ситуации, его осмысления и практических наработок, которых уже немало в регионе. По итогам работы будет выпущен специальный буклет с выступлениями всех участников, а также материалы конференции планируется разместить на сайтах областной администрации и епархиального управления. Кроме пленарного заседания, доклады звучали на четырех секциях, поэтому объем информации очень большой, и как бы ни хотелось изложить его для наших читателей максимально полно, придется остановиться лишь на некоторых моментах.

ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВИЕ?

В первую очередь потому, что это не только культурообразующая, но и государственнообразующая религия. Как сказал начальник отдела аппарата полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Александр Плотников, особую роль Православная Церковь сыграла в духовном собирании русских земель. Это относится как к истории страны, так и к ее современности: «Происходит не только восстановление разрушенных храмов, восстанавливается традиционная миссия церкви как ключевого фактора социальной стабильности и объединения россиян вокруг общих приоритетов морали, справедливости, миротворчества, патриотизма, благотворительности, созидательного труда и семейных ценностей».
Полномочный представитель центрального духовного центра мусульман России по Сахалинской области Талгат Файзулин, выступая с приветственным словом, сказал, что «не могут не радовать действия областной администрации, которая инициировала эту встречу. Медленное, но неуклонное духовно-нравственное возрождение нашей отчизны — великой России становится явью. А это тысячи и миллионы людей, притом молодежи, которые стремятся не только в храмы и мечети, но и в повседневной жизни придерживаются основ и ценностей своего традиционного духовного наследия». Он подчеркнул, что наши православные предки приняли веру христианскую добровольно более тысячи лет тому назад и эту святость народа надлежит хранить. Т. Файзулин пожелал «Великому боголюбивому русскому народу достоинства, мира и счастья в исполнении исторической миссии объединения народов России».
Говоря о создании оптимальной модели государственно-религиозных отношений, вице-губернатор Георгий Карлов сказал, что истинная свобода человеческой личности определяется не только в сфере социально-политической, но и в сфере духовной. Церковь всегда считала, что подлинно гражданское общество созидается на истинно нравственных, объединяющих началах. Роль православия в формировании гражданской нравственности, этики, добродетелей хорошо известна. Выстраивание государства с традиционными для России конфессиями должно и будет проходить в правовом поле в рамках существующей Конституции, и вместе с тем предполагать совместную деятельность в таких областях как милосердие. Совместная реализация социальных программ, охрана, восстановление и развитие исторического культурного развития, деятельность по сохранению окружающей среды, воспитание подрастающего поколения, совместная поддержка института семьи, материнства и детства.
Иерей Андрей Близнюк ознакомил участников конференции с основами социальной концепции Русской Православной Церкви, в которую входят такие направления, христианская этика и светское право, церковь и политика, труд, его плоды и собственность, война и мир, преступность, наказание и исправление и т. д. Церковь смогла войти в исправительные учреждения и принести сюда слово благодати. Недавно Православный Свято-Тихоновский Богословский институт организовал поездку в самую строгую женскую колонию Пермской епархии. Священнослужители беседовали с осужденными за преступления женщинами, крестили их.
В эпоху утраты системы ценностей, духовных потерь церковь заявляет о том, что она считает безнравственным. Отсюда ее позиция по отношению к агрессии, биоэтике, узаконенному убийству, именуемому абортом, деньгам (служение мамоне становится нормой, — сказал о. Андрей). Свой доклад А. Близнюк сопровождал показом слайдов, на которых была неизвестная многим Россия, та страна, которая существует, но практически не попадает ни на экраны телевизора, ни на страницы печати. Это страна нищеты и печали, но с огромной тягой к духовности. Старики и школьники, солдаты и студенты духовно открыты и, пожалуй, лишь вера спасает их от отчаяния. Здесь же предстали лица подвижников Православной Церкви, которые проходили и проплывали сотни километров, чтобы принести людям свет и веру. Собственно говоря, такие люди и сейчас есть, они работают, не щадя ни сил, ни здоровья ради Господа и отчизны.

КАКИМИ ДЕТИ ВЫРАСТУТ:

О воспитании детей и молодежи на научно-практическую конференцию было заявлено самое большое число докладов. «Какими дети вырастут, такой будет и Россия», — сказал один из выступающих. Выступление о. Никанора, священника Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери участники конференции просили издать отдельной брошюрой и разослать во все общественные организации области, учебные заведения. Хабаровская епархия, действительно, имеет хороший опыт работы с молодежью и детьми. Цель этой работы — формирование православного образа жизни, привитие традиционных духовно-нравственных ценностей, содействие духовному христианскому становлению личности, привлечение молодых людей к участию в жизни православной церкви. Всевозможные беседы, чаепития, катехизаторские курсы, миссионерские поездки, лагеря отдыха, группы по реставрации монастырей, слет православной молодежи и многое другое в активе епархии.
Интересно, что модное увлечение части молодежи кельтскими легендами и историей привели ее в православный храм. В Хабаровской епархии есть редкая икона святого Патрикия, крестителя Ирландии, который вошел в легенды как святой Патрик. В День его памяти прошел миссионерский молебен, а молодые люди получили в подарок его иконки и книгу Серафима Роуза об этом подвижнике православия. Когда легенда становится реальностью, и реальность оказывается совсем близкой — это потрясение. Но потрясение в хорошем смысле. То, что привлекло как мечта несбыточная в грустных реалиях жизни, оказалось правдой. И значит, жизнь может стать иной.
Хабаровский военно-исторический клуб «Град Китеж» образовался из клуба толкиенистов. Увлеченная ролевыми играми молодежь нашла много увлекательного и романтичного в отечественной истории. А так как в клубе много учителей, то создаются программы по российской истории для школьников, члены клуба проводят православно- патриотические, просветительские занятия в школах, воинских частях, на производстве, в центрах воспитательной работы и т. д.
Православная молодежь активно выступает против сектантства, которое уже принесло немало жизненных трагедий, и готово собирать новую жертву.
На Сахалине такая работа только начинается, но уже приносит свои плоды. Организовано православное братство им. святого благоверного князя Александра Невского, где изучаются приемы русского боя и история церкви. Священнослужители регулярно посещают воинские части, работают воскресные школы и катехизаторские курсы, в рамках договора между СахГУ и епархией проходят чтения на заседаниях круглого стола «Молодежь за духовно-нравственное здоровье», создан координационный центр духовно- нравственного развития.
Кстати, в работе конференции принимали участие и студенты. Я процитирую выдержки из доклада Кирилла Товбина, написанного не без юношеского (И слава Богу, что это так) максимализма: «Надеемся, что Церковь осознает свои задачи в этом мире и отречется от попыток приспособиться к нему, что Церковь воспрянет из пепла, как Феникс, и начнет созидать новый мир — мир святости и духовности. И место ему будет не в журналах и мониторах, а в душах, волях, и умах человеческих».
Я с особым удовольствием познакомилась с «нападками» Кирилла на Православную Церковь, особенно с тем, что «Церковь, как видится, могла бы в одиночку начать борьбу с миром животного естества, плещущего с телеэкранов, с многообразной цветной макулатурой». В этой критике высшая оценка православия, как основной силы общества, действительно способной дать духовные силы народу. Как же этот взгляд отличается от обращения правозащитников к Патриарху с не то просьбой, не то требованием лояльности к «актуальному» искусству. Речь идет о выставке, кощунственно надругавшейся над православными иконами. Господа, среди которых и наш островной общественник М. Куперман, защищая «самовыражение» художников, очевидно не знакомы со словами митрополита Кирилла: «Всякая картина — это отражение духовного мира художника. Весь вопрос в том, каков этот мир. От Бога он или от лукавого».

НАШ РЕГИОН ОСОБЕННЫЙ

«Не будет преувеличением сказать, что последние 10−15 лет мы наблюдаем настоящий религиозный ренессанс», — с этих слов начал свое выступление заведующий кафедрой социологии Александр Коньков. Он отметил ряд особенностей, отличающих религиозную обстановку в нашем регионе. Исследования, проведенные кафедрой социологии СахГУ, показали, что 47,5 проц. респондентов считают себя верующими. К числу тех, кто считает себя неверующим, отнесли себя только 19 проц. опрошенных. Остальные не определились в своем отношении к вере и безверию. Уровень религиозности в нашей области ниже того, что в целом по Российской Федерации. Большая часть верующих, а это порядка 42 проц. считают себя православными. Около 7−8 проц. опрашиваемых отнесли себя к протестантам и 2 проц. — к католикам. Всего в опросе было названо 12 основных конфессий. Но сами по себе цифры еще не раскрывают картину религиозного сознания населения. Одно — человек считает себя верующим, другое — во что он верит. При опросе выяснилось, что число верующих и число верящих в Бога не совпадает. Это несовпадение составляет 3−4 проц. При всей неустойчивости отношения к Богу, потенциал Православной Церкви оценивается высоко. Более 70 проц. респондентов признают значение религии как фактора духовного возрождения. Надо сразу оговориться, что разные исследования показывают разные результаты и, соответственно, делаются разные выводы. На заседании одной из секций доцент СахГУ Г. Боровской приводил иные данные, говоря о спаде интереса населения к православию. Впрочем, любое социологическое исследование имеет определенные степени погрешностей.
А рост интереса к религии побудил областную администрацию создать общественный совет по делам религии, утвержденный постановлением губернатора в феврале 2001 года. Начальник управления аппарата администрации области по работе с общественностью и населением Наталья Коршунова рассказала о деятельности совета и проведенных мероприятиях, в первую очередь направленных против религиозного экстремизма. «Хочется надеяться, — сказала она, — что и в дальнейшем будут совершенствоваться взаимоотношения светской власти и религиозных объединений, будет развиваться диалог. Все это будет способствовать упрочению гражданского мира и согласия, консолидации общества».
Собственно говоря, ради этого и работала научно-практическая конференция, потому что если вера — дело личное, то создание благоприятного климата в стране, преодоления нравственно опасных для страны явлений — задача общая, как государственных и общественных структур, так и Церкви.
Что до особенностей нашей области, то они понятны и преодолимы. Когда-то Сахалин считался стопроцентно атеистической территорией. Сегодня вынужденное неверие (ни храмов, ни церковных общин, ни одного священника) сменилось тягой если еще не к вере, то к ее постижению. И каждый волен выбирать как и во что верить. Храмы на атеистическом острове строятся один за другим и не пустуют, наоборот, приходится думать об их расширении. Мир духовный все же побеждает бездуховное прошлое.

Пресс-служба Южно-Сахалинской и Курильской епархии


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика