Русская линия
Независимая газета В. Скосырев26.04.2004 

«Россия — страна Востока»
Брат верховного лидера Ирана аятолла Сейед Мухаммад Хаменеи считает, что ни одно государство не имеет права изменять границы и управлять другими народами

Аятолла Сейед Мухаммад Хаменеи — брат верховного иранского лидера — является одним из главных идеологов Исламской Республики Иран, соавтором Конституции, а также основателем ведущего философского института страны (Международного института Муллы Садра). На днях он посетил с визитом Москву: принял участие в круглом столе в Институте философии РАН и дал эксклюзивное интервью «НГ». Из досье «НГ» Сейед Мухаммад Хаменеи родился в Мешхеде. Учился в теологическом колледже в Куме. Окончил факультет права Тегеранского университета. Опубликовал ряд книг по праву, философии, суфизму. Среди них «Развитие мудрости в Иране и в мире». Основал Международный институт Муллы Садра.

— Сейчас на Западе да и в России ислам нередко ассоциируется с террором. Что нужно сделать, чтобы преодолеть этот стереотип?

— Нужно разъяснять подлинный смысл учения ислама. Ислам придает самое большое значение ценности человеческой жизни, ее безопасности. В Коране говорится: тот, кто убьет одного человека, — все равно что убьет многих. Есть сура, где сказано: кто спас жизнь одного человека, тот спасает жизнь всем. Хадисы (предания о словах и действиях пророка Мухаммада. — «НГ») предостерегают верующих от нападений на людей, похищений и террора.

По нашим правовым источникам, тот, кто угрожает оружием, даже если не убил никого, все равно виновен и должен подвергнуться суровому наказанию. Потому что запугивание людей равнозначно террору. Ислам не призывает к насилию и жестокости. Даже в тех случаях, когда нужно наказать кого-то по закону, учение ислама отдает предпочтение прощению лица, совершившего проступок.

— Какое воздействие на исламский мир оказывает опыт строительства исламского государства в Иране?

— Исламское правление основано на принципах справедливости и безопасности и имеет давнюю традицию. Вначале Пророк, а после него два первых и четвертый халиф очень хорошо управляли обществом. Исламское правлении началось с Медины и закончилось управлением 10 государствами, простиравшимися от юга Испании до юга Китая. Но в процессе руководства правитель иногда придерживается исламских законов, а иногда не подчиняется им и исходит из личных амбиций. Помните, король Людовик XIV говорил: «Государство — это я». Этого принципа придерживаются деспотические правители всего мира. Но если в мусульманском государстве правитель создает деспотический режим, это не вина ислама.

Ислам считает правительство слугой общества и народа. Именно на этой посылке основывается управление Ираном после победы исламской революции. Никакого деспотизма быть не должно — вот критерий, которого мы придерживаемся. Государство обеспечивает соблюдение прав человека, безопасность, относительное благосостояние людей. Мы считаем, что даже не в мусульманских государствах, которые проводят такой курс, правление является исламским.

— Но в вашей стране контроль над законами, судами, органами безопасности принадлежит духовному лидеру Хаменеи. Совместимо ли такое устройство с демократией?

— Демократию можно толковать по-разному. В Америке президент контролирует вооруженные силы, затевает военные действия в разных частях мира, внутри страны противопоставляет одни слои общества другим. И это называется демократией.

Я участвовал в составлении Конституции. Некоторые статьи написал своими руками. Мы не знали, кто будет лидером. Но мы видели, каков был прошлый режим, и не хотели повторения того, что было. Мы считали, что контроль над армией, судебной властью и некоторыми другими органами должен быть сконцентрирован в руках самых надежных людей. Нельзя допустить, чтобы сумасшедший носил оружие. Руководство Ираном осуществляется на основе учения Пророка.

По Конституции, человек, которого назначают лидером, должен обладать определенными качествами. Он должен знать исламскую философию, юриспруденцию, быть честным, не должен ставить свои интересы выше интересов народа, действовать исключительно на основе закона. За работой лидера наблюдает совет экспертов, состоящий из самых осведомленных богословов. Они круглый год контролируют поступки лидера и, естественно, хотят убедиться в том, что он не приносит общественные интересы в жертву личным. Если этот принцип не соблюдается, то лидера снимают. Когда я обсуждал эту тему с католическими священниками, они удивлялись: как можно снимать избранного лидера? Но в иранской Конституции у лидера такие же права, как у простого человека. Если совершил преступление, его снимают. Так что пример подлинной демократии можно найти в Иране.

— Как вы оцениваете американские планы реформирования Ближнего Востока?

— Мы осуждаем политику самоуправства. Никакое государство не имеет права изменять границы и управлять другими народами. Преступная политика США нацелена на то, чтобы обеспечить им экономическое преимущество. Такие действия осуждаются исламом и другими религиями.

— А Россия? Какую роль она играет на Ближнем Востоке?

— В Иране очень хорошо относятся к нынешнему руководству РФ. Это расположение к России всегда было свойственно всем слоям населения. Как вы помните, наверное, имам Хомейни обратился к Горбачеву с посланием и дал ему некоторые отеческие рекомендации. Он доброжелательно относился к российскому народу. Мы считаем, что перемены, происшедшие у вас, пошли на пользу России. Поэтому перспектива для нашего региона обнадеживающая. Может быть, россияне рассматривают себя как часть Запада, но мы считаем россиян народом восточным.

— Может ли в Ираке образоваться государство, основанное на тех же принципах, что и Исламская Республика Иран?

— Исламское правление типа иранского может осуществляться различными методами. Поэтому не надо ни в коем случае настаивать на том, чтобы они подражали нам во всем. Ведь в Ираке есть разные этнические группы с разными религиями. Ислам дает право любому течению, любой группе выбрать свой путь. Даже во время Пророка Коран был поручением ему о том, что он будет предвестником. Он должен сообщить, должен просто передать эту информацию народу, а не действовать сам.

Если американцы — демократы и верят в соблюдение прав человека, пусть они оставят иракский народ в покое, чтобы он сам создал Конституцию и выбрал форму правления.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru