Русская линия
Русское Небо Александр Дмитров26.04.2004 

Связь времен

Высокогорский Николо-Успенский Чуркинский монастырь населению Астраханской области мало известен. Лишь немногие вспомнят, что на месте, где размещалась Володарская районная психиатрическая больница или туберкулезный санаторий когда-то кипела духовная жизнь. Это не преувеличение.

Было время, когда со всех концов страны на церковные службы монастыря стекались многочисленные паломники со всех уголков нашей страны. Прославилась обитель, прежде всего, духоносными старцами, которые здесь подвизались. К их душеспасительным советам прислушивались десятки тысяч мирян, старавшихся жить по заповедям Божьим. Разумеется, речь идет о дореволюционном периоде.

Вглядываясь в старинную фотографию монастыря с видов старой Астрахани, впечатляют его постройки. Успенский собор, колокольня, к большому сожалению, до нас не сохранились. Причиной тому известные исторические события семнадцатого года. На их месте водрузили «святыни» иного рода. Увековеченные в бетоне стояли полуразрушенные изваяния революционных вождей. Там, где раньше были входные ворота и колокольня, встречал гостей улыбающийся Киров, а на месте величественного Успенского собора — главный революционный вождь Ленин, как всегда указывающий своей рукой «правильное» направление. Неподалеку, под косогором валяется бетонно-гипсовый мундир с бюста Сталина. Лет двадцать тому назад представить подобное было бы невозможно.

Время имеет одно характерное только для него свойство. Накапливаясь, оно выставляет оценки событиям, людям и целым историческим периодам.

Ровно один век отделил нас от роковых, революционных событий. Тогда вызревающая революционная ситуация обернулась кровью девятьсот пятого года. Начало двадцать первого века обагрилось жертвами террористических актов. О чем свидетельствуют они миру?

Сегодня после пережитых трагических событий истории и на фоне взрывов террористов-смертников уже унесших жизни десятков тысяч людей по всему миру, здесь, на территории Чуркинского монастыря мы задумываемся о связи времен.

Когда встречаешься со здешними жителями и слушаешь их рассказы о том, как красиво было в санатории, и какую сметану делал больничный персонал психолечебницы, в уме рисуются иные картины.

Два века назад здесь тоже бурлила хозяйственная жизнь. Скупые сведения областного архива позволяют нам утверждать, что были в монастыре и молоко, и рыба, и сады, и виноградники, и даже кирпичный завод. Но не за этим сюда собралась многочисленная монашеская братия. Особым достоянием считался монастырский устав, по строгости близкий к правилам афонских монастырей и опытные духовники, способные дать правильные средства в борьбе со страстями. Не зря ведь над всем этим хозяйством взметался ввысь с луковичных куполов православный крест, указывающий путь от земли на небо.

Так было. Так жила Святая Русь. Миллионы людей искали спасения для собственных душ. Десятки тысяч находили свое призвание в служении Богу, приняв монашеский сан. Однако, сотня лет, как зияющая пропасть пролегла между поколениями отцов и детей и пытается утаить от памяти народной национальные традиции.

Семьдесят лет страна блуждала в поисках коммунистического рая. Почти двадцать лет испытываем теперь блага капитализма. Все это время атеистическая пропаганда и религиозное равнодушие прививали обществу безбожие, но, видимо, подорвались силы идеологов и богоборцев. Прививка коммунизма желаемого результата не достигла, а либеральная инъекция скрутила страну в конвульсиях. В обществе проявилась обратная реакция. Совершенно неожиданно в девяносто первом году прошлого столетия за три дня рухнула создаваемая ими система. Всего нескольких дней хватило для того, чтобы предать коммунистические идеалы политическому забвению. Очень жалкими выглядели вожди-«путчисты» на экранах телевизоров. Быстро забыли и о первом безвольном президенте СССР М.С.Горбачеве. Также внезапно исчезли в прошлом году после думских выборов с политической арены реформаторы-либералы.

Незабываемым оказалось как раз то, что усиленно пытались вытравить из народного сознания — вера в Бога. Как бы мы ни старались не замечать так называемый религиозный фактор, он вновь и вновь пробивается через стену неверия и равнодушия.

Не зря хранил обитель последний ее насельник монах Порфирий. Его могилка первой была явлена теперешним потомкам.

Усилиями настоятеля монастыря архимандрита Евгения это уединенное место превратилось в настоящий памятник духовного подвижничества. Мирскому невоцерковленному человеку трудно понять и представить механизм и движущую силу, которые возвели астраханскую пустынь в ранг национального духовного центра, который называли второй Оптиной. В годы своего расцвета обитель насчитывала более ста монахов, которые своим физическим трудом и молитвенным подвигом создали великолепие храмов и богатое хозяйство.

Жестокий идеологический пресс не мог мириться с подобными достижениями. Поэтому монастырь в буквальном смысле слова пытались похоронить под землей.

Когда на территории появились профессионалы строители, изучавшие состояние монастырских построек для проведения реставрационных и ремонтных работ, то сразу обратили внимание на своеобразный «стиль» застройки. Здания с одной стороны, как бы по колено стоят в земле. В результате отсутствует отток воды, а, поэтому, намокая, разрушается кирпичная кладка. Внутри помещений — сырость.

Сомнения по поводу своеобразия строительства подтвердились, когда на месте, где стояла колокольня, экскаватор углубился в землю рядом с выступающими наружу кирпичами. Несколько ковшей открыли взору кирпичную кладку, уходящую вглубь.

Бывший главный врач психиатрической больницы, которая размещалась в монастырских постройках все последнее время, Давлекамов А. А. то же припомнил, как в больницу приезжали гости из московского научного института и брали пробы грунта с глубины примерно двух метров. Тогда глубоко в земле были обнаружены оконные отверстия с характерными арочными украшениями. Вряд ли древние строители старались украсить подвальные окна. Так и образовалась целая площадь из завезенной земли, скрывающая от нас основания древних храмовых построек.

Именно на этом древнем фундаменте возможно продолжение истории России. С каждым годом понимание этого становится все сильнее. Ведь Православная вера это не просто религиозное учение. Это сама жизнь. Поздравляя жителей области с праздником Пасхи, губернатор Астраханской области Анатолий Петрович Гужвин сказал, что русская духовность и русская культура — это есть Русская Православная Церковь.

Сказанное губернатором это не просто слова. Немногим ранее им было принято решение о передаче Астраханско-Енотаевской епархии оставшихся построек Чуркинского монастыря и дал указание своим специалистам разработать предложения по участию администрации области в этом проекте. 15 декабря 2003 года, когда губернатор поставил свою резолюцию на письме епархии с просьбой о передаче монастыря, можно считать датой продолжения истории обители. Значение этого события трудно переоценить, потому что росчерком пера наша жизнь вновь соединилась с тысячелетней традицией.

Когда-то много лет назад Святой преподобный Кирилл Строитель (Астраханский) заложил первый храм возрождающейся сегодня обители. Деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца положила начало духовной жизни монастыря.

Воспоминание об этом событии пришло достаточно неожиданно. Тридцать первого марта этого года настоятель будущего монастыря отец Валерий (Павлов) собирался на освящение закладки первого камня строящейся на территории монастыря церкви не подозревая, что освящению благоволит сам преподобный Кирилл Строитель. По неведомому для нас промыслу день освящения совпал с днем памяти основателя Астраханского Кремля — преподобного Кирилла Строителя. Никто из присутствующих тогда об этом не знал. Только через несколько дней ко всеобщему удивлению Промыслу Божию было явлено это маленькое чудо. Первый камень строительства первой деревянной церкви в честь Святителя Николая Чудотворца был освящен именно в тот день, когда в его часовне преподобного Кирилла, расположенной на территории Кремля, служили молебен в его воспоминание.

Вот таким символичным образом наша жизнь соединилась не только с нашей историей, но и с Небом. Именно эта связь есть самое ценное богатство для человека, потому что мы невидимо соединяемся с Самим Творцом Вселенной, с Тем в чьих Заботливых и Любящих Руках находится жизнь каждого из нас.

Как порою тяжело понять Эту Любовь. Как трудно принять для себя Вечные Истины, осмыслить их и сделать нормой нашей повседневной жизни. Но, оглядевшись вокруг, понимаешь, что вся история человечества на земле ни разу еще не предложила иной альтернативы, способной сохранить мир, дать здоровье и радость людям.

Там где нет добра — нет жизни. Ее Чистый Источник изливается на нас не только в Пасхальные дни. Наши монастыри всегда являлись свидетельством выбора народа в пользу Добра, поэтому восстановить разрушенное безбожной властью, значит явить перед Творцом свою волю. А «Там, где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я посреди них», — сказал Сам Господь.

Почувствовать себя сопричастниками Христу. Что может быть выше этой цели в жизни человека? Этим путем шли миллионы наших предков. Именно этот путь сохранял славу Отечества.

Поэтому здесь на руинах поруганного монастыря мы обязаны отдать долг памяти нашим отцам и дедам и вернуть былую славу нашей России.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru