Русская линия
Благовест-инфо28.04.2004 

В Вaтикане принят новый документ о евхаристии

Новый документ, посвященный евхаристии — «Redemptionis Sacramentum» — был опубликован в Ватикане 23 апреля.

70-страничный документ был разработан по поручению Папы Иоанна Павла II в ватиканской Конгрегации таинств совместно с Конгрегацией вероучения.

В предисловии к «Redemptionis Sacramentum» говорится, что документ — не «свод правил» совершения евхаристии, а попытка «напомнить о некоторых важных элементах литургических норм, которые по-прежнему актуальны» и «утвердить глубокую значимость» этих норм.

Церковь должна дать клирикам «четкие установки» относительно порядка совершения евхаристии, иначе «каждый священник станет служить ее по-своему», заявил во время презентации документа префект Конгрегации таинств кардинал Фрэнсис Аринзе. По словам прелата, задача «Redemptionis Sacramentum» состоит также в том, чтобы предотвратить нарушения в порядке совершения служб, которые «угрожают действенности таинства».

Всего в документе восемь глав. Первая из них посвящена роли Апостольского Престола, епархиального епископа, епископской конференции, священника и диакона в регулировании литургической жизни каждого храма.

Вторая глава посвящена участию мирян в евхаристическом богослужении. Документ призывает избегать «клерикализации» мирян. «Общине, которая собирается для совершения евхаристии, необходим рукоположенный священник». Авторы документа не рекомендуют злоупотреблять такими терминами, как «служащая община». В то же время «Redemptionis Sacramentum» утверждает практику прислуживания у алтаря мальчиков и юношей. С разрешения епархиального епископа прислуживать могут также и девочки или женщины.

Третья глава «Redemptionis Sacramentum» напоминает католикам обо всех обрядовых нормах совершения литургии. В этом разделе также говорится, что произносимая во время мессы проповедь является ее неотъемлемой частью. Проповедь должен говорить служащий клирик, в некоторых случаях он может поручить эту миссию сослужащему клирику или диакону, но ни в коем случае не мирянину.

Четвертый раздел посвящен таинству причастия. Глава напоминает о невозможности приступать без покаяния к причастию тем, кто совершил тяжкий грех.

Пятая глава рассматривает различные аспекты совершения евхаристии, такие как священные сосуды и одежды священников во время мессы. Раздел также говорит, что «в случаях, когда церковными властями заранее не оговорен язык, на котором совершается конкретное богослужение, священникам всегда и везде дозволяется совершать мессу на латыни».

Шестой раздел говорит о невозможности евхаристического поклонения вне мессы.

Седьмая глава, посвященная «особенным функциям мирян», напоминает о том, что простым верующим не разрешается «принимать на себя роль или примерять облачения священника или диакона». В разделе также говорится о роли мирянина, уполномоченного раздавать верующим причастие. Согласно документу, это возможно только в случае отсутствия священника или диакона, или неспособности священника самому причащать верующих по состоянию здоровья.

В восьмой главе перечислены «грубые нарушения» литургических норм Церкви. К ним относятся вынос или хищение освященных предметов из церкви со святотатственными целями, симуляция евхаристии, совершение литургии со служителями Церквей, не имеющих апостольской преемственности священства и не признающих сакрального достоинства хиротонии, совершение евхаристии на одном лишь вине или на одном лишь хлебе.

«Каждый католик, священник, диакон или мирянин имеет право сообщить обо всех нарушениях литургических норм епархиальному епископу или напрямую Римскому понтифику», — говорится в документе.

Вопреки слухам, циркулировавшим в ряде СМИ, новый документ не запрещает использование танцев во время мессы — он просто обходит этот вопрос молчанием.

Выступая во время презентации «Redemptionis Sacramentum» кардинал Аринзе ответил на вопрос журналистов о принятой некоторыми американскими прелатами практике отказывать в причастии политиками и общественным деятелям, выступающим за аборты. По мнению кардинала Аринзе, священник имеет право и должен отказать в принятии таинства человеку, чьи взгляды противоречат учению Церкви. Исключения составляют случаи, когда клирик не осведомлен о взглядах лица, приступающего к причастию. Прелата спросили, как бы он поступил в случае с кандидатом в президенты США от демократической партии Джоном Керри, который, будучи католиком, является сторонником абортов. «Церковные нормы ясны, — ответил кардинал Аринзе. — В США есть католическая Церковь и есть епископы. Пусть они интерпретируют нормы по своему усмотрению».

26 апреля 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru